По оценке экспертов, правительству Москвы принадлежит имущество (здания, земельные участки, акции предприятий и т.п.) на сумму примерно $65 млрд. Однако дивидендов от работы с ним в бюджет ежегодно попадает не более $0,7 млрд, т.е. около 1%, в то время как в Европе этот показатель у муниципалитетов приближается к 2,5–4%. Значит ли это, что правительство города использует свою собственность неэффективно? На одной из пресс-конференций Олег Толкачев, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса по имущественно-земельным отношениям, попытался ответить на этот вопрос.
Что сегодня самое острое? Я постараюсь коротко рассказать. Скажу, что Москва, на мой взгляд, является достаточно эффективным пользователем своей собственности. Эта эффективность проявляется в том, что на 50% за один год увеличены поступления от работы с имуществом и землей, принадлежащими Москве. Это сильный показатель, но не единственный. Это переход от планки 20 млрд руб. в год до 31 млрд в год. Это важно, но самое главное, что за те 12 лет, которые работает имущественная система, выработан четкий ясный понятный алгоритм действий по управлению городской собственностью, который нацелен на оптимизацию. В соответствии со стратегической целью, поставленной мэром Москвы Юрием Лужковым, поступления от операций с московской недвижимостью должны достичь ежегодного уровня 100–120 млрд руб. и на 50% обеспечить формирование доходной части бюджета столицы.
Что на сегодня? Принята новая методика расчета ставок арендной платы. Мы переходим от 14 млрд руб. к 17 млрд руб. Нынешние ставки арендных платежей по Москве достаточно щадящие. Эта ситуация позволяет бизнесу активно развиваться.
По земле: от уровня 12–13 млрд руб. по текущему году переходим к 15–16 млрд руб. Мне неловко сравнивать, но только что пришло письмо заместителя министра имущественных отношений, там говорится, что они собираются повысить собираемость платежей. Даже мне как-то стыдно на эту тему говорить. Драматизм в другом. Проблема с теми площадями, которые заняты сегодня промышленными предприятиями. Существует две точки зрения, две логики развития. Логика московская сводится к тому, что земля под предприятием должна быть выкуплена им самим за 30 ставок, а остальная его земля выкупается по рыночной цене. Другая логика обеспечивается работой Минэкономразвития. Она такова, что по просьбам трудящихся олигархов нужно не рыночную цену вводить, а уменьшить 30-кратный порог ставок налога на землю до 20-кратного. Один из руководителей РСПП говорит, что вообще ничего платить не будем. Но эти логики абсолютно неприемлемы.
Если говорить о 4-х зонах. Рыночная стоимость земли в центре города ниже, чем ее цена, предусмотренная Земельным кодексом, а 3-я или 4-я зона (периферия) – «Алые паруса», Хорошевское шоссе или земля вокруг МКАД – тоже достаточно привлекательны. Но там земля в 40 раз дешевле своей рыночной стоимости. Это фантастика, безумие. Тем не менее, проект продвигается, но он даже в такой редакции, которая существенно принижает права регионов распорядиться своей собственностью, находит непонимание: а почему мы должны выкупать – вы должны бесплатно отдать эту землю.
Стоимость гектара земли в центре города составляет $7–8 млн. Вот представьте, предприятие получает 3–4 га земли. А дальше что? Золотая лихорадка. Уже не занимаются производством, сворачивают его и занимаются землей. Наивные мечты, что рынок сам все отрегулирует – не все могут дожить до счастливого завтра. Мы это уже проходили в Москве. Сто раз приводил пример с приватизацией ЗИЛа. Нет ни менеджеров, ни профсостава, который бы занимался машиностроением. Нынешние хозяева получили ЗИЛ за $5 млн – по цене одного станка. Были забастовки, демонстрации, митинги. Продали. И дела по приватизации начала 1990-х гг. покажутся детским лепетом по сравнению с тем, что произойдет на рынке земли.
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU