В пятницу банковский комитет Госдумы рекомендовал вернуть во второе чтение проект закона "Об эмиссионных ипотечных ценных бумагах". Центробанку пришлось уточнить, какие именно "дополнительные нормативы" регулятор должен установить для банков-эмитентов. Все оказалось не так страшно, как ожидали банкиры, но ЦБ оставил себе много свободы для маневра.
В первом чтении закон был принят больше года назад, а в июне прошел решающее - второе - чтение. Согласно законопроекту, выпускать ипотечные облигации (чтобы рефинансировать выданные ипотечные кредиты) могут как специальные "агенты", так и банки.
Против последних сильно возражает ФКЦБ и ей сочувствующие. В третьем чтении содержательные изменения законопроекта невозможны, но ФКЦБ своих усилий не оставила.
Компромисс о возврате к второму чтению был достигнут недавно в администрации президента. Чиновники ФКЦБ доказывали, что банки не должны эмитировать ипотечные бумаги, поскольку их держатели подвергнутся не только "ипотечному", но и прочим банковским рискам. И при банкротстве эмитента своего не получат - все достанется вкладчикам банка. Их оппоненты из ЦБ парировали, что "ипотечные" банки нужно просто отдельно отрегулировать, ведь кроме них этот рынок развивать все равно некому. Решили, что дополнительные требования к банкам-эмитентам нужно вписать в закон. Поправку внес зампред думского банковского комитета Павел Медведев.
В ней описано, какие дополнительные нормативы ЦБ установит для банков, пожелавших выпустить облигации, однако количественные значения нормативов не указаны. "Структура поправки похожа на соответствующее место в законе о ЦБ, - пояснил "Финансовым Известиям" Медведев. - Там ведь тоже не указана величина нормативов". Депутат не скрывает, что поправку писали в ЦБ. "Я подписал, чтобы она быстро стала легитимной", - говорит он. Специальные нормативы расценивались банкирами как запрет.
Речь шла о том, что выпускать облигации могут банки, не привлекающие вкладов населения, а доля ипотечных кредитов должна составлять - назывались разные цифры - от 40 до 60% их активов. Кроме того, замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Ирина Седова говорила о возможности установления для этих банков специальной величины достаточности капитала. Она не уточнила "Финансовым Известиям", о каком уровне идет речь, сказав лишь, что "ЦБ ищет оптимальный вариант".
Все оказалось, с одной стороны, либеральнее, чем ждали в банках, с другой - целиком во власти ЦБ. В поправке сказано о соотношении величины капитала и совокупной суммы обязательств банка перед кредиторами, "которые имеют приоритетное право на удовлетворение своих требований" перед инвесторами в ипотечные облигации. То есть вклады привлекать можно, лишь бы капитала хватало не только на вкладчиков. Не исключено, что на этих нормативах "содержательный надзор" решится подходить к банкам индивидуально, предложив некую "вилку" значений норматива.
Еще один сюрприз - вместо доли в активах в поправке сказано про "минимальное соотношение величины выданных ипотечных кредитов к собственным средствам". Разница принципиальна для крупных банков: ведь какой бы портфель ипотечных кредитов они не выдали, по сравнению с их кредитами реальному сектору это "капля в море". "Требование автоматически вычеркнет из числа эмитентов крупные универсальные банки", - считает вице-президент Внешторгбанка (ВТБ) Андрей Сучков.
А вот соотношение выданных кредитов к капиталу никого из крупных универсальных банков из эмитентов заранее не вычеркивает - все снова зависит от того, какое значение этого норматива установит ЦБ. Пока это, естественно, секрет.
Наталия Орлова Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU