Вопреки географической реальности Владивосток в глазах большей части населения страны прочно закрепил за собой статус края света и последнего рубежа России. И это притом, что есть у нас целые регионы, удаленные от Москвы на большее расстояние (Камчатка, Сахалин, Чукотка и т. д.).
Но все же, когда хотят подчеркнуть широту и необъятность нашей Родины, чаще всего говорят «от Калининграда до Владивостока».
Лишь в четырех городах бывшего СССР в полдень в обязательном порядке стреляет пушка — в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Владивостоке и Севастополе.
И не зря многие владивостокцы испытывают трепетные чувства к Северной столице. Эти города, безусловно, имеют некую духовную связь. Владивосток основан моряками, многие из которых, преодолев тысячи миль, прибыли туда именно с берегов Невы или из Кронштадта. И сегодня Корабельная набережная Владивостока напоминает набережную Кронштадта.
Своим появлением на карте приморская твердыня отчасти обязана тому факту, что в 1853 году в результате Крымской войны наша страна потеряла выход к Черному морю. Английские и французские мореплаватели в те годы уже вовсю изучали дальневосточное побережье и вполне могли составить там конкуренцию России. Поэтому в срочном порядке приняли решение основать на Тихом океане собственный порт. Бухта Золотой Рог подходила для таких целей больше всего. Здесь в 1860 году и заложили сначала военный пост, затем порт, а уже через 20 лет Владивосток стал городом.
Таким образом, Владивостоку всего 145 лет. По меркам российской истории срок небольшой. Поэтому проследить за тем, как формировался современный город, в общем‑то, несложно. Изначально он был военным постом, а потом крепостью (военные укрепления здесь строил известный российский инженер Дмитрий Карбышев, погибший во время Второй мировой войны). И сейчас нельзя сказать, что Владивосток приспособлен для удобной жизни людей. Десятилетиями руководители города и Тихоокеанского флота думали в первую очередь о том, где и как разместить военную технику, корабли, боеприпасы, казармы и т. д. Понятно, что интересы гражданского населения в списке приоритетов стояли далеко не на первом месте.
Последствия такой политики ощущаются и сегодня. В городе, мягко говоря, не очень много детских площадок, парков и прогулочных зон. Для довольно большого населенного пункта (суммарное количество прописанных и непрописанных жителей по неофициальным оценкам составляет чуть меньше миллиона) здесь совсем мало стадионов, а ледового дворца нет и в помине. Правда, в настоящий момент активно приводят в порядок сеть кинотеатров (многие из них уже имеют самый современный интерьер и оборудование), центр города изобилует многочисленными кафе и ресторанами.
«В столице Приморья полдень», — именно так и никак иначе ежедневно представляет Владивосток одна из городских радиостанций. Любой столичный гость в первую очередь обращает внимание на большое количество японских автомобилей на улицах. Изделия отечественного автопрома в этой массе встречаются редко.
«Владивосток слишком далеко, чтобы быть провинцией», — любят повторять местные жители. Действительно, уникальное географическое положение, порт, активность населения (потомки авантюрных по складу характера переселенцев, что вы хотите!) способствуют тому, что все технические и интеллектуальные новшества приходят сюда гораздо быстрее, чем в регионы Средней полосы России.
До 1992 года Владивосток имел статус закрытого города, и попасть туда можно было только по специальному разрешению. С тех пор многое изменилось. За короткий период количество машин в столице Приморья за счет привезенных иномарок выросло многократно. В то время как городская дорожная сеть оказалась к такому повороту событий абсолютно не готова. Во второй половине 90‑х годов тогдашний мэр Владивостока Виктор Черепков затеял мощную реконструкцию дорог и строительство всевозможных развязок. Его последователи также активны в этом направлении, однако проблема автомобильных пробок здесь по‑прежнему актуальна, особенно зимой, когда многочисленные подъемы и спуски покрываются ледяной коркой.
Кстати, климат здесь своеобразный. Июнь — месяц дождей и туманов, а август и сентябрь — бархатный сезон, самое время для отдыха. Городские власти даже пытались перенести начало учебного года на 15 сентября, чтобы дать детям время вдоволь покупаться в море и погреться на солнышке.
Зимой очень низких температур, как правило, не бывает, но и в минус 15 градусов при северном ветре мало не покажется. Случается, в таких условиях объявляют штормовое предупреждение и отменяют занятия в школах.
В столице Приморья более десятка крупных вузов, а в пригороде расположено Дальневосточное отделение Российской академии наук, в состав которой входит 18 научно-исследовательских учреждений. Культурное пространство Владивостока — это театры, Тихоокеанский симфонический оркестр, флотские оркестр и ансамбль песни и пляски, отделения союзов художников, писателей, композиторов и театральных работников.
Ровные участки во Владивостоке сосчитаешь по пальцам, но и из них довольно существенная часть создана искусственно. В том числе главная площадь и главная улица города. В остальном же — сопки, сопки, сопки. Но почти все они застроены, свободного места практически нет.
Владивосток довольно компактный город, поскольку сильно растягиваться ему просто некуда — с трех сторон море (краевой центр Приморья расположен на полуострове Муравьева-Амурского). Таким образом, расти город может только в одну сторону — на север.
Любопытно, что при своей компактности формально Владивосток по занимаемой площади является одним из крупнейших городов. Фокус состоит в том, что довольно большая часть его территории приходится на многочисленные близлежащие острова (каждый из них находится в административном подчинении различным районам приморской столицы). Самый большой из них — остров Русский (около 10 тыс. га), имеющий административное подчинение Фрунзенскому району города. Однако всерьез говорить о развитии тамошней инфраструктуры можно будет только в том случае, если оттуда уйдут военные и на остров перебросят автомобильный мост. Думается, что это случится не в ближайшие 10 лет. А пока местные жители добираются на «большую землю» на пароме.
Еще в советские времена, пусть и с трудом, но квартиру во Владивостоке реально было поменять на Подмосковье.
Любопытно, что и сейчас цены на недвижимость в городе сопоставимы с ближним Подмосковьем и Санкт-Петербургом.
Наравне с центром столицы Приморья ценится район Первой речки. Котируется и едва ли не единственный равнинный район города — Вторая речка. Правда, слыша эти названия, не стоит представлять себе полноводные реки, обрамленные гранитными берегами. У скромных ручейков мало общего с теми реками, в которые, как говорят, на нерест заходила даже красная рыба.
Далее по градации — более отдаленные от центра районы. К примеру, так называемый мыс Чуркин, расположенный на противоположной стороне бухты Золотой Рог. В центр оттуда добираются либо на катере, либо в объезд бухты, что долго и довольно утомительно. Разговоры о необходимости моста через бухту идут уже как минимум 100 лет, но воз и ныне там.
Владивосток — один из немногих оазисов относительно благополучной жизни на Дальнем Востоке России. По крайней мере здесь можно работать и даже зарабатывать. Поэтому за последние годы в столицу Приморья перебрались десятки тысяч жителей края и соседних регионов. И скорее всего по этой причине здесь высокие спрос на жилье и, соответственно, цены на него. Примечательно, что наибольшей популярностью пользуются так называемые «гостинки» — квартиры гостиничного типа. Это комнатки площадью от 8 до 18 кв. м. В худшем случае — без ванной, в лучшем — совмещенный санузел с сидячей ванной. Наиболее типичный для Владивостока дом с гостинками представляет собой обычное панельное девятиэтажное здание, имеющее, несмотря на вполне стандартную длину, всего два подъезда. Причем из одного подъезда на каждом этаже легко можно перейти в другой, потому что система — коридорная. Коридор есть на каждом этаже, и он тянется по всей длине дома. Из‑за потрясающей слышимости такие дома во Владивостоке называют «хи-хи, ха-ха».
Через гостинки в обязательном порядке проходят приезжие, студенты и молодые семьи. Можно назвать их началом пути человека в большом, по российским дальневосточным меркам, городе. А на вершине рынка недвижимости Владивостока — элитные кирпичные или монолитные здания, коих за последние годы построено немало (в среднем возводят около 50 тыс. кв. м жилья в год), коттеджи в курортной зоне и особенный шик — пяти- и шестиэтажные суперсовременные дома с пентхаусами, воздвигнутые буквально в нескольких метрах от линии прибоя Японского моря. Эти дворцы как бы спускаются к морю террасами с близлежащих сопок. Ну а в среднем классе рынка жилья все, как и в других российских городах: дома кирпичные и панельные, сталинки и хрущевки. Высотность — от одного до 16 этажей. Так называемого частного сектора в черте приморской столицы пока еще более чем достаточно.
Исследования, проведенные Дальневосточным маркетинговым центром, показывают, что за 2005 год средняя цена предложения за 1 кв. м на вторичном рынке Владивостока увеличилась более чем на 30 %, причем основной рост показателей пришелся на первую половину года. Рынок новостроек за прошлый год также характеризовался значительным повышением цен, перераспределением типа возводимого жилья в сторону бизнес-класса и значительным увеличением доли монолитно‑каркасных домов. На рынке малоэтажного строительства были запущены первые проекты по возведению коттеджных поселков.
Примерно с 2002 года во Владивостоке развивается ипотечное жилищное кредитование. При ставках от 12 до 18 % годовых кредит выдают сроком до 30 лет. В залог банки предпочитают, как и везде, принимать ликвидные дома с небольшим процентом износа (не больше 25 %). В последнее время некоторые сервисные агенты начали кредитовать покупки квартир в домах гостиничного типа, но массовым явлением это не стало. Учитывая интерес населения к новостройкам, администрация города поддерживает банки, предлагающие гражданам кредиты на приобретение квартир в таких зданиях. Начинает действовать и программа кредитования покупки жилых домов с земельным участком.
Диана Торочкина Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU