Жесткая конкуренция на московском инвестиционно-строительном рынке заставляет столичные компании углубляться в регионы. Однако освоение провинции не всегда сулит москвичам золотые горы. Чтобы заработать трудовой рубль на широких просторах, им приходится учитывать местные обстоятельства.
- Столичный строительный рынок давно сформирован, и многие компании уже успели накопить значительный профессиональный опыт. Кроме того, постоянно появляются новые игроки, которые завоевывают микросегменты рынка, и среди девелоперов формируется высокая конкуренция, - говорит Виктор Козлов, коммерческий директор компании "Авгур Эстейт".
- Поэтому застройщики, прежде работавшие только в Московском регионе, вынуждены обращать свое внимание на региональные рынки.
Группа компаний ПИК, например, серьезно подумала о региональном рынке еще в 2003 году. "Потому что именно тогда стало понятно, что ГК ПИК не хватает масштабного полигона и резервных территорий для реализации строительных мощностей, - объясняет Сергей Канаев, гендиректор компании "ПИК-Регион". - Поэтому в 2004-м компанией была осуществлена экспансия в Московскую область - мы начали первый масштабный проект "Новокуркино". Сегодня инвестиционно-строительный портфель компании "ПИК-Регион" в Московской области составляет 4 млн. 785 тыс. кв. м жилья. Следующим этапом региональной экспансии ГК ПИК был выход в Ростов-на-Дону и Ростовскую область. В 2006 году ГК ПИК приобрела крупнейшую региональную строительную компанию страны - "Стройинвестрегион" вместе со стройплощадками в Ярославле, Калининграде, Новороссийске, Омске, Перми и Нижнем Новгороде. В ближайшей перспективе ГК - Краснодарский край и Смоленск".
Интерес крупных московских застройщиков к российской глубинке понятен - ведь в провинции спрос есть на любое жилье, будь то малоэтажная застройка или небоскребы. "С советских времен активного строительства в регионах не велось, и большая часть жилого фонда устарела. Это и стало причиной возникновения практически идеальной маркетинговой ситуации для выхода на региональный рынок недвижимости, - говорит Михаил Лубенец, гендиректор компании "Пересвет-Регион". - Тут главное не упустить момент. Прийти в числе первых и предложить свою продукцию".
Но надо знать, куда идти с предложениями. К числу наиболее инвестиционно-привлекательных городов Михаил Лубенец относит Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самару, Челябинск, Краснодар, Красноярск, Екатеринбург, Уфу, Новосибирск, Саратов, Пермь. Лучшую динамику для развития инвестиционно-строительного сектора, по его мнению, показывают Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Краснодар и Волгоград.
Но не в каждом городе москвичей ждут с распростертыми объятиями. "В самых интересных для московских компаний городах-миллионниках местные застройщики научились эффективно взаимодействовать с властью, и прийти на рынок московскому инвестору трудно, - утверждает Дмитрий Попов, руководитель аналитического отдела компании "Новая Площадь". - Обычно предлагаются площадки, находящиеся в "чистом поле" и требующие значительных вложений в инфраструктуру".
"Конкуренция со стороны местных игроков очень остра. Причем ни для кого не секрет, что местные администрации зачастую играют на их стороне, пытаясь навязать сторонним компаниям как можно больше обременений по инвестконтрактам, - сетует Владимир Саушкин, директор по инвестициям инвестиционно-строительной компании "Сити-XXI век". - Кроме того, если в Москве имеется единый порядок подготовки предпроектной и проектной документации, то в регионах такого порядка нет. В каждом городе на этот счет имеются свои правила".
Но, пожалуй, самая острая проблема, с которой сталкиваются московские компании в других городах, - кадровая. "Нехватка квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров является одной из проблем работы в регионах, - говорит Михаил Лубенец. - Многие застройщики испытывают трудности при выборе проектных и генподрядных организаций. Такая ситуация имеет свои объяснения. Отрасль в регионах только начинает возрождаться, многое в новинку. Необходимо обучать персонал, помогать осваивать новые технологии, корректировать методы работы".
Продают недвижимость в других городах тоже не так, как в столицах. Как утверждает Дмитрий Попов, "иметь на объекте "Газель" или представителя, который покажет объект, не приходит в голову или считается затратным".
Коммерческий прорыв
Строить торговые и развлекательные центры и другие объекты коммерческой недвижимости в крупных городах выгоднее, чем жилье. "Сегодня в регионах наиболее востребованы объекты коммерческой недвижимости, доходность от вложений в которые может достигать 50%, в зависимости от успешности проекта, - утверждает вице-президент Группы компаний "Конти" Вячеслав Тимербулатов. - Доходность от инвестиций в жилую недвижимость составляет лишь 10-15%". Как говорит Сергей Лобанов, руководитель отдела межрегиональной недвижимости компании "МИЭЛЬ-Недвижимость", работа за пределами МКАД имеет большие перспективы, поскольку региональный рынок коммерческой недвижимости, в отличие от насыщенных рынков Москвы и отчасти Санкт-Петербурга, пока еще обладает значительной емкостью и, соответственно, экономическим потенциалом". Наиболее привлекательными для московских компаний являются столицы федеральных округов, города-миллионники и города европейской части России.
"На сегодняшний день наиболее привлекательны для строительства коммерческой недвижимости такие города, как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Уфа, - перечисляет Ирина Бабичева из компании United Realty Group. - Уже сейчас появляются профессиональные управляющие компании, которые развивают проекты промышленной, складской, гостиничной недвижимости в регионах". И шансы, что эти проекты ждет успех, велики. "Наличие достаточного количества площадей для реализации даже самых крупных проектов, фактическое отсутствие конкуренции со стороны уже имеющихся объектов обеспечивают успех новым проектам, - уверяет гендиректор представительства компании Paul's Yard в Калининграде Олег Здрадовский. - Приход иностранных и столичных специалистов "оживляет" местные рынки, создает условия для качественного "прорыва".
Доходные поселки в Подмосковье | |||
Название поселка | Направления | Расстояние от МКАД | Стоимость аренды ($ в мес.) |
Фоминское | Калужское | 18 км | 7-8 тыс. |
Десна | Калужское | 19 км | 6.5-10 тыс. |
Pine Forest | Калужское | 11 км | 6-15 тыс. |
Барвиха МДТ | Рублево-Успенское | 8 км | 5-6 тыс. |
Сновидово | Рублево-Успенское | 25 км | 8 тыс. |
Forest Ville | Дмитровское | 20 км | 3-3.5 тыс. |
Росинка | Пятницкое | 8 км | 7.5-15 тыс. |
Moscow Country Club | Волоколамское | 17 км | 5-11 тыс. |
Павловы Родники | Калужское | 23 км | 6.5-9.5 тыс. |
Ватутинки | Калужское | 15 км | 2.5-10 тыс. |
Петровский | Ильинское | 11 км | 9-18 тыс. |
Воскресенское | Калужское | 11 км | 4.5-6 тыс. |
Николькская Слобода | Новая Рига | 9 км | До 10 тыс. |
Наталья Барановская Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU