По оценкам мэрии, это более трети столичного жилого фонда: 13,8 тысячи многоквартирных домов общей площадью 117,5 млн кв. м, на которые столичный бюджет готов потратить около 475 млрд рублей.
Но оценка состояния жилфонда может оказаться некорректной: по признанию чиновников, мониторинг домов ведется далеко не лучшим образом. А значит, в реальности объем работ может оказаться больше предполагаемого и выделенных денег на всех попросту не хватит. Или, наоборот, отремонтируют меньше, чем надо, и проблема дорогостоящего капремонта снова возникнет через несколько лет. Но тогда она уже ляжет на плечи жителей домов.
Вчера мэр Москвы Юрий Лужков нашел возможность экономии: он заявил, что главным условием ремонта за бюджетные деньги будет наличие в доме товарищества собственников жилья (ТСЖ). Сейчас их в столице 1,7 тысячи на 40 тысяч домов. Массовое создание ТСЖ специально под капремонт может обернуться катастрофой.
Проект программы «Ответственным собственникам - отремонтированный дом» Юрий Лужков отправил вчера на доработку. Но претензии его скорее не к сути, а к форме документа: в частности, мэр потребовал подробно прописать нормативно-правовую базу реализации программы, утвердить всю документацию по проведению капремонта. А кроме того, отметить, что принимать дом после ремонта должны госкомиссии - те же, что принимают и новые дома. Суть программы, судя по всему, останется неизменной и после доработки.
А суть такова: в 2008-2014 годах за счет городского бюджета должны быть отремонтированы все дома, введенные в эксплуатацию до 1991 года, то есть до принятия федерального закона о приватизации жилищного фонда. Согласно этому закону перед приватизацией бывший собственник домов - государство должно было выполнить обязательства по капремонту. И только после этого бремя содержания дома ложится на новых собственников, то есть на жильцов. Но фактически свои обязательства государство так и не выполнило. В частности, в Москве объемы производившегося капремонта были такими, что количество ветхого жилья из года в год только увеличивалось. А в 2005 году был введен в действие Жилищный кодекс (ЖК), еще раз подтвердивший: капитальный ремонт проводится за счет владельцев квартир. Эту ношу жильцы не могут взвалить на себя чисто физически: объем недоремонта по России оценивается в сумму от 3 трлн до 10 трлн рублей.
Где деньги, Зин?
Юрий Лужков неоднократно критиковал положения нового ЖК. Но при этом требовал заплатить за столичный капремонт из федерального бюджета. «В советское время все жители в платежках имели строчку «На капитальный ремонт», и эти деньги государство собирало. Государство должно сейчас выделать деньги на капитальный ремонт», - заявил он, в частности, на заседании правительства РФ в феврале. Интересно, что в столице строка «Капитальный ремонт» пропала из платежек по ЖКХ еще в 1990-х годах. «Это решение связано с тем, что было совершенно непонятно, кто и где будет аккумулировать средства жителей, - поясняет независимый депутат Госдумы Галина Хованская. - Непонятны были и механизмы защиты этих средств». Во многих других российских регионах деньги на капремонт по-прежнему собирают. Делает это управляющая компания дома - частная или государственная.
Все на том же февральском заседании Юрий Лужков предложил такую схему: правительство отвечает за жилье, построенное до прихода в город команды Лужкова в 1989 году, это около 170 млн кв. м. А столичные власти заботятся о домах, построенных после этой даты, то есть о 70 млн кв. м. Федеральное правительство это предложение не устроило. Прежде всего, считает Галина Хованская, оно лежит вне правового поля: столичные власти имеют право требовать от федеральных проведения ремонта только в бывших ведомственных домах, которые в последние 10 лет постепенно передали городу с баланса различных министерств. «Такие дома составляют около 20% жилищного фонда Москвы, - говорит депутат. - И чтобы добиться проведения в них капремонта, столичным властям достаточно было просто подать иск в суд».
Правда, как закончилась бы такая тяжба, трудно сказать: федеральные власти только в последнее время и крайне неохотно стали признавать свои долги перед гражданами по проведению капитального ремонта.
Слабовата поддержка
Для решения проблемы недоремонта этим летом был создан федеральный Фонд содействия реформе ЖКХ. Эта структура будет иметь статус госкорпорации и просуществует с января 2008 года до 1 января 2012 года. Главная задача - финансовая поддержка российских регионов при проведении капитального ремонта многоквартирных домов и переселении из аварийного жилья. Правда, взнос, который сделал федеральный центр в этот фонд, на фоне общей задолженности государства по капремонту выглядит мизерным: 240 млрд рублей, из которых 95 млрд пойдут на переселение граждан из аварийного жилья. И 145 млрд - собственно на проведение капремонта. К тому же претендентам на деньги фонда выставили трудновыполнимые условия. Например, деньги будут выделяться только в том случае, если владельцы квартир профинансируют 5% стоимости капремонта. В ветхих домах в основном живут бедные люди, и достать такие деньги они вряд ли смогут.
Столичные хитрости
Перестали рассчитывать на федеральные деньги и столичные власти. В проекте программы «Ответственным собственникам - отремонтированный дом» предполагаемая сумма поступлений из федерального бюджета даже не названа. Даны лишь прогнозы: по оптимистичному варианту в 2008-2011 годах столичные власти получат 32 млрд рублей, по реалистичному - всего 10 млрд рублей. На фоне трат из столичного бюджета и та, и другая сумма выглядит не слишком значительной.
При этом московские власти, по сути, пошли по пути федеральных: тоже поставили условия выделения денег на капитальный ремонт. Ключевое условие - наличие в доме ТСЖ, причем именно на собрании собственников жилья должно быть принято решение о капремонте. Между тем сейчас в столице более чем 40 тысяч многоквартирных домов и всего 1,7 тысячи ТСЖ - капля в море. В московской мэрии считают, что именно непроведенный капремонт - главная причина нежелания москвичей создавать жилищные кооперативы. То есть если пообещать все отремонтировать - люди потянутся. В мэрии уже обозначили планку: к 2014 году в столице должно быть 30 тысяч ТСЖ. «Вас не напрягает, что в ТСЖ загоняют по плану властей, а не по желанию собственников?» - возмущается Хованская. По ее мнению, в этом случае товарищества собственников жилья будут фикцией: и решение об их создании, и решения о ремонте будут, по сути, инициироваться чиновниками и работниками ДЕЗа. «У меня уже есть жалобы от членов существующих жилищных коопераций: жильцов не допускают ни до определения объемов ремонта, ни до приемки результатов этого ремонта», - говорит Хованская. А в итоге получается, что вместо замены труб в доме проводится ремонт козырька над подъездом. Эффективность расхода средств в этом случае под большим вопросом.
Тем более что и сами власти, по сути, признают: точного представления о состоянии жилфонда они не имеют. «К сожалению, система мониторинга не дает возможности точно определить реальные объемы недоремонта в связи с тем, что не включает в себя инструментальный контроль конструктивных элементов, находящихся в удовлетворительном состоянии», - говорится в проекте программы. Между тем от реального состояния здания зависит и выделяемая сумма на ремонт. Одно дело - когда нужен комплексный капитальный ремонт, в том числе с отселением жителей: он стоит 8,57 тысячи рублей за 1 кв. м. А другое дело - если дому нужен выборочный капремонт (например, заменить только лифты и трубы) - это стоит 2,14 тысячи за 1 кв. м.
Так что необходимая на программу сумма может значительно вырасти: более чем на 8%, по оценкам столичного правительства. Но это полбеды: хуже будет, если необходимый капремонт проведут не в полном объеме. Тогда чуть позже за него придется платить уже собственникам квартир, ведь после того как государство отчитается о выполнении обязательств, собственникам жилья в соответствии с ЖК придется самим заботиться о состоянии труб, крыш и прочих систем своего дома.
Предложите справедливую схему распределения денег, выделяемых государством как бывшим собственником жилых домов на их капремонт.
Оксана Дмитриева, независимый депутат Госдумы, доктор экономических наук, профессор, член партии "Развитие предпринимательства":
- Пока средства будут выделяться выборочно. На всю страну выделено 150 млрд рублей, и можно представить, куда они пойдут: в хорошие центральные дома старого фонда, где граждане действительно легко объединяются, потому что там небольшое количество квартир и выкуплены они новыми собственниками, имеющими связи с администрацией. То есть они смогут быстро привлечь на свои счета требуемые деньги.
Я вижу, как в Петербурге в хороших домах, где все выкуплено, уже и дворы благоустраивают, и лифты меняют, причем не за счет граждан, а за счет города. А в забытых богом районах не делается ничего.
Но в перспективе у каждого дома должен быть счет, куда перечислялись бы деньги на капремонт. Нужен четкий механизм, как, скажем, материнский капитал или пенсии - автоматом. Вы родили второго ребенка (и не отказались от него) или достигли пенсионного возраста - и вам пошли деньги. Так же и с капремонтом: все дома, скажем, с износом свыше 50% и введенные в действие до 1991 года должны подвергаться капитальному ремонту. Чем выше износ, тем больше доля государства, а в отдельных случаях долю жильцов может на себя взять субъект федерации.
Но нужен четкий механизм, напоминающий жилищно-накопительный механизм для военных. А когда средства будут поступать на счета граждан, то и ремонт обойдется гораздо дешевле.
Ирина Рабер, префект Северо-Восточного округа Москвы:
- Здесь нельзя сказать: всем сестрам по серьгам. Стоимость средств, которые государство предполагает направить на капитальный ремонт конкретного дома, определяется видами работ, требующихся для него. В каких-то домах нужен, скажем, только ремонт кровли, а где-то - полностью замена всех коммуникаций и утепление фасадов. Так что суммы, выделяемые на ремонт разных домов, не будут одинаковы.
Правильное распределение средств зависит от мониторинга, который ведет жилищная инспекция по Москве, но в качестве побудительных мотивов, учитывающихся сейчас, рассматривается желание собственников создать товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Конечно, в первую очередь должны ремонтироваться дома, которые нуждаются в этом больше всего, но среди прочих равных ремонтники пойдут туда, где уже есть ТСЖ.
Ирина Хакамада, президент фонда социальной солидарности "Наш выбор":
- Справедливая схема всегда вне экономики. Если вычислили, что дом плохо стоит, и начали ремонтировать, это и будет справедливость. А экономическая справедливость - это стимулировать через капремонт создание товариществ.
В принципе неплохая идея, потому что люди не хотят создавать товарищества и надеются, что за них все решит государство. Но на самом деле ТСЖ выгодны. Если вы все правильно оформили и взяли в собственность дом и территорию вокруг него, то потом, если что-то начнут строить под окном или, наоборот, чего-то не делать, у вас уже будет возможность качать права.
Неплохо, если государство заставит людей немного пошевелиться и будет без коррупции, а с помощью такого механизма (ремонтируя дома) стимулировать жильцов к созданию ТСЖ.
Артем Тарасов, предприниматель:
- Для начала из тех денег, которые выделяются, берется небольшая сумма для разработки автоматизированной (без участия человека) системы оценки предложений по капремонту. Грубо говоря, это показатели, которые заполняют компании, претендующие на получение заказа. Но решение принимает компьютер, исходя из анализа этих показателей.
А дальше объявляется тендер. Но его уже не сможет выиграть ни одна компания, которая просто дает взятку. Его выиграют именно те, кто и сможет сделать лучший ремонт.
Матвей Масальцев Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU