Об увеличении земельного налога в некоторых районах Московской области "Бизнесу" рассказали сразу несколько юристов. Вот один из таких случаев.
В соответствии с правоустанавливающими документами земельный участок, на котором располагается предприятие, находился близ деревни Апаринки (Ленинский муниципальный район Московской области). "Однако законом Московской области от 28 февраля 2005 года №79/2005ОЗ границы муниципальных образований, входящих в Ленинский муниципальный район, были изменены: деревня и территория около нее была присоединена к городу Видное",- рассказал "Бизнесу" начальник юридического отдела ООО "Просперити" Александр Юциков. Тогда же в состав города вошли еще шесть других деревень.
Это стало одной из причин роста отчислений по земельному налогу для организаций, чья земля находится в бывшей деревне. В частности, сумма земельного налога, которую должно платить ООО "Просперити", возросла более чем в 30 раз. При этом процедуры установления новой границы, как и процедуры установления кадастровой стоимости земли, соблюдены в полном объеме не были, говорит юрист. "В частности, границы города закреплены лишь в виде картографического описания. Однако, насколько нам известно, новая землеустроительная и градостроительная документация, в том числе и генеральный план района и города, до настоящего времени в полном объеме не утверждена. Есть основания предполагать, что была изменена и категория земель",- рассказывает он.
Как известно, земельный налог - один из двух сборов, полностью зачисляемых в бюджет муниципального образования. Кроме него в муниципальный бюджет поступает налог на имущество. "Поскольку налог на имущество не дает больших поступлений, власти муниципалитетов заинтересованы в росте поступлений земельного налога, в том числе путем увеличения ставки для отдельных предприятий, а также путем изменения границ муниципальных образований",- говорит один из опрошенных "Бизнесом" юристов. Получить комментарий от чиновников администрации Ленинского муниципального района или образования "Город Видное" вчера не удалось.
Найденный областными чиновниками способ повысить доходы от земельного налога "Бизнесу" прокомментировал директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин. "Стоит напомнить, что дифференциация налога должна быть экономически обоснованной, на что, кстати, указывал в свое время и Конституционный суд (КС)",- говорит юрист. Действительно, в определении КС №209-О сказано, что "судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога должны выявлять, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков". При определении ставок земельного налога чиновникам надо учитывать, что новые требования по этому сбору могут быть установлены только с 1 января каждого года, поскольку они рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земли в январе, добавляет руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров.
Аналогичные споры между предпринимателями и муниципалитетами уже были и в других районах Московской области. К примеру, в мае 2006 года Верховный суд признал недействующими отдельные положения закона Московской области №197/2004-ОЗ, согласно которому несколько населенных пунктов были присоединены к городу Балашиха. Суд постановил, что доказательств, свидетельствующих о правомерности включения в состав территории городского поселения перечисленных сельских земель, представлено не было. В марте этого года Верховный суд принял решение о недействительности постановления правительства Московской области, в котором определялись границы города Луховицы (Луховицкий муниципальный район Московской области).
Алексей Савкин Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU