Тот, кто "отламывает" часть у одной системы и создает из нее другую, что однажды было проделано с ребром Адама, не является все же интегратором систем, так как из ничего (или чего-то малого) людям не под силу создавать системы.
Другие "напускают туман" и уходят от точного определения своего бизнеса, говоря, что они делают то же самое, что и системные интеграторы на Западе, а детали - следствие российской специфики. Кстати, ни один из известных западных системных интеграторов (SHL Systemshouse, Perot Systems, EDS и др.) не работает на нашем рынке, поэтому мы не можем проверить, так ли это.
Вообще те, кто в России пришел в информационные технологии в последние пять-семь лет и ничего кроме популярных журналов по персональным машинам не читал, могут действительно подумать, что системная интеграция - это что-то новое, чего никогда на земле русской не было, и спасибо Рюрику, что он принес такое новое дело на Русь. Но если бы это действительно было так, то не было бы полета первого космонавта, плаваний первого атомного ледокола, системы ПВО и т.д.
Без сомнения, системная интеграция в России была, только называлась она по-другому. Почитайте ГОСТы серии 34 на автоматизированные системы, реализующие информационные технологии, там все написано: и про стадии и этапы создания систем, и про документацию на них и про сдачу систем заказчикам.
Есть такие отрасли промышленности, как автостроение, судостроение, приборостроение, компьютеростроение, а есть и системостроение (или интеграция систем, если хотите), т.е. строительство (создание) сосредоточенных и распределенных автоматизированных систем, развертываемых на месте (местах) эксплуатации. Для создания автоматизированной системы нужно проделать почти то же самое, что и для создания автомобиля, судна, прибора и т.д. Есть, правда, и ряд существенных отличий:
- автоматизированные системы - это штучные изделия, поэтому проектирование тесно связано с их созданием;
- в настоящее время в некоторых случаях все компоненты таких систем могут быть покупными, причем с учетом стандартов открытых систем эти компоненты могут быть от разных производителей;
- автоматизированные системы могут охватывать большие территории, в пределе (пока) - весь земной шар;
- автоматизированные системы обеспечивают поддержку конкретной деятельности людей, которая на протяжении жизненного цикла системы (10-15 лет) может существенно меняться. Следовательно, и система не может быть застывшей, а должна быть гибкой и адаптируемой и должна постоянно "подгоняться" под текущие потребности ведения дел в той или иной организации (корпорации);
- начиная с 60-х годов системостроение окрашено еще и конвергенцией информационных и связных технологий. Речь идет именно о конвергенции (слиянии, взаимопроникновении), а не интеграции (сложении) этих технологий. Возможно, со временем они будут не различимы.
Таким образом, до последнего времени системные интеграторы занимались созданием автоматизированных систем. И в последнее время существенно расширили круг своих забот - помимо традиционных задач стали "покушаться" на анализ и перестройку процессов ведения дел (business process reengineering) в корпорациях, на сопровождение систем и их адаптацию к изменениям. Здесь мы приходим уже к конвергенции информационных, связных и бизнес-технологий, в результате которой системный интегратор становится консультантом по автоматизированной поддержке бизнеса (outsourced company), которому корпорации поручают (не бесплатно) всю заботу о корпоративных автоматизированных системах и их соответствии современному ведению дел.
В общей форме системное интегрирование должно предусматривать следующее:
- учет
и взаимная увязка всех потребностей, возникающих у заказчика, начиная
от формализации исходной проблемы и кончая обслуживанием и сопровождением
предложенного решения;
- управление
действиями, направленными на решение конечной задачи;
- координация
работы всех поставщиков;• стопроцентная ответственность за успешную
реализацию проекта, предусматривающая гарантирование финансового риска;
- решение проблемы за заданное время, в рамках указанного объема финансирования в точном соответствии с разработанными спецификациями.
Все это, безусловно, предполагает наличие возможности технического объединения широкого спектра различного оборудования и программного обеспечения для решения конкретной задачи заказчика. Кульминацией же деятельности системного интегратора является не только умение действовать в заданных условиях, предполагающих определенную законодательную базу (или ее отсутствие) и уровень квалификации заказчика, а также изменение этих условий.
Как выбрать системного интегратора
Что серьезный поставщик комплексных решений должен сообщить о себе потенциальному заказчику:
- дата основания фирмы, учредители, число сотрудников, примерный оборот, география работы;
- краткая история фирмы;
- список ведущих администраторов и специалистов фирмы;
- наиболее интересные проекты, реализованные фирмой. Указывается характер и объем работы, сроки реализации, адреса и лица из фирм-заказчиков, у которых можно получить отзыв;
- перечень соглашений о дистрибуции, дилерстве, поставках с добавленной стоимостью, обслуживании крупных заказчиков и проч. При необходимости можно ознакомить заказчика с условиями соглашений;
- перечень соглашений об обслуживании, сопровождении и обучении с третьими фирмами;
- список сотрудников, являющихся сертифицированными специалистами по продуктам, которые предполагается использовать при реализации проекта. К списку можно приложить копии дипломов или координаты центров сертификации для справок.
Моральный кодекс системного интегратора:
- отсутствие любви к конкретной платформе;наличие прочных и отработанных контактов на уровне OEM, VAR и т.п. с основными фирмами-производителями аппаратных платформ, системного и сетевого ПО;
- тщательный выбор рынков, а также подбор аппаратных и программных продуктов для реализации решений;
- собственный инструментарий для построения прототипа решения на основе готовых модулей;
- наличие соглашений, иногда уровня эксклюзивных прав, на распространение прикладного программного обеспечения в данном регионе;
- готовность решать проект целиком, что предполагает наличие специалистов не только в области информационных технологий;
- возможность проведения программы по управлению взаимодействием всех субъектов проекта;
- доступ к информации по всем проектам, реализованным в мире и имеющим аналогии с задачей конкретного заказчика;
- неприязнь к простым операциям типа "box moving".
Статья получена: Клерк.Ру