Госдума приняла 27июня во втором чтении законопроект "О государственном кадастре недвижимости". За несколько месяцев с момента первого чтения проект, предусматривающий быструю либерализацию рынка кадастровых услуг, потерял большую часть содержания. Как минимум до 2010 года большая часть рынка кадастровых услуг будет находиться под контролем Роснедвижимости, в которой за время дискуссии о кадастре сменилось руководство.
Законопроект "О государственном кадастре недвижимости" был разработан МЭРТом и принят Госдумой в первом чтении осенью 2006 года после принятия закона о "дачной амнистии". Напомним, что закон разрешил регистрировать земельные участки со строениями на них по факту, то есть с излишками и "самозахватом".
Однако для регистрации владелец участка должен представить техпаспорт объекта и кадастровый план земельного участка. Выяснилось, что рынок этих услуг монополизирован: техпаспорт объекта готовит Бюро технической инвентаризации (БТИ), а обмер участка производят аффилированные с местными властями МУПы и ГУПы. В результате стоимость услуг для граждан доходит до нескольких десятков тысяч рублей за объект. Тогда МЭРТ в лице замминистра Андрея Шаронова пообещал демонополизировать сферу кадастрового учета недвижимости в новом законе "О государственном кадастре недвижимости".
Однако принятый вчера во втором чтении законопроект эту проблему не решил. Кадастровые инженеры, согласно проекту, фактически будут так же, как и сейчас, зависимы от органов власти – их реестр будет вести орган кадастрового учета Роснедвижимость (сейчас в составе МЭРТа), а обмером зданий и помещений будут по-прежнему заниматься структуры БТИ. Согласно проекту, до 1 января 2010 года будут действовать переходные положения, отдающие на усмотрение правительства изменение нынешнего порядка учета зданий и сооружений. Если правительство ничего не изменит в этом порядке, то по крайней мере до 2010 года рынок кадастрового учета будет контролироваться системой БТИ и подведомственных Роснедвижимости ГУПов.
Кроме этого, законопроект ко второму чтению так и не получил развернутого положения о саморегулируемых организациях (СРО) кадастровых инженеров. В проекте упоминается, что такие СРО могут создаваться, однако о материальной ответственности СРО за действия участников речи не идет. Таким образом, там, где частные кадастровые инженеры не будут самостоятельно создавать СРО, кадастровый учет будут вести те же ГУПы.
По информации Ъ принятие проекта в нынешнем виде проллобировало новое руководство Роснедвижимости, которое будет отвечать за ведение единого кадастра недвижимости. Пока законопроект рассматривался Госдумой, в Роснедвижимости сменилось руководство – Михаила Мишустина сменил Сергей Подобед, который, судя по всему, оказался противником регулирования цен на рынке кадастрового учета через СРО.
Как пояснил Ъ юрист фирмы Gide Loyrette Nouel Дмитрий Раев, отсутствие полноценных СРО не позволит демонополизировать рынок услуг по кадастровому учету недвижимости. Система же БТИ приводит к росту издержек. В частности, по правилам БТИ документы с результатами обмера здания действительны только год. При купле-продаже недвижимости каждый раз надо измерять объект заново – по словам господина Раева, при обмере крупного складского объекта для кадастровых целей расходы могут составлять до $200 тыс.
Проект, несмотря на отмечавшиеся недостатки, вчера был принят во втором чтении практически без обсуждения. Пока неизвестно, готов ли МЭРТ бороться за либерализацию системы кадастрового учета – по данным Ъ, в развитие принятого закона ведомство готовит и другие законопроекты, но сроки их внесения в Госдуму пока не определены.
Ирина Граник Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU