В Peugeot Citroёn кризис. Пять лет подряд самый крупный после Volkswagen европейский автоконцерн наращивал производство, а теперь решил: хватит. Президент Peugeot Citroёn Жан-Мартэн Фольц объявил, что в ближайшие месяцы концерн сократит 10 000 рабочих, закроет завод в Великобритании, часть цехов на заводах в Испании и Франции, а также остановит строительство нового конвейера на заводе в Словакии. Похожую картину мы уже наблюдали по другую сторону Атлантики.
Удержаться на плаву Peugeot Citroёn помогут развивающиеся рынки.
Их доля в продажах концерна — уже более 30%. |
Обороты автомобильного бизнеса Peugeot Citroёn растут, а вот прибыль стремительно падает. В 2004 г. EBIT составила ?1,9 млрд, в 2005 г. — ?858 млн, в первом полугодии этого года — всего ?109 млн. Рынок стагнирует, объясняет Фольц, а расходы на продвижение растут, сырье становится дороже. Вот и Mercedes объявил, что сократит 8500 рабочих, а Volkswagen собирается закрыть завод в Бельгии. Только японцев и корейцев эти беды обходят стороной. Их рыночная доля в Европе за последние пять лет увеличилась на 4 процентных пункта — до 18%. Toyota производит здесь больше 600 000 автомобилей в год.
За океаном то же самое. Ford собирается уволить 30 000 человек, GM — закрыть больше 10 заводов. Причины знакомые: рынок не растет (в Европе продажи машин держатся на уровне 14,5 млн штук в год, в США — 17 млн в год), сырье дорожает. Но Toyota с Nissan живут припеваючи. Отгадка довольно проста. На днях Peugeot Citroёn объявил, что Harbour Index на его заводах составляет 102%. Этот индекс принимается за 100%, если завод работает в две смены 235 дней в году. У GM и Ford он равняется соответственно 90 и 79%. А вот у некоторых американских заводов Toyota Harbour Index достигает 132%.
Американские и европейские заводы существенно старше, чем японские. Но это не единственная причина их низкой эффективности. Сборочные линии Honda, Nissan, Toyota универсальны. А вот у их конкурентов производства узко специализированы — завод, который делает джипы, не сможет выпускать седаны. Гибкость позволяет японцам без потерь реагировать на изменение спроса. В прошлом году Honda сумела перенести выпуск одного из своих седанов с завода на завод за один уик-энд. Когда GM решила вместо джипов выпустить побольше легковушек, она остановила производство на одном заводе и ввела сверхурочные на другом. Выход один — строить новые заводы. Если хватит сил и средств: строительство "гибкого" завода в Джорджтауне, к примеру, обошлось Toyota в $5,3 млрд. GM и Ford сейчас не до таких трат. Peugeot Citroёn тоже, но у него хотя бы есть время в запасе. Рыночная доля "азиатов" в США уже превышает 33%.
Удержаться на плаву Peugeot Citroёn помогут развивающиеся рынки. Их доля в продажах концерна — уже более 30%. В 2005 г. продажи в Аргентине выросли почти в 1,5 раза, в Китае — на 57%. Но когда-нибудь и они насытятся, и конкурировать придется по-настоящему.