Здесь есть мощеные улочки и мостики, увитые плющом, тихие скверы и готические здания, гладь каналов и мощные лопасти ветряных мельниц, черепичные крыши и нарядные площади. Остается только изумляться и радоваться тому, что за многие годы никому и в голову не пришло построить тут современный деловой центр с небоскребами, дорожными развязками и многоярусными паркингами.
В последние годы, правда, мировая слава отчасти вернулась к Брюгге: сначала ЮНЕСКО отметила бегинажи, потом исторический центр города, а еще через два года объявила его культурной столицей Европы. По словам мэра Брюгге, это позволило изменить представление о городе как о ветхом предмете старины. Помимо значительных средств на масштабную реставрацию памятников почетный статус столицы обогатил Брюгге сверхсовременными проектами. Город-музей как будто очнулся и вспомнил о том, что когда?то он являлся самым богатым портом Северной Европы; здесь изобрели биржу, напечатали первую книгу на английском языке, устраивали грандиозные пиры и торговали со всем миром…
По воле волн
Впервые это место упоминается в VII веке. Викинги называли его Бруггия, то есть «мостки, дебаркадер, место погрузки кораблей». (Археологи нашли монету 875 года, на которой отчеканено это название.) В IX веке граф Фландрии Болдуин построил рядом с рекой Цвин и в нескольких километрах от побережья крепость. В то время здесь были только земляной вал, графский замок и часовня. Постепенно рядом возник рынок, появились дороги, ведущие к морскому берегу и вглубь страны. В устье реки Цвин основали порт. В общем, Брюгге стал расти как торговый центр. В 1128 году населенный пункт официально получил статус города. В то же время началось строительство укрепленных стен и каналов. Но главное довершила природа: в 1134 году сильнейший шторм преобразил береговую линию Фландрии. Море приблизилось к Брюгге, а возникший в результате шторма глубокий канал соединил побережье с рекой Цвин глубоким рвом, так что теперь корабли могли подплывать прямо к городу. Благодаря этому Брюгге начал активно развивать торговлю с Англией и Францией. Морской рукав прошел мимо городка Дамм, который превратился в торговые ворота Брюгге.
В 1200 году город наделяют правом организовывать ежегодную ярмарку. Спустя полвека страны Ганзейского союза получают в Брюгге особые привилегии. Наряду с Лондоном и норвежским Бергеном город превращается в один из трех главных ганзейских портов на Северном море. В 1277 году в Брюгге появился первый венецианский купец, а с конца XIII века город наладил торговлю с Генуей, Флоренцией и Португалией.
Контакты с венецианскими торговцами позволили Брюгге усовершенствовать финансовые и торговые операции, освоить, выражаясь современным языком, новые технологии. Но и сами горожане внесли особый вклад в развитие мировой экономики: именно отсюда, как полагают, пошло слово «биржа» (франц. — bourse). Дело в том, что в Брюгге располагалась гостиница, принадлежавшая человеку по фамилии Ван дер Бурсе, где останавливались многие иностранные купцы и возле которой они устраивали собрания. С начала XIV века большинство торговых сделок совершали «у Бурсе», то есть на бирже. В результате город превратился в передовой торговый центр Нидерландов и оставался таковым на протяжении целого века. В то время Брюгге был очень богат. Здесь находился пышный двор герцогов Бургундских. Сюда приезжали представители торговых домов и послы со всей Европы, тут процветали ремесла и искусства. Первый путеводитель по Брюгге, изданный в конце XIV века, без ложной скромности назывался «Брюгге прекрасный». К 1500 году население его перевалило за 100 тыс. человек — невиданное число для средневекового города (кстати, сегодня там живет ненамного больше — около 115 тыс. жителей). Однако благосклонность небес к Брюгге оказалась недолгой: по плоской, как стол, долине Фландрии реки текли медленно, и со временем Цвин стала мелеть.
Действительно, песок и известковые отложения начали душить портовые сооружения Дамма и Брюгге, дельта Цвина стала непроходима для судов, и город постепенно утратил свои морские позиции, проиграв Антверпену. В течение нескольких последующих веков Брюгге пребывал в забвении, периодически меняя государственную принадлежность. Наконец в 1830 году он отошел к Бельгии. И только в конце XIX века город начал возвращаться к активной жизни. Строительство нового морского порта и индустриализация мало затронули старый Брюгге. К началу XX века это был довольно тихий провинциальный городок. Король Леопольд распорядился прорыть крупный канал, который изменил русло Цвина и приблизил Брюгге к морю. При этом возник новый порт, названный Зеебрюгге («Морской Брюгге»). Однако не это вернуло город к жизни. Его прославили средневековые здания (многие, кстати, были построены заново в XIX веке), благодаря которым Брюгге стал для туристов всего мира прекрасной машиной времени. Сегодня поток желающих совершить путешествие в прошлое достигает нескольких миллионов людей в год.
Старый город
Брюгге похож на большинство средневековых городов. Если смотреть на фотографию, сделанную со спутника, сразу видно, что Старый город представляет собой овальный участок земли. Со всех сторон его окружает канал, который соединяется с более мелкими водными магистралями, пересекающими город, а на северо-западе, в районе Дамма, — с рекой Цвин. Дальше широкий канал Бодуэна ведет на север, к порту Зеебрюгге и Северному морю. Сам город, исчерченный во всех направлениях водной гладью и брусчаткой, имеет две главные площади: городскую Бург и рыночную Маркт. На первой располагаются объекты государственной важности: базилика Святой Крови Христовой, ратуша и Дворец правосудия. Рыночная, соответственно, приняла у себя торговые ряды. Кроме того, здесь возвышается вечевая, или дозорная башня (ее называют также Белфорт, или Беффруа), построенная в XIII веке. В конце XV века к ней добавили восьмиугольный верх. Высота башни около 89 м, на ней 47 колоколов, которые звонят каждый час; на самый верх ведут 366 ступеней. Потрудиться и подняться по ним стоит, чтобы увидеть панораму Брюгге и окрестностей вплоть до моря.
Поскольку Брюгге — город, в котором самое главное заключено в общем облике, а не в отдельных строениях, бесполезно (и очень долго) было бы перечислять все его достопримечательности. Назовем лишь некоторые места, преставляющие неменьший интерес изнутри, чем снаружи. История города немыслима без базилики Святой Крови Христовой, расположенной на городской площади. Церковь была построена в начале XII века по приказу графа Фландрии Теодора Эльзасского, который привез из Крестового похода сосуд с каплями крови Христовой. Верхнюю часть храма в XV веке перестраивали, а росписи и витражи и вовсе относятся к XIX веку. Каждый год на праздник Вознесения Христова в Брюгге устраивают грандиозную процессию. Реликвию проносят по улицам: стотысячная толпа зрителей наблюдает за шествием трех тысяч людей — духовенства и горожан в средневековых костюмах.
С Крестовыми походами связано и появление во Фландрии бегинажей. В этих общинах жили женщины (бегинки), избравшие монастырскую жизнь, но не прошедшие постриг. Обычно это были вдовы рыцарей, погибших в Крестовых походах. Здесь и сейчас особый дух, поскольку в уединенном бегинаже Брюгге расположился монастырь бенедиктинок, которые, как и в Средние века, закрывают ворота каждый вечер в 18:30.
Другой религиозный символ Брюгге — церковь Богоматери. Ее тоже начали строить в XII веке. Храм знаменит огромной колокольней, могилой Карла Смелого, его дочери Марии Бургундской и главное — скульптурой Микеланджело «Богоматерь с Младенцем» (впрочем, некоторые считают его авторство сомнительным). Нельзя не побывать и в старом госпитале Святого Иоанна, который принимал больных на протяжении нескольких столетий и закрылся только в XX веке. Наконец Брюгге прекрасен и своими ветряными мельницами. Совсем недавно, в XIX веке, здесь их было почти полсотни. До нас дошли лишь четыре мельницы, живописно расположившиеся на окраине Старого города.
Музейное дело
Многочисленные музеи Брюгге рассказывают не только о том, каким был город в пору своего расцвета, хотя и об этом тоже. Кружева, шоколад и бриллианты здесь, как и в других городах страны, составляют непременные атрибуты Бельгии для туристов. Но Брюгге подошел к делу основательно. В музее шоколада «Шоко-story» рассказывают историю производства и потребления шоколада на протяжении последних 2500 лет. В Музее бриллиантов можно понаблюдать, как происходит огранка алмазов, изобретенная как раз в Брюгге больше 500 лет назад. В витринах и окнах домов попадаются вполне немузейные старушки, плетущие на глазах людей кружева. Правда, многие говорят, что купить произведения ручной работы (тем более старинные кружева) можно только в двух лавках, все остальное — не более чем сувенир.
По-настоящему серьезных музеев в Брюгге два: исторический Груутхус и художественный Грунинге. Сегодня во дворце Груутхус, в свое время принадлежавшем одному из богатейших людей Брюгге, придворному бургундских герцогов Людовику Ван Груутхусу, воссоздана обстановка XV века. Здесь можно увидеть средневековые гобелены, резьбу по дереву, старинную мебель. На втором этаже дома расположена капелла, которая соединена с церковью Богоматери. Когда-то семейство Груутхусов участвовало в богослужении, не выходя из дома.
Модернистское здание Грунинге было построено в 1930 году специально для музея. В нем выставлена коллекция произведедений фламандских, бельгийских и нидерланских мастеров — от самых ранних до современных, от Яна Ван Эйка до Рене Магритта. Кстати, именно Ван Эйку художники обязаны изобретением масляных красок. В Грунинге хранится одна из самых знаменитых его работ — «Мадонна каноника ван дер Пале» 1436 года. Трогательно-смиренные картины Ханса Мемлинга — другого художника эпохи Возрождения — выставлены в старом госпитале Святого Иоанна, частично превращенном в музей мастера.
Новая архитектура
В начале нового тысячелетия Брюгге не только стал (на один год) культурной столицей Европы, но и обрел совершенно новые, смелые и яркие архитектурные сооружения. Самый грандиозный проект — концертный зал длиной 120 м и шириной 50 м, построенный недалеко от железнодорожного вокзала. Он вмещает 1300 человек. Рядом расположена башня, перекликающаяся с традиционной архитектурой Брюгге, с залом камерной музыки на 300 мест. Конечно, не обошлось без новых мостов — появились две неоконструктивистские переправы через каналы в районе бывших городских стен. Но главным хитом обновленного Брюгге стал павильон на городской площади, построенный по проекту известного японского архитектора Тойо Ито. Это 22?метровый играющий в лучах солнца тоннель из алюминиевой сетки, служащий мостом через маленький пруд. Очертания последнего соответствуют фундаменту располагавшейся тут когда-то церкви. Так что люди, идущие сквозь прозрачный павильон, как бы идут по древнему храму.
Романтика для всех
Брюгге настолько мал, что его без труда можно обойти за один день, и настолько уютен, что еще не раз мечтаешь вернуться сюда. Его хочется рассматривать пешком, на велосипеде или на лодке. Про автомобиль, правда, вы уж точно ни разу не вспомните. Здесь одинаково легко получить удовольствие от музеев и от ужина с бельгийским пивом, в равной мере увлекательно рассматривать знаменитые картины и самые обыкновенные домики с дверцей, выходящей прямо к воде. Вряд ли вы сможете представить себя жителем Брюгге, но наверняка станете его верным поклонником.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU