При разработке подпрограммы в ее основу легли принципы, на которых базировалась программа и были учтены недостатки, выявленные в ходе ее реализации. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июля 2002 года №770, который внес изменения в Указ Президента РФ от 30 сентября 1997 года № 1062, в состав участников подпрограммы будут включены члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, согласно определению Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 22 августа 2002 года № КАС 02-380, которое признало положение Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в отношении установления права на выдачу сертификатов только военнослужащим и гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, противоречащим Федеральному закону "О статусе военнослужащих", в состав участников подпрограммы планируется включить не только военнослужащих и граждан, не имеющих жилья для постоянного проживания, но и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, в подпрограмме предусматривается, что право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета с целью приобретения жилья имеют следующие категории граждан РФ и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий: — военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; — сотрудники органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно — штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении оставляет 10 и более лет; — члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих граждан вступили в новый брак; — члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих граждан вступили в новый брак; — граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; — граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; — граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, созданных в установленном порядке для выполнения народнохозяйственных задач (граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых после 1998 года, могут принять участие в программе на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации).
О масштабности поставленных задач говорит то, что численность граждан указанных категорий составляет около 510 тысяч семей, в том числе около 210 тысяч семей вообще не имеющих жилья для постоянного проживания и около 60 тысяч семей подлежащих отселению из закрытых городков. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более 120 тысяч семей, из которых 40 тысяч семей не имеют жилья для постоянного проживания.
Конечно, обеспечить все 510 тысяч семей государственными жилищными сертификатами не удастся даже за все семь лет действия подпрограммы, но и запланированная цифра в 190 тысяч семей впечатляет. По расчетам специалистов, объем финансирования подпрограммы составит 167,6 миллиардов рублей. Так что же нового ждет очередников, рассчитывающих на сертификат: — первоочередное предоставление субсидий гражданам — участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами; — предоставление субсидий гражданам — участникам подпрограммы и членам их семей, проживающим в жилых помещениях по договору социального найма или владеющим ими на праве собственности и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий; — выдача сертификатов военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, подлежащим увольнению из указанных органов по достижению предельного возраста, в год увольнения или не ранее чем за три года до увольнения. В подпрограмме сохранился принцип расчета субсидий исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения (с учетом права на дополнительную площадь — 15 кв. м), установленной для семей разной численности, и размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Причем при определении численного состава семьи гражданина — участника подпрограммы, принимаемого для расчета размера субсидии, учитываются только граждане России. В разработанной подпрограмме предусматривается, что главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию ее мероприятий, станет государственный заказчик подпрограммы — Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Ему же будут вменены в обязанность выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, а также перечисление денежных средств на отдельные блокированные целевые лицевые счета граждан — владельцев сертификатов.
Андрей Макаров Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU