Представьте себе здание библиотеки. Длинные коридоры, высокие стеллажи с книгами, абсолютная тишина и таблички «Не шуметь!». Согласитесь, картина весьма скучная и мрачноватая, а если добавить к этому всему приглушенный свет старомодных абажуров и ворчливого библиотекаря в очках, получится место, куда не так уж часто хочется приходить, разве что в случае крайней необходимости.
А теперь представьте себе ту же библиотеку, но только в форме огромной медузы зелено-фиолетового цвета. Каково?
Нет, это не вымысел и не декорации фантастического фильма. Все это – вполне реальный проект чешского архитектора-изобретателя Яна Каплики, который представил футуристическую библиотеку на международном конкурсе, организованном Международным союзом архитекторов. И победил.
История необычной библиотеки началась с того момента, как молодой Ян Каплики провалил вступительные экзамены в Чешский технический университет. Решив посвятить себя искусству, Каплики закончил колледж прикладных искусств в Праге. В 1968 году будущий архитектор переехал на постоянное место жительства в Великобританию. Идея гигантского «осьминога» посетила Яна еще в Чехии, однако, ввиду нестабильной политической обстановки, на родине ему так и не удалось ничего построить. В 1978 году Ян со своими друзьями основал архитектурное бюро «Системы будущего», самим названием которого он сформировал концепцию всех своих проектов.
Пока Каплики занимался строительством нескольких смелых на то время сооружений за рубежом, Чешская национальная библиотека в Праге переживала трудные времена. Начиная с 1980 года в старом здании стало просто не хватать места для книг, и, когда правительство объявило конкурс на проект новой библиотеки, Ян Каплики решил воспользоваться шансом и проявить свой талант на родине.
Архитектор принялся за работу. Эпопея с разработкой чертежей и планов длилась долго. И вот в июне 2006 года стартовал конкурс, в котором принимали участие 355 архитекторов со всего мира. Ян и его студия сразу же пробились в восьмерку финалистов, а в марте этого года жюри конкурса, отбиравшее работы по всем стандартам и правилам Международного союза архитекторов, объявило Яна и его «медузу», смотревшую на Прагу одним огромным стеклянным глазом, единственным победителем престижного соревнования.
Глава жюри Ева Йирикна призналась, что проект, представленный Яном, «самый многообещающий и смелый, который невозможно ни с чем сравнить». Из всех архитектурных решений, показанных на конкурсе, только «библиотека-медуза» имела ошеломляющий успех, показав тем самым, что современная архитектура открыта для инноваций, экспериментов и оригинальной изобретательности. Сам автор сообщил, что воплотил наконец-то свою мечту в реальность и очень рад вернуться в Чехию. «Библиотека – это самое важное и одновременно сложное здание за всю историю моей карьеры, – сказал журналистам ликующий архитектор. – И оно замыкает круг, который я когда-то здесь начал и здесь же и закончил».
После обнародования проекта пресса взорвалась негодованием, которое выплеснулось в газетах и на телевидении. Несомненно, футуристическое здание очень выделяется на фоне общих архитектурных зданий Праги, однако жюри конкурса смело приняло свое решение, назвав проект Яна «самым ярким и современным».
Публика отнеслась к сооружению скептически и даже с подозрением, называя библиотеку «огромным осьминогом», «горгоной», «медузоподобным монстром» и прочими прозвищами. В то же время в спор включились также другие архитекторы и деятели искусства, осуждая Каплики за «чрезмерный футуризм» и «современные тенденции, чуждые архитектуре старой классической Праги». Они утверждали, что, несмотря на то что городская библиотека находится в плачевном состоянии и требует немедленной реконструкции, проект Каплики не заслуживает права находиться в центре города и должен быть возведен где-то на окраине. Сам архитектор назвал происходящее «Судным днем» – и оказался как никогда прав.
Спустя месяц после победы на конкурсе в прессе была опубликована разгромная статья о библиотеке Каплики, которую написал коллега Яна, архитектор Радек Мартисек. В статье говорилось, что проект страдает рядом «серьезных недостатков и недоработок, которые говорят о низком уровне профессионализма его создателя». Казалось бы, чего только не напишут в газетах завистливые коллеги, однако статья не только получила массовую поддержку со стороны читателей, но и попала на глаза президенту Чехии Вацлаву Клаусу.
Уже в мае глава государства выступил и публично заявил, что он категорически против строительства подобной библиотеки и приложит все усилия, чтобы этому противостоять. Президент заявил, что подобное «безобразие» никак не вписывается во внешний облик Праги, и много говорил об уродстве, чрезмерной самонадеянности и упертости автора, призывая архитекторов создавать нечто «нормальное». После такого резонанса многие архитекторы не стали бы перечить решению президента и смирились бы, реализовав проект в другой стране или вовсе отказавшись от него. Однако Ян Каплики слишком долго ждал своего звездного часа, и, к удивлению коллег, он решил бороться до конца.
Через две недели после громогласного заявления Вацлава Клауса Каплики отправился в чешский сенат «выступать после возражений». Он сразу же опроверг все факты, касающиеся недостатков библиотеки, и указал на экологический аспект подобной постройки. Ян отметил, что президент раскритиковал отсутствие в здании окон, что вынуждает применять постоянно работающее искусственное освещение, которое является не совсем «экологически-рациональным». Но, по мнению архитектора, дневной свет вреден для книг, особенно для ценных старинных экземпляров, поэтому окна в библиотеках, как правило, отсутствуют.
Критики Каплики обвинили архитектора также и в «непрофессионализме», заявив, что ни один проект бюро «Системы будущего» так и не был реализован и что «самоучке Каплики» следует указать на его место. Однако автор «медузы» опроверг подобную информацию, представив на рассмотрение свои проекты, в частности музей Maserati, возведенный в Италии, и Selfridges в Великобритании, которые совсем не смутили ни президента Италии, ни английскую королеву. «Никто из них не протестовал», – отметил Каплики.
Оппоненты архитектора насчитывали около 200 обычных зевак, но ни одного представителя канцелярии президента в тот день на месте не оказалось. Расстроенный Каплики также заявил, что критиковать и ругать архитектурные проекты всегда очень легко. «Все великие постройки имели врагов и недоброжелателей. Я уверен, что, когда в Праге возводили церковь Святого Николаса, тут тоже были революции. Не сомневаюсь, что на первых порах многие ненавидели Парфенон и Эмпайр Стэйт Билдинг. Но в наши дни все это популярно, это памятники истории и архитектуры».
Алена Солтыс Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU