Предложение по сдаче в аренду значительно превышает спрос и в низкоклассных, и в качественных офисных объектах. Эксперты затрудняются в прогнозах, когда рынок сможет освоить имеющийся излишек офисных площадей.
По информации компании Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R), фонд офисных помещений Казани представлен 59 бизнес-центрами общей площадью около 251 000 кв. м. Из них 26 объектов, занимающих 192 000 кв.
м, консультанты относят к классам А и В. Многочисленное предложение в неспециализированных объектах оценке не поддается.
В 2006 г. были введены 15 новых бизнес-центров, увеличивших общий объем офисных площадей на 78 000 кв. м. В запланированных к вводу в 2007 г. еще 10 офисных зданиях общей площадью 68 000 кв. м сейчас завершается отделка.
Андрей Гируцкий, заместитель генерального директора компании “Единая арендная система”, говорит, что казанские девелоперы стали возводить бизнес-центры, не изучив потребностей рынка, поэтому сейчас испытывают трудности со сдачей их в аренду. “В центре города практически на каждом офисном здании висит баннер: "Сдается в аренду". И такая ситуация в Казани наблюдается уже года три”, — отмечает эксперт.
“Доля свободных площадей в 2006 г. выросла до 37%, удвоившись по сравнению с 2005 г. Сейчас невостребованными остаются примерно 15 000-20 000 кв. м помещений”, — говорит Елена Кипенко, консультант C&W/S&R.
По словам Алексея Бастракова, директора АН “Сувар-Недвижимость”, у казанских арендаторов сейчас наиболее востребованы офисы класса C. “Спрос на офисные объекты формируют в основном представители малого бизнеса. Наиболее востребованные площади — от 40-50 до 100 кв. м, арендная ставка в зависимости от уровня помещения составляет 300-600 руб. за 1 кв. м в месяц, без учета коммунальных платежей”, — соглашается Марат Нуруллин, директор АН “Бизнес Риэлт”.
По словам Бастракова, подавляющее большинство сделок с офисной недвижимостью в Казани — это аренда. Нуруллин соглашается, что сделки по купле-продаже офисов в Казани редки. “Как правило, банки или страховые компании покупают небольшие встроенно-пристроенные помещения, по 70-80 кв. м, на первой линии домов, в престижных районах, для размещения дополнительных офисов”, — говорит эксперт.
По данным Бастракова, средняя цена продаж офисных помещений, особенно расположенных в жилых домах, за 2006 г. выросла практически в два раза. В начале 2007 г. стоимость 1 кв. м в них составляла 25 000-30 000 руб. Эксперт объясняет такую ситуацию резким подорожанием жилья в прошлом году. “Вслед за встроенно-пристроенным сегментом подтянулись цены и на качественные офисы”, — считает он. Сейчас, по словам Владислава Хорочкина, директора департамента недвижимости АН “Юринфо”, в обоих сегментах недвижимости — и коммерческой, и жилой — затишье.
Казанские риэлторы отмечают изменение предпочтений клиентов: из-за пробок и проблем с парковкой центр становится менее востребованным. Арендаторы соглашаются на менее престижные районы: Ново-Савиновский, Московский. “Месторасположение офиса практически не влияет на арендные ставки, они зависят от состояния и качественного уровня объекта”, — рассказывает Нуруллин.
Перспективы сегмента офисов классов А и В участники рынка оценивают с осторожностью. “Наплыва арендаторов в офисы классов А и В нет”, — делится наблюдениями Бастраков. Хотя все-таки отмечает, что такие помещения медленно, но заполняются. “Трудно сказать, как скоро рынок сможет поглотить весь представленный объем качественных офисов. Скорее всего, на это потребуется два-три года, в течение которых на рынке появятся новые арендаторы — филиалы федеральных и международных компаний”, — предполагает он.
Как сообщила Кипенко, при существующих темпах строительства и поглощения офисов — с учетом предлагаемых на рынке новых, еще не введенных объектов — в 2007 г. доля свободных площадей вырастет до 46%. Аналитики говорят, что пока рынок офисов замер: ставки аренды замерли, но продавать свои объекты никто не хочет. “Первыми с рынка уйдут те, у кого не выдержат нервы: аренда дешевеет, а накладные расходы растут”, — говорит Абсалямов. По его мнению, у собственников любых офисных объектов сейчас есть два варианта — либо держаться до конца, ожидая прихода федеральных арендаторов, либо продавать офисы и вкладывать деньги в жилье или ценные бумаги.
Алина Минибаева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU