Муниципалитет Ярославля утвердил новый генеральный план развития города на ближайшие 15 лет. Перед тем, как генплан был вынесен на рассмотрение парламентариев, он прошел широкое обсуждение среди горожан и общественных организаций. В 2010 году Ярославль будет праздновать свое тысячелетие, и к этой дате по генплану город претерпит заметные градостроительные изменения. Мэрия Ярославля планирует в 2,5 раза увеличить объемы жилищного строительства, создать в городе современную транспортную инфраструктуру и значительно улучшить экологическую обстановку. Об основных положениях нового генплана Ярославля в интервью "Интерфаксу" рассказал мэр города Виктор Волончунас.
Виктор Владимирович, почему Ярославль принимает новый генеральный план? Каковы его основные особенности?
Ярославль является одним из самых быстроразвивающихся городов Центральной России. Действующий генеральный план города был принят еще в 1972 году и после 1991 года уже не полностью отражает изменения, которые произошли в общественной и экономической жизни. В 1995 году Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук создал концепцию нового генплана Ярославля, и сейчас на ее основе разработан сам план. Мэрия Ярославля спрогнозировала в нем развитие города на ближайшие 15 лет и установила приоритеты своей деятельности. Генеральный план города закладывает основы для разработки и осуществления первоочередных и перспективных программ развития инфраструктуры, проектов планировки и застройки города. В марте этого года проект прошел общественное обсуждение, в ходе которого жители каждого района могли высказать свои замечания и предложения. 5 апреля 2006 года этот документ был утвержден депутатами Гордумы, и в ближайшее время мэрия утвердит план его реализации.
Сколько жилья планируется построить в Ярославле в ближайшие 15 лет?
Ярославль не претендует на расширение территории в ближайшие годы. Все земельные участки, предназначенные под строительство жилья, определены в существующих границах города. В советское время в Ярославле ежегодно возводилось около 350 тыс. кв. метров жилья, а к 2005 году объемы упали до 128 тыс. кв. метров. Мэрия ставит перед собой весьма амбициозную задачу: за 15 лет построить около 4 млн кв. метров нового жилья. Это примерно треть существующего города, по 250-300 тыс. кв. метров в год. Задача сложная, но вполне реальная. Сейчас жилищный фонд города составляет 11,812 млн кв. метров, из которых 302,4 тыс. кв. метров составляют ветхие и аварийные здания (около 3% общей площади всех жилых строений). К 1000-летию Ярославля мы планируем снести 192 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Мы провели ревизию свободных земельных участков и пришли к выводу, что при полном освоении еще не занятых территорий в существующих юридических границах города можно дополнительно построить 16,8 млн. кв. метров жилья, что позволит расселить из ветхого фонда 656 тыс. человек. В результате средняя обеспеченность горожан жильем увеличится с 19,5 кв. метров на человека в настоящее время до 25 кв. метров.
Мэрия уже определилась, в каких районах Ярославля будет вестись наиболее интенсивное жилищное строительство?
В первую очередь новое строительство будет вестись в Дзержинском, Фрунзенском и Заволжском районах за счет освоения свободных территорий, реконструкции ветхой и аварийной застройки, а также модернизации типовых, морально устаревших домов, построенных в 60-х годах прошлого века. Уже сейчас для строительства жилья в городе подобрано 1080 га, в т.ч. около 300 га земель, расположенных в зонах существующей застройки, и 780 га площадок, свободных от застройки.
Ярославль - старинный город и мы не хотим, чтобы новые жилые кварталы были однообразны и похожи друг на друга, как зачастую бывало в советское время. Поэтому мэрия в зависимости от природного ландшафта, с учетом расположения памятников истории и культуры планирует развивать различные типы жилой застройки: от многоквартирных домов разной этажности, до таун-хаусов и коттеджей. Сейчас в Ярославле большой спрос на жилье, и я считаю, что это поможет городской мэрии добиться выполнения поставленной цели. Разумеется, одновременно со строительством новых кварталов будет создаваться и вся необходимая социальная инфраструктура: детские сады, школы, кафе и магазины, почтовые отделения, спортивные объекты, предприятия бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства. Строительство инфраструктуры предполагается финансировать как из городского бюджета, так и из средств инвесторов.
Предусмотрено ли генеральным планом развитие транспортной инфраструктуры и решение проблемы автомобильных пробок, регулярно возникающих в историческом центре города?
Сегодня, когда автомобильный парк в регионе постоянно увеличивается, транспортные проблемы стали одной из главных задач для администрации города. Исторически сложилось, что улицы в центральной части Ярославля узкие и, конечно, уже не справляются с современным транспортным потоком. В свою очередь это приводит к ухудшению экологии в центральной части города. Мы знаем об этих проблемах, и новый генплан предусматривает изменение дорожно-транспортной сети, что позволит переориентировать часть потока из центра в периферийные районы города. Основная идея - проложить дублеры улиц, идущих через исторический центр города. Это позволит значительно сократить количество машин, проезжающих транзитом через центр, и уменьшить разрушительное воздействие вибрации и выхлопных газов на памятники истории и культуры.
Например, после того как в конце 2006 года в Ярославле будет построен второй мост через Волгу и сдана в эксплуатацию юго-западная часть окружной автодороги, значительная часть транзитного транспорта, идущего сейчас по направлению Москва-Холмогоры, не будет больше проезжать через центр Ярославля. Для того, чтобы организовать бессветофорное движение, на основных автотрассах будут построены многоуровневые развязки. Одна из них - Карабулинская - появится на Московском проспекте и позволит напрямую связать между собой сразу несколько районов города. Это тоже разгрузит исторический центр Ярославля и сделает движение транспорта в городе более удобным и быстрым. Проект планируется реализовать к 1000-летию города за счет средств федерального и городского бюджетов.
Еще одна задача генплана - создать цивилизованные условия для парковки автомобилей и убрать из центра мешающие проезду, хаотично брошенные машины. Для этого предусматривается организовать открытые автостоянки около общественных, культурных, спортивных и торговых центров. Кроме того, в жилых кварталах будут активно строиться подземные и наземные многоэтажные гаражи-стоянки для постоянного хранения машин.
Что в ближайшие годы планируется сделать для улучшения экологической ситуации в Ярославле?
Решение экологических проблем и создание благоприятных условий для проживания людей стало одной из первостепенных задач генерального плана. Она будет решаться за счет упорядочения движения транспорта, озеленения территории города, благоустройства парков и скверов. В генплане заложено благоустройство территорий, расположенных в черте города вдоль берегов рек Волги и Которосли, которые сейчас еще не освоены. Намечено реконструировать и уже существующие городские и районные парки - Петропавловский, Павловский, Победы, Ветеранов, а также парки поселков судостроительного завода и фабрики "Красный перевал" на правом берегу Волги. Необходимо также озеленить и благоустроить набережную в микрорайоне Тверицы на левом берегу реки Волги. В пойме реки Которосль в центральной части города планируется создать современную рекреационную зону, где инвесторы построят рестораны, пляжи и другую инфраструктуру для отдыха и развлечения горожан. К 2010 году в спальных районах Ярославля запланировано построить и два аквапарка.
Исторический центр Ярославля включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В связи с этим как в центре города будет вестись новое строительство?
Ярославская мэрия намерена сохранить тот уникальный образ исторического центра, который столетиями создавался нашими предками. И включение исторического центра Ярославля в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО является для этого дополнительным стимулом. Конечно, крупный современный город - это живой, постоянно развивающийся организм, но существующая в настоящее время планировочная структура центральной части Ярославля останется неизменной и будет основой для дальнейшего развития.
Чтобы еще больше подчеркнуть архитектурную самобытность Ярославля, к 1000-летию города мы планируем привести в порядок памятники федерального значения. К сожалению, у нас до сих пор еще некоторые церкви стоят без куполов и требуют серьезной реставрации. К 2010 году в самом центре, на месте слияния Волги и Которосли будет воссоздан некогда самый большой в городе Успенский кафедральный собор, разрушенный в годы советской власти. Тем самым будет восстановлен исторический силуэт центра Ярославля.
Для удобства горожан и многочисленных туристов в центре города планируется создать несколько пешеходных зон. Возможно, для этого придется даже изменить график работы некоторых организаций в центре Ярославля, чтобы ограничить количество транспорта в дневные часы. Но мы готовы пойти на это, чтобы сделать наш город более привлекательным и комфортным.
Евгений Соловьев ИА "Интерфакс"
Статья о недвижимости получена: IRN.RU