В связи с ростом цен на жилье и коммерческие помещения интеллектуальные решения в недвижимости становятся выгодным вложением средств.
ВРоссии начинает складываться полноценный рынок «интеллектуальных зданий», или «умных» технологий в недвижимости. Пока, по приблизительным экспертным оценкам, объем этого рынка не превышает 200−250 млн долларов в год, причем львиная доля проектов приходится на Москву. Однако спрос на такие решения устойчив и постепенно растет. Заказчики «интеллектуальных зданий» уже достаточно технически подкованы, и спрос на такие технологии становится все более продуманным и детальным.
Формат заказа
Классическая концепция «умного дома» появилась в США в 1970−х годах. Она была ориентирована в первую очередь на экономию таких ресурсов, как электричество, газ и вода. Для американцев эти ресурсы были и остаются довольно дорогими, потому идея оказалась очень актуальной и начала быстро развиваться. Сейчас «умный дом» – это целый комплекс различных программных и аппаратных модулей, связанных единой системой управления. В него входят системы безопасности, жизнеобеспечения, электроснабжения, связи, учета потребления ресурсов. При этом с течением времени первоначальная концепция изменилась – интеллектуализация стала инструментом, обеспечивающим не только экономию ресурсов, но также комфорт и безопасность.
В нашей стране «умные здания» появились в конце 1990−х годов. Тогда единственными заказчиками были состоятельные владельцы частных домов, которые делали заказы в основном из соображений имиджа. Неудивительно, что концепция, послужившая толчком для развития этой индустрии на Западе, в России не имела реального применения. С одной стороны, низкий уровень дохода делал «умный дом» недоступным для широких слоев населения, а с другой – из-за дешевых энергоресурсов становилась бесполезной идея экономии. Впрочем, количество заказов на «умные дома» от обеспеченных клиентов продолжает стабильно расти.
Реальное же развитие отрасли связано с экономическим ростом начала 2000−х годов. Поскольку бизнес-центры и торговые комплексы росли как грибы после дождя, собственникам и управляющим компаниям было необходимо минимизировать значительные расходы на содержание зданий. Именно поэтому они обратились к технологиям интеллектуализации и коммерческая недвижимость унаследовала первоначальную концепцию «умного дома». В Петербурге элементы «интеллектуального здания» внедрялись, например, в торговом комплексе «Галерея 1814», бизнес-центрах «Веда-Хаус» и «Регент-Холл», в отеле Grand Hotel Emerald и на Ладожском вокзале.
С ростом заказов от корпоративных клиентов стали развиваться и сами компании-инсталляторы. Как правило, все они начинали работать с какой-то одной подсистемой, а потом «вырастали» до провайдеров комплексных услуг. Например, петербургская Baltic Engineering Group до 2001 года занималась только монтажом электрических сетей и систем безопасности, а компания «Смарт» – системами защиты от протечек воды. Появление корпоративных заказов означало не просто увеличение доходов инсталляторов, но более сложные и рентабельные проекты, в перспективе обещавшие стабильный рост. Появление корпоративных клиентов привело и к четкому разделению отрасли на два направления: коммерческие проекты сейчас называют «интеллектуальными зданиями» или «умными офисами», а термин «умный дом» закрепился за частной недвижимостью.
Как сэкономить
Чем привлекательны «интеллектуальные здания» для бизнеса? Расходная часть бюджета на эксплуатацию коммерческого объекта складывается в первую очередь из зарплат обслуживающего персонала и коммунальных платежей. Интеллектуализация здания позволяет минимизировать именно эти расходы. Управляющая УК «Регент-Холл» Наталья Передняя приводит наглядный пример: «Освещение комплекса в 60 тыс. кв. м, такого, как ТК „Сенная“, стоит 2 тыс. рублей в час. Это как раз то время, за которое можно обойти комплекс и выключить свет. Интеллектуальная же система, которая отключает свет одновременно по заданному сценарию, только на этом сэкономит 60 тыс. в месяц. То же самое можно сказать о других системах, например о кондиционировании».
«Интеллектуальное здание» позволяет значительно сократить штат обслуживающего персонала за счет того, что мониторинг всех технологических процессов ведет автоматизированная система. Сотрудникам уже не нужно постоянно обходить здание и проверять состояние каждой подсистемы: все это автоматически выводится на пульт управления. Таким образом, на долю работников остается проведение профилактических работ и устранение неполадок. Здесь, кстати, хорошо видно преимущество «интеллектуального здания» именно как комплексного решения. Альтернативный вариант – установка на объект разрозненных автоматических систем – потребует наличия соответствующего специалиста для каждой системы. Кроме того, удобнее и эффективнее контролировать происходящее в здании с помощью единого пользовательского интерфейса.
Как правило, управляющая компания или собственник перед внедрением проекта производит расчет возможной выгоды. Например, в случае «Регент-Холла» экономия составит 150−200 тыс. рублей в месяц. Сумма сравнительно небольшая, однако необходимо учитывать, что площадь этого комплекса чуть меньше 12 тыс. кв. м. На больших площадях можно сэкономить куда более внушительную сумму. К тому же денежную выгоду не стоит воспринимать как единственное преимущество «интеллектуальных зданий». Благодаря интеллектуализации появляются преимущества, которые невозможно измерить числами, – оперативный контроль, удобство единого пульта управления и единой системы мониторинга, централизованный учет ресурсов, да и повышение эффективности работы с людьми за счет небольшого штата.
Наконец, инвестиции в «интеллектуальную» коммерческую недвижимость – это очень выгодные вложения в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тарифы на коммунальные услуги сейчас в России значительно ниже, чем на Западе, но все же регулярно растут и через три-пять лет будут гораздо выше, чем сейчас. То же самое касается и зарплат: со временем большой штат сотрудников станет все более обременительным.
Важно также иметь в виду, что эти инвестиции дают сравнительно быструю отдачу. Стоимость интеллектуализации коммерческого объекта, по оценкам экспертов, может составлять до 10% общей стоимости девелоперского проекта. И хотя сама интеллектуальная система окупается до 10 лет, период окупаемости всего здания из-за такого удорожания возрастает незначительно, в худшем случае до полугода.
Частный сектор
В сегменте жилой недвижимости мотивы для выбора интеллектуальных технологий – иные. Несмотря на перманентный рост тарифов, экономия на коммунальных платежах с помощью «умного дома» в ближайшее время смысла не имеет. Обычно стоимость проекта интеллектуализации составляет от 50 до 300 тыс. долларов. Срок окупаемости «умного» загородного дома, как правило, намного больше 10 лет, а что касается городских квартир, то здесь говорить об окупаемости вообще не приходится.
Однако в качестве основного стимула для роста рынка выступает другой актуальный тренд – сумасшедший рост цен на жилье. Заместитель директора Baltic Engineering Group Алексей Аханов приводит простой пример: «Квартира, которая два года назад стоила 50 тыс. долларов, теперь стоит 200 тыс. Стоимость системы „умный дом“ при этом не изменилась – хорошие проекты начинаются от 50 тыс. Таким образом, 50% за „интеллект“ превратились в 20%». Удельный вклад интеллектуальных технологий в себестоимость квартиры значительно сократился, что будет способствовать их дальнейшему распространению. С другой стороны, сегодня покупка квартиры все чаще рассматривается как выгодное вложение, а дополнительный вклад в интеллектуализацию повышает привлекательность жилплощади.
К этим выгодам стоит добавить возможность постепенно развивать и дополнять проект. Если во время ремонта, на этапе «голых стен», заложить кабельную сеть, то у хозяина появится возможность расширения системы по мере появления средств. Генеральный директор компании «Смарт» Алексей Кузнецов сравнивает такой подход с кредитом, где роль первого взноса играет кабель. Правда, в данном случае «первый взнос» обязателен: беспроводные системы существуют, но их функциональность по сравнению с кабельными сильно ограничена и не позволяет реализовать большинство важных функций «умного дома». Алексей Аханов с сожалением рассказывает о случаях, когда клиент обращается с «интеллектуальными» запросами уже после ремонта.
О перспективах
Сегодня в частном секторе появляется все больше заказчиков и самым «горячим» направлением развития рынка становятся не индивидуальные дома, а частные квартиры. Алексей Кузнецов говорит, что уже сейчас квартиры составляют половину заказов на «умный дом». С ним соглашается и Алексей Аханов: «Мы понимаем, что в будущем это станет очень важным сегментом рынка. Пока проблема заключается в том, что интеллектуальные решения нельзя поставить на поток: каждый проект уникален. И с ростом „умных квартир“ обязательно понадобится набор типовых решений».
Импульсом к развитию рынка служит также активизация ТСЖ. Об этом говорит заместитель генерального директора по маркетингу компании «Равелин» Людмила Дроздова: «Члены ТСЖ проявляют интерес к комплексным системам безопасности, диспетчеризации и учета ресурсов, так как заинтересованы в физической безопасности и сохранности имущества, в сокращении расходов на эксплуатацию инженерных систем дома, в объективной информации о качестве коммунальных услуг». В июне 2006 года в Петербурге на Ленинском проспекте была завершена реализация пилотного проекта «умного дома». В оборудовании 16−этажного здания «умными» технологиями участвовало более десятка петербургских и московских компаний – членов ассоциации «Безопасный город» («ДомАск», «Равелин», ITV, «Планир Б» и др.). Проект получил высокую оценку и поддержку правительства Санкт-Петербурга. Стало известно об аналогичном проекте экспериментального дома на Гражданском проспекте. Людмила Дроздова прогнозирует повсеместное распространение таких решений для ТСЖ.
В сущности, любой проект с элементами «умного дома» – это совмещение приятного с полезным. Приятное здесь – повышенный комфорт и престижность, а полезное – экономия на эксплуатации и удобство управления. Проекты интеллектуальных зданий отличаются друг от друга только соотношением этих составляющих. В Европе и США они нацелены в большей степени на эффективность. В России такая мотивация пока характерна в основном для операторов коммерческой недвижимости, а в частном секторе главной мотивацией несмотря ни на что остается престиж. Однако с учетом описанных выше тенденций можно утверждать, что в скором времени маятник непременно качнется в сторону проектов, нацеленных на сокращение издержек и повышение управляемости.
Федор Есипович Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU