Количество проданных за первое полугодие сотовых телефонов упало на 20%, констатирует «Евросеть». В денежном выражении объем рынка сохранился на уровне $2,59 млрд лишь за счет увеличения средней розничной цены до $190. Реальное проникновение сотовой связи в России подошло к критической точке насыщения, число абонентов практически не растет. Следовательно, нет нужды покупать новые телефоны в таком же, как и ранее, количестве.
Всего за время существования сотовой связи в России, по данным отчета, было продано 110,4 млн мобильных телефонов.
«Таким количеством телефонов, даже не учитывая их выход из строя и имеющийся реплейсмент, невозможно обеспечить связью почти 139 млн абонентов (на конец второго квартала), которое декларируют операторы и маркетинговые агентства»,- делают уже традиционный вывод аналитики «Евросети». |
Продажи сотовых телефонов в штучном выражении и вовсе упали за полгода (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 20%, до 13,51 млн штук. Сохранить объем продаж в денежном выражении удалось лишь за счет увеличения средней розничной цены сотового телефона: она по сравнению с первым полугодием 2005 года выросла на те же 20%, до $190. «Рынок изменяется, в том числе и после августа прошлого года. Его развитие замедляется, во многих регионах насыщение сотовыми телефонами уже достигло 100%. При этом средняя стоимость купленного телефона растет. Функции, которыми оснащаются современные телефоны, более дорогие. А покупатели в основном приобретают уже второй или третий телефон и, естественно, более дорогой, с более широким функционалом»,- поясняет пресс-секретарь «Евросети» Татьяна Гуляева.
Любопытно, что средняя стоимость телефонов растет в основном за счет купленных в кредит моделей. Средняя стоимость телефонов, проданных за наличные, во втором квартале 2006 года составила $170.
У 1,38 млн телефонов, купленных в кредит, средняя цена покупки на $100 выше. Опрошенные «Бизнесом» участники рынка и аналитики в общем соглашаются с выводами исследования, называя основной причиной стагнации рынка его постепенное насыщение. «Данные „Евросети“ по объему продаж телефонов в первом полугодии соответствуют нашей оценке- 13,5 млн.
В денежном выражении объем рынка составил $2,35 млрд»,- уточняет пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков. По его словам, впервые в этом году рынок телефонов замедляет темпы роста: если в 2004 году он вырос на 70%, в 2005-м на 20%, то в этом покажет падение на 12%, до 28 млн штук (31,5 млн в прошлом году).
Данные сети «Связной» так же близки. Объем рынка продаж мобильных телефонов за этот период, по словам руководителяотдела по связям с общественностью «Связного» Елены Ноготковой, оценивается компанией в 13,6—13,8 млн штук. Выводы коллег подтверждают и в компании «Беталинк». Число абонентов не растет «Рост реального проникновения сотовой связи в России за последний год был минимальным»,- объясняет происходящее ведущий аналитик компании MRG Эльдар Муртазин.
В отчете «Евросети» приводятся цифры абонентских баз операторов сотовой связи в России на конец 2006 года, подключивших 138,7 млн SIM-карт. Всего за время существования сотовой связи в России, по данным отчета, было продано 110,4 млн мобильных телефонов. «Таким количеством телефонов, даже не учитывая их выход из строя и имеющийся реплейсмент, невозможно обеспечить связью почти 139 млн абонентов (на конец второго квартала), которое декларируют операторы и маркетинговые агентства»,- делают уже традиционный вывод аналитики «Евросети».
По их данным, реальное проникновение сотовой связи в России составило около 45% — 65 млн человек. Сходные оценки и у других участников рынка. По оценкам компании Divizion, количество активно используемых телефонов не превышает 80 млн. И по данным продавцов мобильных телефонов, эта цифра практически не растет, чем и обусловлено падение их продаж.