Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила о намерении возбудить дело о недобросовестной конкуренции в отношении Nissan. Автоконцерн обвиняют во введении единых расценок на сервисное обслуживание и ремонт автомобилей у всех дилеров Москвы и Московской области. С жалобой в ФАС обратились страховщики, которых единые расценки лишили возможности экономить на ремонте автомобилей. В Nissan признают, что могли «некорректно сформулировать обращение к дилерам». Вероятно, ФАС может заставить концерн смягчить формулировки, назвав цены «рекомендованными».
Но реально ситуация с едиными ценами как Nissan, так и других автопроизводителей не изменится.
Вчера замглавы ФАС Андрей Кашеваров заявил, что служба намерена возбудить дело против ООО «Нисан мотор рус», поскольку импортер «подозревается в нарушении закона 'О защите конкуренции'". В июне ООО разослало своим дилерам письмо (его копия имеется в распоряжении Ъ) «о введении с 1 августа 2006 года единых расценок на техобслуживание, механический ремонт, малярные и кузовные работы, оригинальные запасные части и расходные материалы для автомобилей марки Nissan среди официальной дилерской сети Nissan в Московском регионе». Как сообщила Ъ пресс-секретарь «Нисан мотор рус» Татьяна Натарова, единые расценки призваны повысить качество обслуживания клиентов. «Когда человек покупает машину, он должен понимать, в какую сумму ему обойдется ее обслуживание»,- поясняет госпожа Натарова.
По словам Андрея Кашеварова, жалоба на Nissan поступила от страховых компаний, назвать которые он отказался. По мнению чиновника, новая ценовая политика Nissan «представляет опасность для страховщиков, поскольку они будут нести дополнительные расходы по техобслуживанию автомобилей». По данным Ъ, разбирательство в ФАС инициировано с подачи страховой компании «Рекон», которую возглавляет Юрий Бугаев, бывший председатель правления Госстраха РСФСР и бывший замглавы Российского союза автостраховщиков. Комментарии господина Бугаева Ъ получить не удалось. Остальные же страховщики расстроены поведением Nissan. «Если зафиксировать стоимость восстановительного ремонта, страховщики могут потерять все льготы, которые возникли в ходе сотрудничества с дилером»,- утверждает глава департамента страхования транспортных средств страхового дома ВСК Владимир Антипов. Гендиректор «Стандарт Резерва» Виктор Юн уточняет, что «рост цен Nissan повлияет на убыточность в ОСАГО», поскольку эта марка в России очень популярна, а страховщики не могут повышать тарифы ОСАГО. А по мнению замруководителя управления автострахования «АльфаСтрахования» Дениса Макарова, если действия Nissan пройдут без санкций, дилеры других марок «поймут, что могут безнаказанно повышать цены».
Действительно, ранее на страховом рынке ходили слухи, что одновременно с введением единых тарифов Nissan «поднял расценки на ремонт на 70%". В июньском письме «Нисан мотор рус» цена нормочаса при ремонте автомобилей, заказчиком которого выступает страховая компания, установлена на уровне 1250 руб. Кроме того, зафиксированы цены на запчасти и расходные материалы, используемые при кузовном ремонте. До этого стоимость нормочаса у столичных дилеров Nissan колебалась от $35 до $55. Это позволяло страховым компаниям направлять пострадавшие в ДТП автомобили к дилерам, предлагавшим более дешевые услуги. По сложившейся практике договор страхования оставляет за страховщиком право выбора дилера, у которого будет ремонтироваться автомобиль. По словам директора проекта auto-dealer.ru Олега Дацкива, в Москве у большинства автомобильных марок очередь на ремонт по направлению страховщиков достигает полугода, при этом качество работ зачастую «оставляет желать лучшего». У «дорогих» дилеров, принимающих машины в ремонт за наличный расчет, очередей нет. С введением единых расценок страховым компаниям уже не удастся сэкономить на ремонте автомобилей Nissan, однако автовладельцы от этого только выиграют: ремонт можно будет сделать у любого официального дилера.
Nissan не первый автопроизводитель, решивший ввести единые расценки на ремонт и техобслуживание. Аналогичные программы действуют у Ford и Renault. Вчера в обеих компаниях Ъ заверили, что претензий ФАС не получали. Андрей Кашеваров объяснил это тем, что жалоб на Ford и Renault в службу не поступало, однако если они поступят, ФАС инициирует разбирательство в отношении этих компаний. Между тем, по данным Ъ, ФАС уже обращалась с требованием отказаться от единых расценок на техобслуживание автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге к группе «Рольф» (официальный дистрибутор Hyundai и Mitsubishi в России). Дело закончилось перепиской.
«Если мы поймем, что Nissan нарушает антимонопольное законодательство, то издадим предписание об устранении нарушения, то есть об отмене единых цен на техобслуживание,- сообщил Андрей Кашеваров.- Если нарушитель откажется выполнить предписание, ему грозит штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей». В Nissan признают, что претензии ФАС могли возникнуть из-за того, что в письме дилерам говорится о «единых расценках». «Мы всегда работали в соответствии с российским законодательством,- подчеркнула Татьяна Натарова.- Расценки, о которых идет речь, на самом деле рекомендованные. Возможно, это было не совсем корректно сформулировано».
По российскому законодательству автоконцерны не могут диктовать продавцам ни розничные цены на автомобили, ни расценки на их обслуживание. Но единые цены на новые машины действуют у большинства дилеров. Чтобы не вызывать подозрения у ФАС, в дилерском контракте указывается рекомендованная цена. При этом у импортеров и автопроизводителей масса рычагов воздействия на дилера, с помощью которых его можно заставить придерживаться рекомендованных цен. Это целый список требований к размерам и оснащению шоу-румов и сервисной зоны, ассортименту склада запчастей, а также неформальные рычаги, например распределение квот на самые дефицитные модели. А у многих марок число дилеров в столичном регионе уже близко к предельному. Массовые марки, такие как Ford, Renault и Nissan, ежегодно расстаются с двумя-тремя «непослушными» дилерами.
Рисунок: Сергей Тюнин, «Коммерсантъ" |