ПАВЕЛ МОРОЗ
Компания SAP выходит в новый сегмент рынка ERP (информационных систем управления ресурсами предприятия) для малого и среднего бизнеса, стараясь изжить имидж компании, продающей дорогие и «тяжелые» решения для крупных предприятий. Впрочем, здесь наблюдается путаница в формулировках. Для SAP малый бизнес начинается с 1 млн евро годового оборота, а средний с 10 млн евро. Так что для 80% российских предприятий ее «облегченные» решения по цене от 30 тыс. евро до 300 тыс.
евро оказываются неподъемными. Но за оставшиеся 20% SAP намерена серьезно повоевать, потеснив, прежде всего, Microsoft, который уже два года «удобряет» этот сегмент своими решениями Navision и Axapta.
«Если отталкиваться от российских реалий, малый бизнес пока не попадает в сферу наших интересов. Но тех, кто смог заработать миллион евро и больше, в России предостаточно. Средний бизнес, а по нашим оценкам это без малого 400 тыс. предприятий, потенциально наш рынок»,- пояснил «Бизнесу» директор по развитию бизнеса малых и средних предприятий SAP Александр Антипов. Но удастся ли ей потеснить российские компании «Галактика», «Парус», «1С» и Microsoft (Navision и Axapta) в сегменте решений для небольших предприятий, пока прогнозировать сложно. По словам Антипова, с октября 2004 года продано 60 решений SAP Business One и mySAP All-in-One. Причем этап внедрения прошли пока лишь десяток из них.
«Мы за 30 тыс. евро предлагаем локализованную SAP Business One, позволяющую предприятию с численностью до 100 человек обеспечить эффективное бизнес-управление. Не нужно сносить установленный „1С” или модули Microsoft Navision или Axapta, все прекрасно интегрируется,- говорит Антипов.- Причем срок внедрения системы - две недели». Стоимость лицензии (одного рабочего места) не превысит $2000.
«Программистов не увольнял, хотя первые полгода после установки Business One предприятие показывало убытки. Но сейчас без нее я уже себя не мыслю»,- говорит гендиректор компании «Салонная косметика» Андрей Махов. Впрочем, экономический эффект от внедрения системы он посчитать затруднился. Хотя и отметил, что, если количество клиентов у компании выросло в два раза, этот эффект «где-то есть». «Мне просто удобно отслеживать всю информацию в реальном времени, а то, чего я не найду, обнаружат программисты, которые „подкрутят” систему под мои потребности». Процесс «подкрутки», по словам Махова, продолжается и по сей день, хотя ERP была внедрена осенью прошлого года. «Но могу я потратить $50 тыс., чтобы быть в курсе всего, что происходит в компании?» - резюмирует гендиректор.
«SAP Business One для нас несерьезное решение. Предприятие у нас немаленькое: больше 800 человек. А mySAP All-in-One для госпредприятия слишком дорогое удовольствие. Ну не можем мы потратить $150 тыс. на ERP. Тем более что никто из SAP мне не смог объяснить, во сколько выльется внедрение,- не без иронии констатировал заместитель гендиректора ГУП „Гормедтехника” Владимир Ковалев.- Еще $150 тыс.? Тогда SAP точно без нас. Хотя форум очень хорош как бесплатное просветительское мероприятие». «Я тоже здесь пока прогуливаюсь. Надеялся найти приемлемое решение на базе SAP, но без успеха. А тратить, по моим подсчетам, $200 тыс. на внедрение mySAP All-in-One - непозволительная роскошь. Microsoft Axapta обойдется дешевле»,- вторит ему руководитель департамента по работе с инвесторами УК «Конкордия эссет менеджмент» Эдуард Подняков.
Имидж SAP, конечно, весомый аргумент, но так ли он важен для небольших компаний? «У программистов было два года, чтобы разобраться с Navision и Axapta. Тех, кто досконально знает SAP, на порядок меньше. Выбирая из вариантов, сопоставимых по стоимости, логичней остановиться на вылизанной и отлаженной за два года Axapta. А для того, чтобы довести до ума One или All-in-One, потребуется времени не меньше»,- говорит замгендиректора по развитию бизнеса ЗАО «ФДП Технолоджис» Илья Ломейко. На его взгляд, эти решения компании будут привлекательны для рынка года через два. Пока же вкладываться в них, по его мнению, рискованно.
Большинство опрошенных «Бизнесом» руководителей предприятий, приглашенных на форум, обсуждает необходимость внедрения решений SAP на уровне «нравится - не нравится». В России большинство предприятий с небольшим оборотом (по версии SAP) попадает в разряд средних не потому, что имеет больше миллиона евро оборота, а лишь из-за сложившихся еще с советских времен «внушительных» производств. Но необходимость внедрения ERP-системы отечественное предприятие ощущает, лишь столкнувшись с проблемой привлечения средств, прежде всего, на внешних рынках. Для западных инвесторов наличие ERP в компании - стандарт. Но, давая в долг российской компании, они хотят знать, на что тратятся их деньги. «Проконтролировать расходы с помощью понятной ERP-системы - вполне логичное решение для западных инвесторов»,- поясняет вице-президент по развитию бизнеса Diona Group Виктор Голиков. Потратить на брэнд SAP 1% от своего бюджета компании с оборотом в 3–10 млн евро, говорит Голиков, вполне по силам. Вот только по его подсчетам, уважаемая марка SAP будет востребована 3–5% компаний, формально относящихся к разряду средних. Несмотря на имидж, SAP в России - до сих пор товар штучный. На 78 млн зарегистрированных предприятий в России - 13 тыс. внедрений от SAP, даже при том, что компания занимает более половины рынка ERP. Так что, по сути, при всех перспективах рынка ЕRP-систем для среднего бизнеса борьба идет за сотые доли процента, которые в расчетах, как правило, опускают, считая допустимой погрешностью.
Статья получена: Клерк.Ру