Госдума приняла в пятницу во втором чтении проект поправок в отдельные федеральные законы в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Изменения - в том числе в Земельный и Градостроительный кодексы - на первый взгляд выглядят техническими: устанавливается процедура резервирования. Но правила эти становятся все менее прозрачными. В результате чиновники получают еще больше возможностей изымать у граждан землю.
Согласно законопроекту резервирование земельных участков допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для госнужд, а также в пределах «иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий».
Резервировать можно на срок не более семи лет без права повторного резервирования, а под строительство автомобильных и железных дорог и других линейных объектов - на 20 лет.
Если зарезервированный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то арендовать его можно на время, не превышающее срок резервирования. По этому же принципу ограничен и срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка.
Собственники и пользователи зарезервированных под госнужды участков оказываются в проигрыше: такой участок нельзя продать, новые постройки на нем или улучшение имеющихся не будут учитываться при определении компенсации. При этом основания для объявления госнужды у чиновников остаются широкими.
"Если рассматривать все последние нововведения в совокупности, видна такая цель: малыми поправками перевести вопросы о резервировании земли для госнужд во власть чиновников", - считает директор Corpus Juris Денис Балакин. Например, в законопроекте прописано: до утверждения местными властями документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 года, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства утверждаются чиновниками. "Сейчас в 99% регионов нет утвержденного по закону генплана. Нет его и у Москвы", - утверждает депутат Госдумы Галина Хованская. Получается, что у чиновников есть временной задел для резервирования на основании своих собственных постановлений. Столичная мэрия в феврале 2007 года уже одобрила постановление "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков". Чиновники не скрывают, что постановление нужно для ускорения процесса резервирования под госнужды максимально возможной территории.
При этом, как замечает Балакин, статья 49 Земельного кодекса имеет четкий, закрытый перечень госнужд, позволяющих «в исключительных случаях» изъять землю: строительство объектов обороны, транспорта, энергетики. «Однако главы городов активно пытаются расширить перечень оснований - внести в него новое жилищное строительство», - говорит Галина Хованская. В частности, это основание прописано в московском городском законе «Об обеспечении прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений». «Это абсолютно незаконный правовой акт, - уверен Балакин. - Однако федеральные власти и суды закрывают на это глаза». «В деле о выселении жителей поселка в Южном Бутово суд даже не рассматривал правомочность решения правительства Москвы об изъятии этой земли под новое строительство. Постановление мэрии становится истиной в последней инстанции», - добавляет Галина Хованская.
"Есть такая тенденция: все необычные новшества Москвы вскоре появляются в федеральных законах. Так что я не удивлюсь, если вскоре жилищное строительство официально объявят госнуждой, - говорит Денис Балакин. - Законопроект о порядке резервирования - еще один шажок к этому".
Матвей Масальцев Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU