3 мая президент Владимир Путин исключил ФГУП “Аэропорт Сочи” из списка стратегических предприятий.
Примерно за полгода предприятие будет акционировано, рассказал “Ведомостям” руководитель департамента Минэкономразвития Игорь Гречухин. Все необходимые документы для этого уже готовы, в частности — проведена инвентаризация имущества аэропорта. Затем аэропорт будет продан стратегическим инвесторам, говорит Гречухин. Торги могут состояться в конце этого — начале следующего года. По его словам, Минэкономразвития предлагает сразу продать до 100% акций предприятия. “Аэропорт нужно достраивать, и чем скорее, тем лучше”, — поясняет Гречухин. Глава Росавиации Александр Юрчик добавляет, что его ведомство готово согласиться на передачу аэропорта частному инвестору. Он не исключает, что помимо продажи будут рассмотрены и два других варианта — передача в концессию с последующим возвратом государству или передача в управление. Впрочем, он указывает, что окончательное слово в любом случае за Минэкономразвития.
Государство не первый год пытается приватизировать ФГУП “Аэропорт Сочи”. Сейчас этому предприятию принадлежит небольшой аэровокзал, построенный в 1950-х гг. Рядом с этим терминалом еще в 1987 г. югославская SCT-International начала строить новый. К 1992 г. стройка была практически завершена. SCT-International потратила на это $110 млн. Но в связи с распадом СССР и Югославии финансирование стройки прекратилось. Долгострой так и остался стоять рядом со старым терминалом. А договор с SCT-International в 2003 г. был расторгнут.
Недостроенное здание терминала сейчас принадлежит специальному госучреждению и при акционировании “Аэропорта Сочи” отойдет ему, говорит Гречухин. Правда, “развод” с югославскими строителями юридически так и не завершен, уточняет Юрчик. У российского правительства и SCT-International остались взаимные претензии, говорит он. Что это за претензии, он не уточняет, но уверяет, что решаются они не в суде. И на приватизации аэропорта никак не должны отразиться. В SCT-International от комментариев отказались.
Два года назад, когда аэропорт Сочи пытались приватизировать в первый раз, его достройкой и развитием уже интересовались частные совладельцы “Внуково” — Авиационная нефтяная компания (АНК), “Аэрофлот” и “Базовый элемент”. “Базэл” сохранил интерес к покупке аэропорта, говорит близкий к компании источник. Член совета директоров АНК, первый замгендиректора “Внуково” Виталий Ванцев подтверждает интерес к аэропорту Сочи. Причем более предпочтительный для АНК вариант — управление или концессия. А источник, близкий к “Базэлу”, в числе возможных интересантов называет “Интеррос”. Представитель “Интерроса” сказал, что ему об этом ничего не известно. Некоторое время назад присматривалась к сочинскому аэропорту и “Ренова” (управляет аэропортом “Кольцово” в Екатеринбурге). Но решила отказаться от борьбы, в том числе из-за проблем с SCT-International, говорит топ-менеджер компании.
Представитель “Ист Лайн” (управляет крупнейшим в России аэропортом “Домодедово”) утверждает, что его компанию возможные торги не интересуют. Получить комментарии в “Аэрофлоте” не удалось.
Покупка курортного аэропорта могла бы быть выгодной инвестицией. Россия борется за возможность проведения в Сочи зимней Олимпиады в 2014 г. Государственные и частные инвестиции в подготовку города к Олимпийским играм могут достичь $12 млрд. В частности, в федеральном бюджете на нынешней год уже зарезервировано почти 3 млрд руб. на ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Сочи. Источник, близкий к “Базэлу”, оценивает достройку нового терминала в $37,5 млн. По его словам, ввести его в строй можно за семь-восемь месяцев.
Ванцев полагает, что стоимость достройки аэропорта (не включая ВПП) составит $100 млн. Но он уверен, что эти деньги окупятся. “Сочи — перспективный проект, и его пассажиропоток в ближайшие два-три года вполне может вырасти до 2,5-3 млн пассажиров в год”, — рассуждает Ванцев.
Аэропорт Сочи входит в десятку крупнейших российских аэропортов. В 2005 г. обслужил 1,2 млн пассажиров.
Елена Мазнева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU