Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Ипотека » Коммерческая недвижимость. Ипотека для офиса

 

Коммерческая недвижимость. Ипотека для офиса

 

 

Ипотека (кредитование под залог недвижимости) — безусловно, эффективный финансовый инструмент. Но, как и в случае с любым другим инструментом, для достижения наилучшего результата необходимо, чтобы его правильно заточили и использовали.

К сожалению, нормативно-правовое регулирование этой сферы создавалось исключительно «с жильем в уме» и в результате в некоторых вопросах оказалось неприменимым к коммерческой недвижимости. В частности, у заемщика отсутствует возможность сделать то, что лежит в основе самой идеи ипотеки, — использовать приобретаемую в кредит недвижимость в качестве обеспечения по этой сделке. Сегодня банки активно кредитуют юридических и физических лиц под залог объектов, в том числе и нежилых (так называемая ломбардная ипотека).

загрузка...

 

 

А что же делать «бездомным» компаниям, не имеющим в собственности недвижимости?


Пустующая ниша

Все опрошенные нами участники рынка сошлись во мнении, что на сегодняшний день коммерческая ипотека в нашей стране не просто не развита, а находится в зачаточном состоянии, переживая те же сложности периода становления, что и ипотека жилой недвижимости несколько лет назад. Кредиты под залог нежилых объектов банки выдают давно и охотно, а вот случаи кредитования именно под приобретаемые площади единичны. Причин тому несколько: несовершенство законодательства, недостаток «длинных» и «дешевых» денег и трудности с рефинансированием займов, в частности, отсутствие на этом рынке государственной структуры, подобной АИЖК, меньшая по сравнению с жилищной ипотекой прозрачность и, наконец, нежелание продавцов коммерческой недвижимости работать по кредитным схемам, особенно сейчас, когда к ним в буквальном смысле стоит очередь из покупателей с живыми деньгами.

Последнее, впрочем, стоит рассматривать скорее как следствие, поскольку низкий интерес к «ипотечникам» обусловлен отсутствием наработанных схем взаимодействия и высокими рисками. «Ни рефинансирующие организации, ни продавцы с ипотекой связываться не любят, — отмечает Ирина Радченко, вице-президент Международного ипотечного клуба, генеральный директор компании «ЛАУРЕЛ-Ипотека», — но если в закон будут внесены необходимые изменения, банки смогут быстро рефинансировать коммерческие кредиты так же, как сейчас жилищные, соответственно этот рынок начнет активно развиваться».

По мнению Татьяны Шваб, директора департамента ипотечного кредитования Национального банка «ТРАСТ», еще одной актуальной проблемой рынка коммерческой ипотеки является тот факт, что многие потенциальные заемщики не готовы обелить свою финансовую отчетность, а банки не готовы принимать на себя дополнительные риски, связанные с выдачей кредитов компаниям с «серым» доходом.

Тем не менее очевидно, что услуга по предоставлению ипотечного кредита на покупку коммерческой недвижимости будет востребована участниками рынка. Как отмечают эксперты, все сильнее проявляется тенденция перехода от аренды помещений к приобретению их в собственность. Из-за серьезного превышения спроса над предложением продолжают расти ставки, а наиболее лакомые объекты мгновенно исчезают из баз данных риелторов. Поэтому все больше компаний дальновидно задумываются о покупке помещения для ведения бизнеса. Другое дело, что выводить из оборота большие суммы могут позволить себе лишь крупные игроки. Выход — найти альтернативные источники финансирования. Проблема в том, что поиск этих источников представляет наибольшую сложность как раз для тех, кто испытывает острую потребность в приобретении недвижимости, но не имеет для этого собственных ресурсов — предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу.

К сожалению, ипотечные схемы, используемые в отношении жилой недвижимости, на коммерческую не распространяются. Причина — отсутствие слова «нежилой» в соответствующих статьях Закона об ипотеке, в результате чего то ли по недосмотру, то ли, наоборот, по замыслу законодателя оформить закладную на объект до момента совершения сделки купли-продажи нельзя. То есть помещение надо сначала приобрести в собственность и только потом его можно обременять залогом. «Данный дефект Закона об ипотеке существенно тормозит развитие этого рынка, однако есть мнение, что нынешняя форма закона неслучайна, поскольку благодаря ей банки в «добровольно-принудительном порядке» сосредоточивают свои усилия на развитии ипотечного кредитования в жилищной сфере», — рассказывает Ирина Радченко. Действительно ли это так — вопрос открытый, но ясно одно: в случае если других сопоставимых по стоимости активов у компании нет, возникает замкнутый круг, когда банк не рискует выдавать кредит без обеспечения, а объект, который может стать таким обеспечением, без привлечения средств со стороны заемщик купить не может.

В идеале российскому рынку стоило бы перенять западный опыт: заемщик, желающий приобрести нежилой объект по ипотеке, обращается в банк, открывает кредитную линию и после этого занимается поисками подходящего здания или помещения. Однако пока у нас представлены в основном ломбардные схемы, в которых недвижимость выступает в качестве залога. Для кредитора такой способ обеспечения исполнения обязательства удобен, ведь в залог принимается актив с очень высокой ликвидностью. Соответственно и процентная ставка по такому кредиту будет ниже.

Полученные средства можно потратить в том числе и на покупку другой недвижимости, однако здесь есть свои нюансы. Если объект приобретается с инвестиционными целями, например для сдачи в аренду, то банк гораздо охотнее выдаст кредит на эти цели, чем в случае когда компания делает это для собственных нужд. Логика кредитора понятна: в первом случае будущую платежеспособность заемщика спрогнозировать гораздо легче, чем во втором.


Большие маневры
Несмотря на молодость российского рынка ипотеки, его участниками уже изобретено немало квазиипотечных схем, позволяющих обойти установленное законодателем ограничение на оформление в залог нежилых помещений. «В любом случае важную роль играет прежде всего позиция продавца, то есть согласен ли он пойти навстречу покупателю, — считает Владимир Викулов, руководитель проекта «Ипотечный консалтинг коммерческой недвижимости» управления ипотеки компании «МИЭЛЬ-Недвижимость». — Бывали случаи, когда владелец объекта до обращения к нему даже не подозревал о возможности использования ипотечной схемы и был очень заинтересован».

Самое простое — действовать напрямую, другими словами, найти где‑нибудь необходимую сумму (взять в долг, изъять из оборота, получить кредит под залог другого имущества, например квартиры владельца компании), купить объект недвижимости, получить под это обеспечение кредит в банке, за счет которого восполнить оборотные средства или рассчитаться с предыдущими кредиторами. По договоренности с продавцом можно организовать продажу из‑под залога. Владелец объекта оформляет его в залог и берет в банке кредит. Затем он продает объект, уменьшив его цену на сумму находящегося на нем обременения. Для покупателя в этой ситуации ничего не меняется, он будет выплачивать кредит банку, как если бы с самого начала оформил его сам.

Широко анонсированные программы Московского ипотечного центра предлагают другие варианты оформления ипотечных сделок. Например, после заключения договора купли-продажи покупатель частично оплачивает объект из собственных средств, а банк выступает гарантом на оставшуюся сумму. Новый собственник оформляет приобретенную недвижимость в залог, получает кредит и производит окончательный расчет. После частичной оплаты стоимости объекта вместо гарантии продавец может получить от банка обязательство выплатить недостающую сумму в случае регистрации залога. После этого покупатель получает кредит, заключает договор купли-продажи и перечисляет остаток суммы на счет продавца.


Лизинг вместо ипотеки

Удачным решением «жилищных проблем» компании может стать приобретение недвижимости в лизинг. Лизинг — явление на российском рынке тоже сравнительно новое, однако не имеющее таких законодательных препятствий для развития, как коммерческая ипотека. Более того, из тех немногочисленных банков, которые предлагают сегодня услуги по выдаче ипотечного кредита под залог приобретаемой недвижимости, два фактически действовали именно по лизинговой схеме.

Лизинг часто позиционируется как прогрессивная форма кредитования коммерческой недвижимости. Однако это не совсем так: несмотря на то что банк выступает участником такой сделки, а лизинговая компания часто является аффилированным с ним лицом, лизинг — это не кредит, а долгосрочная финансовая аренда. В этом случае определенный объект недвижимости выкупается лизингодателем и сдается в аренду лизингополучателю, который посредством арендных платежей постепенно расплачивается с лизинговой компанией и в итоге получает объект в собственность.

Пожалуй, главное преимущество лизинга перед ипотекой — его большая доступность. Финансовую ответственность перед банком несет лизингодатель, поэтому к лизингополучателю отношение будет скорее всего довольно лояльным. Главное условие — бизнес компании-арендатора должен быть прибыльным, а сама она — не менее одного года от роду. Важно, что все платежи по договору лизинга относятся к себестоимости, поэтому у лизингополучателя возникают основания для налогового вычета. «Ипотечник» же не платит налог только с процентов по кредиту.

Лизинговые схемы популярны среди компаний, занимающихся самыми разными видами деятельности. Например, таким образом расширяются многие российские сетевые операторы, которые продают лизинговой компании свои объекты недвижимости с тем, чтобы тут же взять их в аренду (sale and lease back, или возвратный лизинг). Компании получают средства на развитие бизнеса и сохраняют за собой торговые помещения. Например, у одного из крупнейших продуктовых ритейлеров — сети «Копейка» — из 150 принадлежащих ей магазинов часть получена именно по лизинговым схемам, причем на весьма выгодных условиях. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, чаще крупные сети предпочитают все‑таки брать кредит в лояльном им банке фактически «под имя», предоставляя в залог, например, какое‑нибудь оборудование или товары в обороте.

Как бы ни был хорош лизинг как финансовый инструмент, ипотеку он никогда полностью собой не заменит. Во-первых, тот факт, что недвижимость до окончания срока действия договора находится в собственности лизингодателя, является серьезным психологическим препятствием для российских компаний, даже несмотря на то что в некоторых случаях отсутствие такого актива на балансе очень удобно для компании. «Кроме того, в случае покупки по ипотеке недвижимость, даже обремененная залогом, может стать обеспечением для пополнения оборотных средств, рост цен на нее будет повышать капитализацию компании», — добавляет Татьяна Шваб. Лизинг не принесет особых финансовых выгод и тем заемщикам, которые работают по упрощенной схеме налогообложения, ведь они и так НДС не платят.

Впрочем, как считают эксперты, выбор между лизингом и ипотекой следует начать с анализа того, нужно ли вообще приобретать недвижимость в собственность. «Если компания давно и успешно работает, а ее финансовое положение стабильно, выкупить офис или склад для нее может быть значительно выгоднее, чем снимать его, ведь в большинстве случаев размеры выплат по кредиту и арендной ставки сопоставимы, — полагает Владимир Викулов. — Однако если арендатор нечетко представляет себе свое будущее и перспективы, то стоит тщательно взвесить все за и против, прежде чем решаться на ипотеку».
Елена Масютина Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Коммерческая недвижимость. Ипотека для офиса":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как Microsoft, но бесплатно. Google запустила онлайновые сервисы для офисов

Крупнейшая интернет-компания мира Google предложила корпоративным клиентам бесплатный пакет онлайновых программ для работы в офисе. Это может серьезно обострить конкуренцию с крупнейшими поставщиками ПО для корпораций — Microsoft и IBM.

» Бизнес в Интернете - 3223 - читать


Ипотека коммерческой недвижимости: больше вопросов, чем ответов

Порядка 20 % всех сделок с жильем сегодня приходится на ипотеку. Прогресс заметный, учитывая, что еще два года назад эта цифра была в несколько раз меньше. Тем не менее говорить о стремительном развитии отечественного рынка ипотеки пока рано.

» Ипотека - 1899 - читать


Ипотека для коммерческой надвижимости

Очередное заседание Международного ипотечного клуба (МИК) было посвящено практике кредитования коммерческой недвижимости, инвестированию в новые объекты и защите прав землепользователей. Участники встречи также уделили внимание обсуждению законодательных изменений на рынке жилья. О новостях в законодательной сфере рассказал почетный член клуба, депутат Государственной думы РФ Александр Коган.

» Бизнес Недвижимость - 1300 - читать


Коммерческая недвижимость. Curriculum vitae* для ресторана и магазина

На рыночную стоимость помещения под магазин, офис или предприятие сферы услуг (например, ресторан) влияет множество объективных и субъективных факторов, начиная с экономической ситуации в стране и заканчивая наличием свежего ремонта и даже гораздо более мелкими нюансами. Одна из таких частностей, которая, впрочем, порой имеет довольно большое значение, — прошлое недвижимости. Конечно, речь идет не об исторической ценности здания, не о связанных с ним именитых людях и ...

» Бизнес Недвижимость - 1565 - читать


Пособие для начинающих, или Говорящая азбука рынка коммерческой недвижимости

Офисный сегмент в 2007 году выступает в качестве локомотива на рынке коммерческой недвижимости. Наибольшей популярностью пользуется класс А — высококачественные офисные здания. Доля вакантных площадей подобного рода очень мала, новые проекты раскупаются еще за полгода до сдачи зданий в эксплуатацию.

» Бизнес Недвижимость - 2280 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Ипотека » Коммерческая недвижимость. Ипотека для офиса

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru