В условиях снижения спроса на жилье риэлторы нашли недорогой способ увеличения оборота — ипотеку. Сейчас на сделки с использованием ипотечных схем в некоторых риэлторских компаниях приходится уже более 10% от общего объема продаж.
В общем объеме сделок с жильем на ипотеку пока приходится не более 5% при ежегодном объеме рынка $8-10 млрд. “Два года назад этот показатель недотягивал и до 1%”, — уточняют независимые аналитики рынка недвижимости. Однако риэлторы уверяют, что в структуре их продаж на ипотеку приходится более 10%.
Президент корпорации “Бест-Недвижимость” Григорий Полторак сделки по жилищным кредитам в марте оценивает в 20% от числа всех проведенных компанией. МИАН довел их количество до 12-13%, “Миэль” — до 13%, заявили в компаниях.
Аналитик Андрей Бекетов считает, что рост ипотеки начался около полугода назад, когда снизился спрос на жилье. “За прошедшие девять месяцев количество продаж уменьшилось на 20-30% по сравнению с периодом ажиотажного спроса”, — согласен Олег Репченко, также независимый аналитик рынка. С ним согласен Григорий Куликов, председатель совета директоров компании “Миэль-Недвижимость”: “В месяц в Москве продается не больше 7000 квартир, хотя на пике спроса продавали по 10 000”.
Кризис на рынке недвижимости совпал с принятием законов, которые снизили риски ипотечных банков. “Банки получили гарантии, снизили риски и стали активнее лоббировать свои интересы”, — уверен член правления Московского международного банка Дмитрий Мохначев. В результате почти каждая крупная риэлторская компания стала работать как минимум с десятком банков. У “Миэль-Недвижимости” 36 банков-партнеров, у корпорации “Бест-Недвижимость” — 20, у “Корпорации МИАН” — более 10. Александр Афанасьев, начальник отдела развития бизнеса банка “ДельтаКредит”, говорит, что сейчас риэлторы приводят в банк около 20% клиентов, которые интересуются ипотекой. В Московский международный банк благодаря риэлторам приходят 90% клиентов, в Городской ипотечный — около 35%. “Многие банки рассматривают риэлторов как канал дистрибьюции”, — замечает первый заместитель председателя правления Городского ипотечного банка Владимир Гасяк. Репченко считает, что риэлторы контролируют половину ипотечного рынка, поскольку покупателям квартир самостоятельно провести ипотечную сделку очень сложно.
В компаниях сотрудничество с банками считают не способом зарабатывания денег, а хорошей возможностью удерживать на одном уровне объем сделок. Однако риэлторы, по словам Полторака, берут с клиента около $500-800 за выбор банка и оформление документов.
Риэлторы не могут оценить свои затраты на развитие ипотечных отделов, но признают, что суммы минимальны. “О затратах на ипотечные направления не стоит и говорить”, — иронизирует Куликов. У риэлтора есть только расходы на рекламу и зарплату сотрудникам, говорит Сергей Елисеев, директор по маркетингу и рекламе корпорации “Инком-Недвижимость”.
Аналитики подсчитали, что ипотечные программы уже способны приносить риэлторам доход. Репченко говорит, что на долю каждой крупной компании приходится 50-70 ипотечных сделок при средней сумме кредита $40 000-50 000. “При ежемесячном обороте ипотечного рынка $25 млн, — рассуждает Репченко, — 5%-ная комиссия агентства превышает $1 млн”.
По данным Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, в 2002 г. в России было выдано кредитов с использованием ипотечных схем на сумму $200 млн, в 2003 г. – $500 млн, в 2004 г. – $1 млрд. По данным Центробанка, сейчас в России выдачей ипотечных кредитов занимается более 200 кредитных организаций. По данным аналитиков рынка недвижимости, около 10–12% рынка риэлторских услуг контролируют компании “Инком-Недвижимость” и “Миэль”, 5–7% приходится на МИАН и “Бест-Недвижимость”. Общий объем рынка риэлторских услуг столицы в 2004 г. независимые аналитики оценили примерно в $200 млн.
Лилия Лобанова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU