Всем известно, что даже название загородного поселка имеет значение для покупателя и отчасти формирует "имидж места". Казалось бы, историческое прошлое населенного пункта, тем более всероссийская известность, еще в большей степени должны влиять на его привлекательность. Обозреватель "Ъ-Дома" АНДРЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ обнаружил, что, как ни странно, это не так. Зато девелоперы используют любую возможность, чтобы создать "историческую среду" в тех местах, где они торгуют землями.
Газ вместо пушек
Лет 12 назад один риэлтер рассказывал мне, как безуспешно пытался продать дачу в писательском поселке Красная Пахра, которая принадлежала в свое время Владимиру Высоцкому и была построена по проекту Марины Влади.
Очень необычная дача, что-то вроде студии на загородный манер: прихожая, переходящая в кухню, далее большая гостиная, а из нее дверь в сауну тоже немаленьких размеров. "Представляешь, никого даже не волновало, что в этой сауне парился сам Высоцкий,– жаловался риэлтер.– Сразу начинали прикидывать, как перекроить дом под несколько спален. А ведь это живая история, только за это можно было не глядя заплатить $100 тыс.".
Не знаю, был ли в результате продан этот дом за весьма немалую по тем временам сумму. Но "историческая" составляющая в цене недвижимости по-прежнему весьма невелика. Конечно, если представить себе невозможное – например, государство выставляет на продажу усадьбу графа Толстого в Ясной Поляне, желающие поторговаться выстроятся в очередь. Но это, повторю, из области абсурда, а вот простое соседство с историческими оазисами потенциального покупателя не слишком вдохновляет. А если и вдохновляет, то, как правило, по причинам иного свойства.
"Да, в окрестностях Ясной Поляны дома пользуются неплохим спросом,– обнадежила меня Диана Монахова, соучредитель тульского агентства недвижимости 'Каприз'.– Потому что 'Чермет' находится по другую сторону от города. 'Чермет' – это завод такой. Там выбросы, а контроля никакого нет и не будет. Так что у нас цена недвижимости определяется отдаленностью от 'Чермета'. А вокруг Ясной Поляны к тому же места красивые. Там участок в 12 соток стоит примерно $15 тыс. Но в Платоновском лесопарке – это ближайший пригород – все равно дороже".
Понятно, что Ясной Поляне просто повезло оказаться вдали от источника экологической угрозы. А вот другое памятное место, также неразрывно связанное с именем писателя,– Бородинское поле – совсем не вызывает интереса у покупателей загородной недвижимости. "Понимаете, на таком расстоянии от Москвы (120 км.–Ъ) обеспеченных покупателей может заинтересовать только большая вода,– пояснили нам в можайском агентстве недвижимости.– Вот побережье Можайского моря высоко ценится, здесь сотка стоит больше $1 тыс. Это только то, что получает хозяин земли на руки, а покупателю с учетом оформления земля обойдется вдвое дороже. А в окрестностях Бородина цены в два-три раза ниже. Покупателям до Багратионовских флешей или Шевардинского редута дела нет".
Точно так же, как мы выяснили, не влияет на привлекательность земли и соседство с памятником последней войны – разъездом Дубосеково, где, как считается, совершили подвиг 28 панфиловцев. Для приобретателя недвижимости гораздо важнее наличие магистрального газопровода, чем теоретическая возможность откопать пушку времен какой-нибудь из отечественных войн на своем участке.
Что уж говорить о менее известных памятных местах! Усадьба Мелихово, принадлежавшая некогда Антону Павловичу Чехову, значащаяся в любом туристическом справочнике, отсутствует в базах данных местных риэлтеров. "У нас самое престижное место – Баранцево,– пояснили в чеховском агентстве недвижимости 'Римарком'.– Там сосновый бор, река Лопасня, монастырь, мидовские дачи. И все коммуникации. Правда, дорога отвратительная. Еще Талеж пользуется спросом – там святой источник. А поблизости от Мелихова никто специально жить не стремится".
Пожалуй, больше всего в ближнем Подмосковье повезло поселку Абрамцево, связанному с именами Васнецова, Серова, Поленова. По утверждению риэлтеров, это самое популярное место в Сергиево-Посадском районе. "В Абрамцеве участки с вековыми соснами, а самое главное – это инфраструктура, в первую очередь магистральный газ,– говорит заместитель директора агентства 'Ваш дом' Ирина Загребина.– Сейчас здесь сотка земли в среднем стоит $7 тыс. В следующем по престижности поселке Семхозе земля продается по $3,5 тыс. Но централизованной коттеджной застройки нет, каждый строит сам для себя. Все-таки 50 км от МКАД – это неблизко. Я знаю, что здесь выставлялся на продажу участок в несколько гектаров под коттеджную застройку по цене $3,5 тыс. за сотку, но покупателя, кажется, не нашлось".
"Нельзя сказать, что близость исторических мест в значительной степени влияет на спрос или цену загородного объекта,– утверждает Иван Шульков, директор департамента инвестиционного консалтинга компании 'Усадьба'.– В общей массе покупатели мало интересуются историческим прошлым – их больше заботит настоящее: потребительские характеристики участка или объекта, престижность направления, окружение, наличие единой социальной среды и другие факторы, куда более объективные, нежели эфемерный налет истории".
Славное прошлое
Если известность места (даже и всемирная, как в случаях с Ясной Поляной или Бородиным) не влияет на цену и привлекательность земли, то компании–застройщики коттеджных поселков обычно пытаются придать исторический статус уже освоенной территории.
"Наличие достопримечательностей рядом с загородным домом может служить дополнительным преимуществом, хотя определяющими по-прежнему остаются направление, на котором расположен участок, расстояние до МКАД, экологическая обстановка, инфраструктура, наличие рядом леса или водоема,– утверждают в компании 'Терра-Эстейт'.– В этом случае исторический или культурный профиль района может поднять статус территории. Но часто застройщики пользуются громкими названиями исторических мест в рекламных целях, вводя покупателей в заблуждение. Объект продажи может на самом деле находится от достопримечательности за несколько километров".
На самом деле для любой точки на карте Подмосковья можно создать вполне правдоподобную и даже правдивую легенду, если хорошенько покопаться в архивах. Вот, например, село Нахабино на Волоколамке – что в нем "исторического"?
Неспециалист, пожалуй, и не вспомнит, с какими именами связано название этого населенного пункта. А Полина Иванова, ведущий аналитик компании "Северо-Запад", тут же выдает необходимую справку: "В XV веке поселок Нахабино принадлежал боярам Плещеевым. Многие представители этого боярского рода занимали видное положение при дворе московских князей. Среди владельцев Нахабина – Михаил Плещеев, имевший большие владения в разных местах Подмосковья. После его смерти сыновья поделили владения: Нахабинскую вотчину с селами Нахабино и Караулово на речке Нахабинке получил младший сын Иван Плещеев. В 1534 году село было продано Троице-Сергиевому монастырю. В начале XVII века село Нахабино, разоренное Литвой, названо 'пустошь'. Вскоре, в 1633-1634 годах, в населенном крестьянами селе Нахабино была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы..." Понятно, что компания "Северо-Запад", которая строит сейчас элитный поселок "Нахабино Кантри Клаб", заинтересована в продвижении "исторической" составляющей своего проекта.
Или другой пример. Как известно, в поселке Немчиновка одно время жил создатель "Черного квадрата" Казимир Малевич. Компания, которая будет строить на территории поселка жилой комплекс Vitro Club (читайте об этом проекте на стр. 29), обратилась в местную администрацию с предложением поставить памятник художнику. Причем не требует за это ни отдельного землеотвода, ни каких-либо административных поблажек. Ее затраты с лихвой окупятся будущими продажами, которым поспособствует придание поселку дополнительной культурно-исторической составляющей.
"Знаменитые в историческом плане места помогают застройщику в реализации маркетинговой и рекламной стратегии продвижения коттеджного поселка,– отмечает Александр Винокуров, директор департамента жилой недвижимости группы компаний RIGroup.– В данном случае срабатывает эффект синергии: девелопер меньше средств тратит на продвижение своего проекта, располагающегося в непосредственной близости от исторического раскрученного места. Для покупателей историческая значимость местоположения поселка может быть важным, но не основным фактором, влияющим на принятие решения о покупке".
Конечно, нет ничего плохого в том, что застройщики "подтягивают" исторические характеристики тех мест, которые по каким-то причинам оказались востребованы. И все же жаль, что не происходит обратного процесса – освоения уже памятных мест как таковых. Вот, например, деревня Крекшино на Киевском направлении, где в конце XIX – начале XX веков жил редактор и издатель В. Г. Чертков, к которому часто приезжал и подолгу гостил Л. Н. Толстой. В прошлом году областное министерство культуры объявило о том, что сдаст усадьбу в долгосрочную аренду организации, которая возьмется за восстановление памятника, лежащего в руинах. О желающих приняться за столь выгодное, хотя и хлопотное дело пока не слышно...
Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU