Это ощущается уже на МКАД. Ее восточная половина загружена сильнее, чем западная. Несмотря на недавнюю широкомасштабную реконструкцию на восточной части кольца, его пропускная способность уже почти исчерпана. Привычным явлением стали здесь «беспричинные» заторы: никакой существенной помехи движению впереди нет, а все пять рядов еле-еле ползут – и так на протяжении многих километров. Поэтому первый совет: если вам нужно проехать Москву с юга на север или обратно, направляйте автомобиль на запад МКАД, и выигрыш во времени будет существенным.
Через кольцо на восток за пределы столицы вырываются четыре важнейших городских магистрали – Рязанский и Волгоградский проспекты, шоссе Энтузиастов и Щелковское шоссе.
Первая пара, в сущности, только две ветки одной дороги – на Рязань и далее на Челябинск. Но как различны условия движения на них! Продолжение Рязанского проспекта сразу же попадает в пределы города Люберцы. Езда здесь – сплошное приключение: на протяжении нескольких километров приходится останавливаться на 17 светофорах! Но что поделаешь, город предъявляет к шоссе свои требования. Последний из светофоров – самый тяжелый, где влево ответвляется дорога на Егорьевск. Именно туда направляется значительная часть автомобильного потока.
Шоссе на Егорьевск складывается из двух мало похожих друг на друга частей. Начальный отрезок, проходящий через Люберцы и прилегающие поселки, никакого удовольствия водителям доставить не может, так как представляет собой узкую, с многочисленными крутыми поворотами и частыми светофорами дорогу.
При этом нагрузка на данный участок велика, так как он обслуживает дачные места, справедливо считающиеся одними из лучших в Подмосковье. Томилино, Красково, Удельная, Малаховка – поселки старые (от 100 до 150 лет), с традиционной планировкой, сложившейся сферой обслуживания, особым «малаховским» стилем жизни. Лишь выбравшись из тесноты населенных пунктов, Егорьевское шоссе преображается в приличную подмосковную дорогу средней руки. Ширина – полтора ряда в обоих направлениях, покрытие – неплохое, а повороты, хотя по-прежнему многочисленны, становятся плавными. По сторонам – чудесный лес, изредка уступающий место небольшим населенным пунктам и заправочным станциям с относительно низкими ценами. Кое-где, например в Шмеленках, уже выросли коттеджные поселки. Езда спокойная, приятная, неутомительная.
Но пора вернуться на Рязанское шоссе. За Люберцами следует еще один перегруженный перекресток – поворот на город Жуковский. Здесь почти всегда вытягиваются длинные очереди. Тех же, кто продолжает движение в прямом направлении, ожидает сюрприз – табличка, указывающая, что впереди Москва. Никакой ошибки нет. Просто, чтобы избавить Люберцы от транзитного потока, автомобилистам из Жуковского предлагают проехать чуть-чуть дальше – до слияния с Новым Рязанским шоссе и, развернувшись, устремиться в столицу по нему.
Новое шоссе возникло относительно недавно – всего лет сорок назад. Уже тогда московские дорожники осознали, что никакая реконструкция не сможет существенно улучшить проходящую через крупный город магистраль, и занялись прокладкой ее дублера – Нового Рязанского шоссе, которое в пределах Москвы стало называться Волгоградским проспектом. Новое широкое (три полосы в каждом направлении) шоссе под номером М-5 тактично прошло по южной окраине Люберец, на нем устроили пару развязок, однако избежать пересечений в одном уровне все же не удалось. Регулируемый светофором сложный перекресток в километре от МКАД постоянно собирает перед собой длинные очереди.
Слившись, Старое и Новое Рязанские шоссе образуют относительно узкую (по два ряда в каждом направлении, без разделительной полосы) дорогу, которая томительно долго извивается через длинные населенные пункты Октябрьский и Островцы. Часто – через три-пять километров – расположены заправочные станции, вдоль шоссе ведется оживленная торговля.
У каждого участка подмосковных шоссе есть свой специфический товар: деревня Ермолино на Дмитровском славится пирожками, в районе деревни Голыгино на десять километров вдоль Ярославского раскинулись базары парниковой пленки и прочего пластика. А здесь, на Новорязанском, вовсю торгуют куриными яйцами – ведь рядом Томилинская птицефабрика.
Оживленный участок заканчивается у деревни Заозерье, за которой высоко поднимается стальная арка моста через Москву-реку. Мост новый, всего лет тридцать назад заменивший прежний, который являлся своего рода достопримечательностью. Дело в том, что в 1937 году, когда в Москве развернулось сооружение современных грандиозных мостов, встал вопрос, что делать со старыми уродливыми переправами. Решение нашли элегантное – однотипные фермы двух старых мостов по трассе Садового кольца – Крымского и Краснохолмского – сплавили по реке вниз, к Заозерью, где на новых опорах они прослужили еще несколько десятилетий уже на Рязанском шоссе. Но и там они вскоре стали слишком тесными для выросшего движения, и сегодня о прежнем Заозерском мосте напоминает только насыпь слева от дороги.
За мостом шоссе наконец превращается в настоящую автостраду – с широкой разделительной полосой и плавными поворотами. Появляются даже развязки. Особенно впечатляет одна из них, служащая началом обхода вокруг города Бронницы. Этот совсем свежий участок магистрали принес огромное облегчение здешним автомобилистам, которым больше не приходится протискиваться через узкие улочки заштатного городишки. Так как шоссе старательно обходит населенные пункты, интенсивность торговли (да и вообще всякой жизнедеятельности) по его сторонам резко снижается. Намного реже встречаются бензозаправки, почти исчезают придорожные магазины и шашлычные. А огромные щиты дорожных указателей с чисто российской широтой размаха задают направление – сразу на Челябинск! Свернув все-таки в Бронницы, можно по проходящей через город бывшей бетонке попасть на Егорьевское, а еще дальше – на Горьковское шоссе.
Шоссе Энтузиастов, за МКАД переходящее в Горьковское шоссе (ныне М-7), издавно пользовалось широкой известностью под названием Владимирки, по которой всего полтора века назад гнали в Сибирь партии ссыльных и каторжников. С открытием железной дороги кандальные шествия ушли в прошлое, а дорога превратилась в типичное шоссе-работягу, связывающее Москву не только с областными центрами – Нижним Новгородом, Владимиром, но и с важными подмосковными промышленными центрами – Ногинском, Электросталью, Павловским Посадом. В идущем по шоссе сплошном потоке очень много грузовиков, причем не только «дальнобойных» тягачей с полуприцепами, но и самых обычных самосвалов и фургонов «местного назначения». Немало также и междугородных автобусов, которые доставляют пассажиров в Ногинск раза в два быстрее электричек – если, конечно, не будет затора. А они, к сожалению, случаются очень часто.
Главная беда Горьковского шоссе, конечно же, Балашиха. Один из крупнейших городов Московской области в свое время совершенно справедливо закладывался в сторонке, так, чтобы к нему был подъезд как с Горьковского, так и со Щелковского шоссе. Но подобно большинству подмосковных городов в ходе своего роста Балашиха вобрала прилегавшие населенные пункты, в том числе и по другую сторону от Горьковской дороги. В результате сегодня шоссе проходит почти через балашихинский центр.
Реконструировали шоссе, как одно из самых важных в стране, в числе первых – в 1960–1970-е гг., когда просто невозможно было представить себе бурную автомобилизацию последнего десятилетия. И потому дорогу расширили, благоустроили, но оставили на прежнем месте. А главное – не выстроили никаких развязок на пересечении с городскими проездами. Особенно тяжело преодолевается перекресток с главной улицей города – Советской. В часы пик здесь образуются огромные заторы. При этом надежды на скорое улучшение ситуации нет. Дорогу нужно либо переносить далеко к югу, за пределы Балашихи, либо прятать в глубокую выемку. И то, и другое – дорого и долго.
Балашиха и прилегающие к ней поселки вбирают значительную часть потока, и дальше движение становится относительно приличным, однако отнюдь не безостановочным. Расположенные по сторонам населенные пункты заставили устроить кое-где светофорные пересечения (развязок на шоссе нет – аж до поворота на Электросталь).
Сама Балашиха для владельцев автомобилей – город крайне неприятный. Тамошние жители активно борются за безопасность движения, вследствие чего перегородили все улицы (в том числе магистральные) асфальтовыми и бетонными надолбами, расположенными с внушающей ужас частотой – через 15–20 метров. Через рукотворные ухабы с дребезжанием скачут разбитые балашихинские машины. Кстати, такой же склонностью к вредительству на дорогах отличаются и прочие населенные пункты Балашихинского района, в частности, Железнодорожный. На снижение числа дорожно-транспортных происшествий эта бестолковая самодеятельность существенного влияния, естественно, не оказала, зато сократила срок службы местных автомобилей, заметно увеличила расход бензина и ухудшила экологическую ситуацию.
Правда, кое-чего все же достичь удалось. Напуганные жуткими балашихинскими мостовыми водители, застряв в пробке на самом пороге Москвы, даже не пытаются выбраться через город на соседнее Щелковское шоссе.
Начало Щелковского шоссе (А-103) выглядит просто прекрасно – через МКАД переброшен широченный путепровод. Но тут же асфальтовая полоса стремительно сужается, и то, что носит гордое имя «шоссе», превращается в тесную и корявую сельскую дорожку. Ее, конечно, постарались расширить до предела, допускаемого выстроившимися по сторонам деревенскими домиками. Тем не менее, полноценных двух рядов в каждом направлении получить так и не удалось. Если в первом ряду движется грузовик или автобус, выбираться в так называемый второй можно лишь с крайней осторожностью и опасностью для жизни. А движение-то по дорожке огромное. Ведь Щелковское шоссе ведет не только в Балашиху, Щелково и Фрязино, оно обеспечивает кратчайший выход на весь северо-восточный сектор Подмосковья, по которому не проходят железные дороги, отчего вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок ложится на автомобили. Крупных городов здесь нет, но деревень и поселков достаточно. Близость заповедного Лосиного Острова делает эти места привлекательными для отдыха. Неподалеку от шоссе уже выросло несколько дорогих коттеджных поселков. Чуть дальше, около Щелково, расположен один из крупнейших дачных массивов, в котором особой известностью пользуются поселки Валентиновка и Загорянская. Поэтому по шоссе то и дело проносятся «мерседесы» и джипы с мигалками, а по количеству постов ДПС оно уступает разве что Рублево-Успенскому. Гаишникам приходится регулировать движение на многочисленных перекрестках и поворотах.
Проскочив Щелково и станцию Чкаловская, Щелковское шоссе успокаивается. Впереди Черноголовка, ранее известная в качестве научного центра, а ныне разве что производством газированной воды. За ней лежит один из самых дремучих углов Московской области, а еще дальше – городок Киржач, числящийся уже во Владимирской области
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU