Мария Правдина, iOne.ru
Игорь Пичугин, ИД "Коммерсантъ"
Профессор бизнес-школы Kellog Энтони Паони (Anthony Paoni) считает, что в современных западных корпорациях первый среди всех топ-менеджеров кандидат на должность генерального директора -- это директор по информационным технологиям, по-английски chief information officer (CIO). В подавляющем большинстве российских компаний сейчас даже должности такой нет. Но рано или поздно класс таких менеджеров появится и у нас. Определение их отличительных черт стало одной из тем организованной "Коммерсантом" конференции "Информационные технологии в современном бизнесе. Проблемы, практика, решения".
Эволюция главного компьютерщика
Роль корпоративного департамента по информационным технологиям и его руководителя за последние 30 лет несколько раз кардинально менялась. Заместитель генерального директора российского отделения компании Accenture Роман Таймл выделил три этапа эволюции CIO. В 70-80-х годах ИТ-подразделения компаний выполняли на предприятии вспомогательные функции -- например, решали сугубо техническую задачу обработки данных. Начальнику службы ИТ вовсе необязательно было разбираться в сути бизнеса своей компании и ее стратегии. От него требовалось обеспечить бесперебойную работу "железа" и своевременную выдачу отчетов.
Начиная с 90-х руководители компаний стали рассматривать свои ИТ-департаменты уже как самостоятельные бизнес-единицы, которые не просто проедают бюджет, но и способствуют развитию компании. Перемена отношения к ИТ привела и к повышению роли главных ИТ-специалистов: они получили доступ к топ-менеджерам компании. Без знания основного бизнеса своей компании CIO уже не мог обойтись, поскольку вместе с повышением своего статуса он приобрел и консолидированную ответственность за бизнес.
А на рубеже веков компании еще раз пересмотрели свое отношение к фигуре CIO. Оно и понятно: в условиях повышения роли информационных технологий для бизнеса CIO оказывается менеджером, в руках которого сосредотачиваются инструменты для эффективного управления компанией, снижения издержек и выхода на новые рынки. Мало того, именно он может указать на новые направления бизнеса, связанные с использованием новых технологий и новых моделей взаимоотношений с поставщиками, клиентами и персоналом. Поэтому сейчас нередки случаи, когда ИТ-директор входит в правление компании и регулярно принимает участие в оперативных совещаниях на самом высоком уровне. Так, по данным www.cio.com, 49% менеджеров, занимающих посты CIO в компаниях, являются членами совета директоров, а 15% из них ежедневно общаются с генеральным директором компании.
Одним словом, из специалиста-технаря директор по ИТ превратился в респектабельного топ-менеджера, от которого во многом зависит судьба всего бизнеса компании. Ему уже вовсе необязательно иметь программистское прошлое -- в западных компаниях нередко CIO становятся профессиональные управленцы, не имеющие базового образования в области ИТ. Да и среди требований, предъявляемых западными рекрутерами к претенденту на должность CIO, техническое образование, как правило, не значится. Качества лидера, понимание бизнеса и индустрии, способность выстраивать и развивать отношения с людьми, коммуникабельность, умение руководить преобразованиями в компании и подбирать персонал -- вот что требуется от CIO.
Русские CIO
В России такого класса менеджеров сейчас нет -- с этим были согласны практически все участники конференции. Роль ИТ-служб на российских предприятиях остается вспомогательной: частая смена владельцев и руководителей предприятия не способствует формированию долгосрочной стратегии информатизации, впрочем, как и стратегии самого бизнеса. Директора и ИТ-специалисты по-прежнему говорят на разных языках и думают по-разному. Согласно исследованию компании "АйТи", проведенному среди 34 средних и крупных компаний, в среднем на 75% предприятий вообще нет должности ИТ-директора и за ИТ отвечает кто угодно -- от системного администратора и начальника АСУ до финансового директора и начальника службы безопасности.
Однако формирование такого класса менеджеров в России уже началось. Так, директор по информации компании "Ренова" Сергей Щуплецов хотя и не считает себя настоящим CIO, рассчитывает, что через год, по окончании бизнес-школы, станет им. Начальник службы АСУ компании "Медикал" Станислав Булов полагает, что уже и руководство осознало необходимость расширения его полномочий: директор сам проявил инициативу. А гендиректор предприятия СУАЛ-ПМ предложил совместить функции директора по ИТ своему заместителю по экономике Ольге Екатерининой, и она приняла это предложение, поскольку считает, что правильно определить стратегию развития корпоративных систем и структуру организации информации в компании может только управленец, сам являющийся потребителем этой информации. Показателен пример Альфа-банка. Там процесс формирования структуры управления ИТ зашел настолько далеко, что автоматизации подверглась даже функция управления ИТ-проектами. И теперь директор по ИТ (являющийся, кстати говоря, вице-президентом Альфа-банка) и вся находящаяся под ним управленческая команда постоянно в курсе того, как продвигаются проекты в банке.
Является ли должность CIO функционально необходимой только в крупных компаниях? Скорее всего, нет. Место такому менеджеру есть и в нефтяном гиганте, где информационными технологиями занимается целая армия в тысячи человек, и в "стартапе", весь штат которого -- два десятка сотрудников. Главное -- не размер, а ответ на вопрос, являются ли информационные технологии для компании ключевым фактором ведения бизнеса и его развития.
Ясно, впрочем, что российским информационным директорам придется труднее, чем их западным коллегам. В иностранных компаниях многие базовые задачи уже решены. А российские CIO должны будут не только быстро навести порядок на предприятии, выстроив эффективную информационную инфраструктуру, но и постоянно следить за современными тенденциями в области ИТ -- ведь от них ждут именно инновационных решений для бизнеса.
Статья получена: Клерк.Ру