Столичные чиновники решили, что в условиях дефицита земли передача дворовых территорий в собственность обитателям многоквартирных домов будет слишком большой роскошью. Дабы не лишить себя возможности «уплотнять» точечной застройкой уже сложившиеся микрорайоны, власти готовы на ходу пересмотреть политику межевания земель, подлежащих приватизации товариществами собственников жилья (ТСЖ). Об этом вчера на заседании городского правительства заявил руководитель департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев.
По его словам, начатое в прошлом году массовое межевание городских микрорайонов в рамках исполнения нового Жилищного кодекса оставляет в собственности домовладения не только землю непосредственно под зданием, но и «большие прилегающие территории». В 2006 году, по данным департамента земельных ресурсов города, было размежевано и передано в долевое владение членам ТСЖ 716 участков.
Однако в ближайшее время рамки межевания дворовых территорий будут откорректированы, поскольку, по мнению г-на Дамурчиева, сложившаяся система распределения границ земельных владений «может привести к сложностям при дальнейшей застройке города». «Сегодня прирезаемые к пятну застройки прилегающие территории могут достигать одного гектара, чаще это 0,5 га, -- заявил он. -- При этом, прирезая данную территорию первому заявителю, мы ущемляем права близлежащих домов».
Кроме того, по мнению чиновников, «сложившийся по правилам общежития город» привык существовать в условиях, когда жильцы сразу нескольких домов пользуются общими спортплощадками, парковками и площадками выгула домашних животных. «Получив прилегающую к дому, например, спортплощадку, рассчитанную и на соседние жилые здания, собственники закрывают ее для детей из соседних домов. Не надо забывать, что дома стоят не изолированно друг от друга», -- посетовал мэр столицы Юрий Лужков. Он также согласился с тем, что оформлять в собственность надо только территорию под зданием по его периметру и «разумную» нормированную для всех прилегающую часть. Решение же о выделении дополнительных прилегающих участков будет приниматься правительством города в индивидуальном порядке с каждым ТСЖ.
По словам председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, ограничительные меры, оставляющие за ТСЖ весьма лимитированную дворовую территорию, оправданны и с градостроительной точки зрения. Межевать жилые районы, по мнению городских архитекторов, нужно не по отдельным ТСЖ и входящим в них домам, а по микрорайонам. «Градостроительные нормативы, -- считает г-н Кузьмин, -- не позволят найти каждому цельную площадку для самостоятельной жизнедеятельности». По его словам, это можно постараться сделать при новом строительстве, но в старых микрорайонах прилегающие территории слишком малы, чтобы удовлетворить потребности всех объединившихся собственников квартир. Обширные же общие территории микрорайонов решением мэрии могут остаться в собственности города и в дальнейшем использоваться под уплотнение.
Побоялись «скованности городских возможностей в реконструкции старых жилых микрорайонов» и единороссы из Московской городской думы. По словам председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, мэрии предстоит реконструировать 480 столичных микрорайонов, или 28 млн квадратных метров жилья. Однако «чересполосица» землевладельцев, требующая трехсторонних соглашений, по мнению депутата, не позволит муниципалитету «свободно действовать в интересах москвичей». Г-н Москвин-Тарханов заявил «Времени новостей», что он не видит иного выхода, кроме как передавать в собственность ТСЖ лишь земли под «подошвой дома». Депутаты же, по его словам, готовы компенсировать это «ущемление» инициативой снизить налоговое бремя для жилищных товариществ. Ведь инициатива московского правительства лишит ТСЖ предусмотренной Жилищным кодексом возможности зарабатывать собственные средства от сдачи в пользование или ограниченное пользование земли как части общего имущества.
Однако эксперты полагают, что таких уступок будет недостаточно, чтобы предотвратить недовольство владельцев квартир. Бывший депутат Мосгордумы, а ныне председатель совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению при фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Дмитрий Катаев полагает, что чиновники опять произвольно трактуют Жилищный, Земельный и Градостроительный кодексы, пытаясь изобрести новый «способ саботажа земельных прав горожан». «По закону достаточно заявления общего собрания собственников дома, и им обязаны оформить земельный участок, который соответствует нормативам эксплуатации здания еще времен застройки, -- пояснил он «Времени новостей». -- Нормативы предоставления земельных участков, как правило, в Москве не выполняются, и микрорайоны нужно делить между домами». В центре и в микрорайонах свободной планировки, по словам г-на Катаева, это сделать труднее, чем в стандартных застройках 50--60-х годов. Да и в этом случае, полагает он, территория, на которую можно поделить микрорайон, будет меньше нормативов для дома. Г-н Катаев убежден, что сверхприбыли стройкомплекса Москвы мешают мэрии просто поделить землю поровну между собственниками и заставляют оставлять контроль за основной частью территорий за собой.
Председатель фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергей Митрохин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» отметил, что столичное правительство таким образом умело пользуется «мощным финансовым инструментом -- землей». В частности, городской казне сдача земли в аренду приносит гораздо больше прибыли, нежели получаемый с собственников земельный налог. Так, по данным департамента земельных ресурсов города, в прошлом году доходы московского бюджета от аренды городских территорий составили более 19 млрд руб., тогда как земельный налог принес лишь 1 млрд. «Фактически этим решением собственники квартир в ТСЖ лишаются прав, которыми пусть и не в полной мере, но в виде пользования землей обладали в советское время жилищно-строительные кооперативы», -- считает депутат.
Юлия Хомченко Время новостей
Статья о недвижимости получена: IRN.RU