В Петербурге вчера объявили архитектурный конкурс на реконструкцию аэропорта Пулково-2. В конкурсе вновь участвуют в основном зарубежные команды, среди которых, вероятно, и будет выбран победитель, считает Григорий Ревзин.
Аэропорт Пулково (первый терминал) – это культовый объект советского модернизма. Он спроектирован одним из самых авторитетных петербургских архитекторов старшего поколения – Александром Жуком. Зал с пятью стеклянными стаканами-куполами действительно производит очень сильное впечатление.
Социалистический модернизм знал два периода: романтика 60-х с их открытием космоса сменилась в 70-е годы тяжелым пафосом туповатой государственности, и у нас практически нет сооружений, где одно соединялось бы с другим. За исключением Пулково – здесь космическая тема (пять стеклянных стаканов придают зданию образ какого-то космопорта из научной фантастики) соединяется с таким масштабом, что невольно испытываешь гордость за страну, когда-то способную такое построить (по степени сложности пока ни одно сооружение постсоветской эпохи не смогло превзойти этот зал). Здание имеет настолько высокий статус в общественном мнении Петербурга, что его даже предлагали объявить памятником архитектуры, и председатель КГИОП (Инспекция по охране памятников) города Вера Дементьева специально объясняла, что это невозможно сделать до 2013 года, когда зданию исполнится 40 лет.
Идея объявить здание памятником возникла как раз в связи с реконструкцией аэропорта, о которой заговорили год назад. Реконструкция не вызвана прямой функциональной необходимостью: в отличие от московского Шереметьево, Пулково находится в хорошем состоянии, и даже по мировым стандартам это вполне благополучный аэропорт по загруженности. Однако у петербургских властей возникла идея превратить Пулково в большой транзитный узел (так называемый хаб) по образцу Милана или Франкфурта-на-Майне, и такое изменение функции требует расширения аэропорта. Знатоки петербургской архитектуры испугались сноса жуковского терминала, однако, насколько можно понять, в сегодняшнем конкурсе этот вариант не предусмотрен. Речь идет о строительстве Пулково-3, нового терминала, который выполнял бы функцию хаба.
К участию в конкурсе приглашены четыре команды. Во-первых, американская фирма SOM (Skidmore, Owings & Merrill) из Чикаго. Это просто архитектурные монстры – компания огромная, счет постройкам идет на сотни, причем все это очень крупные сооружения: небоскребы (три в Лондоне, в Кэнери-Ворф, два в Чикаго, один в Шанхае, сейчас строится "Башня свободы" на месте ВТЦ в Нью-Йорке), аэропорты (Шанхай, Франкфурт, Филиппины, Сингапур, Нью-Джерси, Виргиния), вокзалы, торговые центры и т. д. и т. п. При всем этом компания считается не чисто коммерческой, а обладающей художественными амбициями, хотя при таком количестве построенного об этом вроде как стоит забыть. Вероятно, только лорд Фостер со своими объемами и количеством работающих на него архитекторов может сравниться с SOM, но американцы крупнее.
Во-вторых, немецкие архитекторы GMP (Von Gerkan, Marg & Partner). Их по сравнению с американцами несколько сковывает европейский масштаб, но все-таки это тоже очень крупная компания, выросшая в основном на реконструкции Восточной Германии (Лейпцига и Берлина). В отличие от американцев, Майнхард фон Геркан не является столь уж коммерческим архитектором, а в художественной сфере критически относится к чисто модернистской архитектуре. В Берлине его даже считают классицистом (правда, с поправкой на то, что считается классикой в Берлине). Работа, сравнимая с Пулковским аэропортом по масштабу,– новое здание центрального Берлинского вокзала и реконструкция аэропорта в Гамбурге.
Британский архитектор Николас Гримшоу – третий из приглашенных – это второй номер британской архитектуры вслед за Норманом Фостером. Строит по всему миру, отделения компании в Америке, Австралии и Лондоне. Главное здание Гримшоу сады Кью некоторое время претендовало на статус культового объекта – именно в этих садах происходило действие предпоследнего "Джеймса Бонда". Из зданий близкого к Пулково профиля следует назвать аэропорт Хитроу и аэропорт Цюриха, а также реконструкцию главного лондонского вокзала Ватерлоо. У этого архитектора помимо собственно коммерческой репутации в активе и очень высокая профессиональная оценка, его проекты пока еще носят черты авторской архитектуры, хотя, вероятно, он уже близок к тому, чтобы превратиться просто во владельца архитектурной мегафирмы, чье лицо, как у SOM, определяется прежде всего количеством построенных ими квадратных километров.
Наконец, "Земцов, Кондиайн и партнеры" – единственная петербургская фирма, приглашенная для участия в конкурсе. Это одно из крупнейших петербургских архитектурных бюро, в его резюме, в частности, международный терминал аэропорта Пулково. Художественные предпочтения бюро малопонятны: как и большинство петербургских архитекторов, они готовы работать как угодно, лишь бы была работа. В данном случае это, разумеется, будет проект, тщательно изображающий "суперсовременность", как она видится в России.
Выбор фигур для конкурса позволяет с большой долей уверенности говорить о его фаворитах. Помимо понятного желания пригласить для участия те бюро, которые в принципе в силах осуществить подобный проект, в выборе заказчика неявно сквозит некоторое уважение к архитектуре Пулково, которая досталась в наследство от Александра Жука: все команды обладают достаточно высокой художественной репутацией. С другой стороны, именно это и делает конкурс в чем-то предсказуемым. Что касается русской команды, то им надо еще решиться на равных конкурировать с западными архитекторами. В их приглашении чувствуются уроки конкурса на "Газпром-сити". Там русских не позвали, что предопределило крайне болезненную реакцию на конкурс со стороны петербургских архитекторов и общественное отношение к проекту в целом. Однако опыт конкурса на Мариинский театр показывает, что "Земцов, Кондиайн и партнеры" могут просто уйти от борьбы: там они сделали заведомо непроходной проект, нарушавший программу конкурса, то есть и не рассчитывали на выигрыш. Что касается Николаса Гримшоу и Майнхарда фон Геркана, то оба они архитекторы настолько художественные, что это им мешает. Трансформируемое стеклянное покрытие вокзала Ватерлоо у Гримшоу посыпалось в первый год эксплуатации, а фон Геркан в Берлинском вокзале предложил столь сложный проект, что заказчик втихую отказался его выполнять, и опять же превратился в ответчика в суде. Вдобавок вокзал не выдержал недавнего урагана Кирилл: в нем упала гигантская несущая балка и провис огромный стеклянный витраж. Опыт конкурса на "Газпром-сити" показывает, что хотя петербургские заказчики и приглашают для участия в конкурсах западных звезд, но в итоге склонны выбирать самые простые в реализации проекты. Так что сегодня главным фаворитом оказывается SOM.
Григорий Ревзин Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU