Питание детей очень сложное и ответственное дело. Пища является строительным материалом и источником энергии быстро растущего детского организма. Такой энергичный рост, развитие и созревание всех органов и систем ребенка возможны только при достаточном поступлении в организм питательных веществ (белков, жиров, углеводов, солей и витаминов).
На первом году жизни органы пищеварения маленького ребенка еще недостаточно совершенны. Так, мышечный слой стенки желудка не совсем развит, вход в желудок из пищевода широк и слабо замыкается, поэтому маленьким детям трудно удерживать пищу, и они часто срыгивают, особенно после перекорма. У маленького ребенка есть все пищеварительные ферменты кишечника и желудка, но их количество и активность резко снижены, особенно мало фермента липазы, переваривающего жиры. Желчь бедна желчными кислотами и холестерином, что также снижает ее переваривающие возможности.
Таким образом, у детей до одного года потребность в пище велика, а возможность ее переваривания резко ограничена, что составляет основную трудность питания детей раннего возраста.
Какое же питание для ребенка первого года жизни наиболее целесообразно?
Самым лучшим питанием детей в первые месяцы жизни является грудное молоко. В нем содержится все необходимое для развивающегося и бурно растущего детского организма, и притом в наиболее легко перевариваемом и усвояемом виде, а также особые вещества (иммунные тела), которые защищают малыша от многих заболеваний.
Искусственное вскармливание новорожденных допускается в исключительных случаях, когда мать по независящим от нее причинам действительно не в состоянии кормить ребенка. Искусственное вскармливание не может младенцу полностью заменить грудное молоко. Кроме того, белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, которые входят в состав грудного молока, лучше перевариваются и усваиваются ребенком. Поэтому молоко матери — незаменимый источник здоровья маленького ребенка. Вот почему так настойчиво рекомендуют врачи грудное вскармливание.
Каждая кормящая мать знает, что количество и качество молока зависят от того, как она питается, спит, отдыхает.
Пища кормящей матери должна быть разнообразной, включать в себя овощи, мясо, творог, яйца, сыр, фрукты и непременно не менее 0,5 л молока.
Кормящая мать должна съедать в течение дня: 50 г творога, 20 г сыра, 1 яйцо, 3 стакана молока, 200 г мяса, 10—15 г растительного масла, овощей и фруктов в достаточном количестве.
Кормящей матери категорически запрещается курение, алкогольные напитки, острые приправы. Они ухудшают вкусовые качества молока, а иногда у некоторых детей могут вызвать аллергию.
Как кормить ребенка грудью. Вот рекомендации, которые помогут вам избавиться от многих трудностей, возникающих при грудном вскармливании малыша.
При кормлении прикладывайте его только к одной груди (а в следующее — к другой). Перед кормлением сосок и около сосковую часть груди обмойте ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде или 2%-ном растворе борной кислоты (одна чайная ложка борной кислоты на стакан горячей воды).
Первые капли молока сцеживайте и выливайте, а затем уже прикладывайте ребенка к груди. Длительность кормления грудью зависит от состояния здоровья матери и ребенка, но не должна превышать 15—20 мин. Крепкие дети высасывают свою норму за 8—10 мин. После окончания кормления сосок вновь обмойте водой и прикройте кусочком чистой марли во избежание трения о белье.
Старайтесь кормить малыша грудью в определенные часы. Это вырабатывает условный рефлекс на время и потому играет большую роль в ритмичности процессов секреции желудочного сока. А от этого, как известно, зависит аппетит.
Как быть, если ребенок просыпает время кормления более чем на 15—20 мин.? Его нужно будить для кормления. А если он просыпается задолго до положенного времени, то не рекомендуется начинать кормление раньше, чем за 10—15 мин. до нужного срока. При строгом соблюдении часов кормления малыш быстро привыкнет к ним и будет просыпаться в срок.
Частота кормления здоровых детей зависит от возраста. До 3 мес. ребенка кормят 7 раз, т. е. через каждые 3 часа и с шестичасовым ночным перерывом. Вот наиболее целесообразные часы кормления: б—9—12—15—18—21—24 часа.
С 3 до 5 мес. малыш находится на шестиразовом кормлении, его теперь кормят через 3,5 часа, соблюдая ночной перерыв в 6,5 часа. Первое кормление в б час. утра, а затем в 9 час. 30 мин., 13 час, 16 час. 30 мин., 20 час, 23 час. 30 мин.
С 5 до 9 мес. детей кормят 5 раз с промежутками между кормлениями в 4 часа. Часы кормления: 6—10—14— 18—22 часа.
С 9—10 мес. здоровых детей переводят на протертый, так называемый ползунковый стол. При переводе детей на этот стол учитывается наличие зубов у них. До одного года сохраняется пятое кормление. Завтрак ребенок получает в 7 час. 30 мин., обед — в 11 час. 30 мин., полдник—в 15 час. 30 мин., ужин — в 19 час. 30 мин.— кефир из соски.
Какое же количество молока необходимо ребенку первого года жизни?
Норма молока в день зависит от возраста ребенка и частоты кормлений. Обычно к концу первой недели жизни здоровому ребенку требуется 400 г. молока, т. е. 50— 60 г на прием при семиразовом кормлении. К концу второй недели — 500 г молока. К концу первого месяца жизни — 600—700 г. К 2-месячному возрасту — 800 г.
Далее на каждый последующий месяц количество потребляемого молока возрастает на 50 г, составляя к 6 мес. 1 л. Такое количество потребляемого молока сохраняется на протяжении первого года жизни. Более 1 л молока ребенку на первом году жизни не требуется.
Кроме грудного молока уже с первой недели жизни не забывайте давать ребенку воду для питья. По рекомендации Института питания АМН СССР количество воды не превышает 50—100 г (в любое время года).
При таких инфекционных заболеваниях матери, как тиф, скарлатина, дифтерия и др., ребенка изолируют от; нее и кормят сцеженным, пастеризованным молоком. Его; приготавливают следующим образом: в кастрюлю наливают горячую воду, подогретую до +60—70°, на дно кастрюльки кладут кусочек марли или тряпочку, чтобы не лопнули бутылки с грудным молоком (вода должна покрывать не менее 2/3 бутылок). При появлении пузырьков на поверхности воды кипятить в течение 5—10 мин.
Если мать больна острым респираторным заболеванием, гриппом, ангиной, то она продолжает кормить ребенка грудью, но надевает маску, сшитую из 5—7 слоев марли. Маску перед каждым кормлением нужно проглаживать утюгом. Можно сделать несколько масок для каждого кормления.
Не всегда матери легко накормить грудного ребенка. Например, очень трудно малышу сосать, если у матери тугая грудь, и он плохо сосет, несмотря на то, что молока достаточно. С этим затруднением можно справиться, если перед прикладыванием ребенка к груди сцедить небольшую часть молока или сделать легкий поглаживающий массаж груди. Наибольшие трудности испытывает ребенок при высасывании первых порций молока, далее оно выделяется легче.
Неудобно малышу сосать, если у матери плоский или втянутый сосок. В этом случае лучше обратиться к врачу, и он даст совет и назначит лечение. В крайнем случае, можно кормить грудью через накладку, но при этом не забывайте до конца сцеживать молоко. При появлении на сосках трещин мать должна срочно обратиться к врачу.
Нередко активность сосания у младенца зависит от состояния его здоровья. Обычно плохо сосут слабые и недоношенные дети. Докармливают таких детей из соски сцеженным грудным молоком. Но прикладывать плохо сосущего ребенка к груди надо обязательно, потому что постоянное кормление грудью стимулирует рефлекс сосания, и малыш при последующих кормлениях будет сосать лучше.
Нередко дети отказываются от кормления при заболеваниях полости рта — стоматите и молочнице, а также при насморке. В любом случае отказа ребенка от еды срочно обращайтесь к врачу.
Кормящей матери необходимо следить за количеством высосанного ребенком молока. Для этого проводят контрольные взвешивания ребенка до, и после кормления. В каждой семье, где есть новорожденный ребенок, полезно иметь детские весы.
С 3-недельного возраста надо постепенно вводить в Рацион детского питания фруктовые и овощные соки (лимонный, яблочный, черносмородиновый, морковный, капустный, а при склонности ребенка к запорам — свекольный). Соки вводятся в питание с целью обогащения его, минеральными веществами (железом, кальцием, калием).
Для приготовления лимонного сока нужно из хорошо I вымытого и ошпаренного кипятком лимона выжать 1 чайную ложку сока, добавив к нему 3 чайные ложки сахарного сиропа. Сахарный сироп готовят следующим образом: к 100 г сахара добавляют 50 г воды и, постепенно помешивая, доводят до кипения и кипятят в течение1 10 мин., затем процеживают через стерильную марлю,! сложенную в 2—3 слоя. Готового сиропа должно получиться 100 г. Если сиропа будет меньше, то необходимо! добавить кипяченую воду. Остывший сироп выливают в стерильную бутылочку и закрывают пробкой или ватным! тампоном. Приготовленный сироп используется в течение дня.
Чтобы приготовить яблочный сок, яблоко хорошо; моют, ошпаривают кипятком, очищают от кожуры и протирают через неметаллическую терку. Из полученной массы выжимают сок.
Подобным образом готовят и другие фруктовые и овощные соки. К овощным и фруктовым сокам сахарный сироп желательно не добавлять.
Давая соки ребенку, не забывайте о том, что количество их увеличивают постепенно, начиная всего лишь с 5 капель, чтобы приучить ребенка к новому виду пищи, не вызывая осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта.
Соки готовят непосредственно перед тем, как давать их ребенку. Для сохранения в соках витаминов их не рекомендуется соединять вместе.
С соками ребенок получает и все необходимые организму витамины, в том числе и витамин D. Последнему отводится важная роль в предупреждении возникновения
рахита у детей.
Витамин D может образовываться также и в организме ребенка под действием солнечных лучей. Если солнечных лучей недостаточно, то иногда появляется необходимость в дополнительном назначении витамина D для предупреждения или лечения рахита.
Целесообразность назначения витамина D, его дозировку и метод введения должен назначить врач. Поэтому маленький даже здоровый ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врача.
С 1,5—2 мес. в питание ребенка вводится сырое тертое яблоко (яблочное пюре), которое готовят непосредственно перед едой из очищенного от кожуры яблока. В яблочное пюре, приготовленное из кислых сортов яблок, желательно добавлять сахарный сироп. Дают яблочное пюре, начиная с 74 чайной ложки и постепенно увеличивают до 2—3 столовых ложек в первом полугодии и 4 столовых ложек во втором. Во втором полугодии яблочное пюре желательно давать в два приема (в 10 и 18 час). Таким образом, яблочное пюре включается в ежедневный рацион питания ребенка.
С 3 мес. малыш должен получать творог, сливки, количество которых определит врач после расчета белков, жиров и углеводов на 1 кг веса ребенка.
С 3—3,5 мес. можно давать детям крутосваренный Желток, который надо хорошо растереть с грудным молоком. Желток — незаменимый продукт детского питания, так как в его состав входят эталонный белок и жир, микроэлементы — фосфор, кальций, железо и др., а также витамины: А, В1 В2, PP. Вводить желток в рацион питания ребенка надо постепенно (с 1/6—1/10 части), доведя до 7г желтка в день. Но не все дети хорошо переносят желток. Поэтому необходим совет врача. Дети (без экссудативных проявлений) должны ежедневно получать по /г желтка.
Вашему малышу исполнилось 4,5—5 мес. Как теперь его кормить?
Молоко, независимо от его количества, уже не может. Удовлетворить все потребности быстрорастущего детского организма. Поэтому ребенку требуется качественно новое питание.
Первое блюдо, которое дают детям 4 мес. вместо одного кормления,— овощное пюре. Его готовят из разных! овощей (картофеля, капусты, моркови, брюквы и т. д.), которые варят вместе до готовности, затем хорошо протирают через мелкое ситечко, разводят молоком до консистенции густой сметаны. Сначала ребенку дают 7г—1 чайную ложку пюре, доза постепенно увеличивается до 100—1 120 г к 5,5 мес. При шестиразовом кормлении овощное! пюре дают в 13 час, при пятиразовом — в 14 час. Иногда! дети неохотно едят пюре, поэтому лучше сочетать пюре а с киселем (клюквенным, черносмородиновым и др.). Кисели рекомендуется готовить жидкие, типа морсов.
Спустя 2 недели после введения пюре ребенку можно давать каши. Родители обычно предпочитают манную кашу. Но манная крупа в силу бедности своего аминокислотного (белкового) состава самая не подходящая для детского питания, и поэтому давать ее следует не чаще! одного раза в неделю. Более полезны для детей смешанные каши из муки разных круп (овсяная, рисовая, гречневая). Первый раз ребенку дают не очень густую кашу! и в небольшом количестве (1—2 чайные ложки), постепенно увеличивая порцию до 120—150 г на одно кормление. Большего количества каши в день ребенку первого! года жизни не требуется. При пятиразовом кормлении кашу лучше давать в 10 час.
В 6,5 мес. ребенку можно давать бульон, приготовленный из нежирных сортов мяса. Свинина и баранина не рекомендуются. Особенно полезны бульоны детям с плохим аппетитом, так как в их составе содержится много экстрактивных веществ, хорошо стимулирующих работу желудочной секреции. Вводить в рацион питания бульон нужно с 5—10 г, а затем довести до 30—50 г. Детям, страдающим аллергическими заболеваниями, давать бульон следует с большой осторожностью, здесь обязателен совет врача.
С 7,5 мес. ребенку полезно и мясное пюре из нежирных сортов мяса. Мясо варят до готовности, провертывают и разводят бульоном. Бульон, мясо хорошо сочетать с овощным пюре. Можно также давать ребенку размоченный в бульоне сухарик из белого хлеба (5—10 г).
Таким образом, 6-месячный ребенок получает: овощное пюре, кашу, творог, сливки, желток, яблочное пюре,. бульон, кисели.
Приведем примерный рацион питания здорового ребенка в возрасте 6 мес. По объему на каждое кормление ребенок должен получить 200 г пищи.
6 час.— 200 г грудного молока. 10 час.— 100 г каши + 20 г творога - 30 г яблочного пюре + 1/2желтка - 50 г грудного молока. 14 час.— 120 г овощного пюре + 10 г бульона (постепенно увеличивая до 30 г) + 5 г сухариков + 30 г сливок + 30 г киселя. 18 час.— 20 г творога + 30 г яблочного пюре + 150 г грудного молока. 22 час.— 200 г грудного молока.
Молодые мамы! Не забывайте, что все виды прикорма дают из ложечки до кормления грудью.
Вводя в рацион питания новый вид пищи, родители Должны знать три немаловажных положения:
1. Чтобы приучить ребенка к новой пище, не вызывая осложнений со стороны желудка и кишечника, давать прикорм надо постепенно.
2. Переходить к следующему виду прикорма надо только после того, как малыш привык к предыдущему, и съедает назначенную норму.
3. Постепенно уменьшайте количество кормлений грудью, чтобы приучить ребенка к общему столу.
Но вот настало время отнимать малыша от груди. Как это сделать?
К этому времени мать должна пить меньше жидкости, Надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер, и обычно уже через 2—3 дня выделение молока почти полностью прекращается.
К году жизни дети получают разнообразное полноценное питание, и отнять их от груди не составляет большого труда. Здорового малыша целесообразно отнять от груди к 11—12 мес.
Нельзя отнимать ребенка от груди, когда он болен или в жаркое время года. Ошибочно поступают те матери, которые отнимают ребенка от груди раньше указанного срока, руководствуясь лишь тем, что у них мало молока Нужно попытаться сохранить грудное молоко.
Очень часто уже к году жизни ребенка у родителей возникает вопрос, почему некоторые дети плохо едят.
Как правило, потому, что родители всеми силами стараются заставить их есть. Если ребенок отказывается от обеда, не пытайтесь кормить его насильно. Это может выя звать отрицательное отношение ребенка к пище, у него начинается срыгивание, а иногда рвота, которая может стать привычной. Ухудшает аппетит и однообразное питание. Разнообразное питание улучшает секрецию желудочного сока и тем самым улучшает аппетит. Научитесь правильно кормить ребенка, и его аппетит будет хорошим.
Многие родители хотят видеть своих детей толстыми. Одинаково, вредно и недостаточное и избыточное питанием. При систематическом перекармливании ребенку требуется максимальное напряжение желудочной и кишечной секреции для переваривания этой пищи. Такое излишнее перенапряжение приводит к истощению секреции, ухудшению аппетита. А иногда вызывает стойкое отвращение детей к пище. Ребенок старается освободиться от избыточной пищи частыми срыгиваниями или рвотами. При появлении частых срыгивании и тем более рвот необходим мо ребенка срочно показать врачу.
Большая ошибка родителей — ночные кормления ребенка. У детей быстро вырабатывается рефлекс на время, они постоянно просыпаются в эти часы и требуют еды. Отучить их от этой вредной привычки очень трудно. Некоторые матери дают ребенку большое количество жидкости между кормлениями. В кормление же он отказывается от еды, так как его желудок наполнен жидкостью.
Неправильно поступают те родители, которые дают в последующее кормление пищу, оставшуюся недоеденной от предыдущего кормления. Эта пища может быть недоброкачественной и вызвать заболевания детей.
В последние годы отмечается некоторое увеличение числа женщин, страдающих недостатком или полным отсутствием молока. Донорское молоко не столь стерильно, и поэтому его приходится подвергать термической обработке, которая снижает его иммунологические и питательные качества. Поэтому длительно держать детей на вскармливании донорским молоком нельзя. Необходимо соответствующее изменение питания. Чтобы обеспечить детей, лишенных грудного молока, полноценными продуктами питания, создаются искусственные смеси.
Заслуживают внимания разработанные Институтом питания АМН СССР новые продукты для вскармливания маленьких детей — смеси «Малютка» (до 1—2 мес.) и «Малыш» (с 2 мес.). Смеси вырабатываются из цельного коровьего молока с добавлением сливок, рафинированного растительного масла, сахара, муки (гречневой, рисовой, овсяной), витаминов A, D, С, РР, Вб и глицерофосфата железа. Хорошо сбалансирован и минеральный состав. Благодаря специальной обработке молочной основы эти смеси по своему составу максимально приближены к грудному молоку. Содержание в смесях основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) несколько выше, чем в грудном молоке. Благодаря этому обеспечивается правильное вскармливание детей с первых недель жизни. Смесь представляет собой сухой порошок с приятным запахом и вкусом, проста и удобна в приготовлении. Для ее приготовления порошок разводят теплой водой из расчета 15 г порошка на 100 г воды и кипятят в течение 2—3 мин.
Для вскармливания детей раннего возраста применяются смеси Б и В. Смеси Б: Б-кефир, Б-рис, Б-овес, Б-гречка — содержат в своем составе 1/3 коровьего молока или кефира, 2/3 отваров, 5% сахарного сиропа. Смеси В и В-кефир, В-греча, В-овес, В-рис.
Эти смеси не представляют собой полноценное питание для ребенка и могут быть рекомендованы только как переходной вид питания, т. е. в течение короткого периода.
Особое место в питании маленьких детей занимают кислые смеси кефир и его разведения. Эти смеси повышают секрецию желудочного сока, подавляют активность микробной флоры кишечника, уменьшают процессы брожения. Кислые смеси помогают всасыванию и усвоению пищевых ингредиентов: белков, жиров и углеводов.
Таким образом, при недостатке грудного молока или его отсутствии лучше кормить ребенка смесью «Малыш» или «Малютка». Со всеми вопросами, связанными с переводом малыша на смешанное или искусственное питание, обращайтесь к врачу. Но в любом случае при искусственном или смешанном вскармливании надо исходить из следующих принципов:
1. Частота кормлений не зависит от способа вскармливания, таким образом, промежутки между кормлениями и количество кормлений остаются такими же, как и при грудном вскармливании (до 3 мес. жизни — 7 кормлений, с 3 до 5 мес.— 6, с 5 мес. до 1 года — 5 кормлений).
2. Независимо от способа вскармливания ребенку назначается пища, по объему соответствующая возрасту, т. е. смеси даются в таком же количестве, что и грудное молоко.
3. Все виды прикорма вводятся на месяц раньше, чем при грудном вскармливании,
4. Пища, которую дают ребенку из бутылочки, подогревается до —36—37°. Обычно это делают так: бутылочка с питанием опускается в горячую воду, а перед тем, как кормить ребенка, необходимо проверить, не холодна или не горяча ли пища, наливая ее на тыльную поверхность руки.
5. Резиновую соску, которую надевают на бутылочку, кипятят после каждого кормления. Отверстие в соске должно быть маленьким, иначе малыш будет захлебываться. При кормлении из бутылочки малыша держат на руках. После кормления из бутылочки ребенка рекомендуется подержать вертикально 2—3 мин. для удаления попавшего во время кормления в желудок воздуха.
6. Все виды прикорма желательно давать из ложечки, с 5 мес. ребенок уже должен уметь есть из ложки, а с 7— 8 мес. уметь пить из чашки.
7. Питание ребенка должно быть разнообразным, не приучайте его к какой-нибудь одной пище, однако и не меняйте пищу, пока он не привык к ней.
Регулярная прибавка в весе, хороший эмоциональный тонус, спокойное и активное состояние ребенка — показатели правильно организованного питания малыша.