«Двигательной активностью» детские врачи называют умение ребенка держать головку, садиться, вставать, ползать и ходить. Конечно, в первый месяц жизни ничего этого малыш еще не умеет. Но оценить развитие ребенка можно, проверив его рефлексы.
Например, «подошвенный» - если провести пальцем по подошве, ребенок отдернет ножку. «Сосательный» рефлекс - все, что касается губ ребенка, он принимает за сосок, пытается захватить ртом и сосать. Наконец, «хватательный» рефлекс - если вложить кончик пальца в ручку ребенка, он ее сожмет. Если малыш все это проделывает, значит, он развивается нормально.
После 2 месяцев ребенок еще более подвижен. Он уже может поворачивать головку, следить глазами за движущимся предметом. В этом возрасте малыши уже подносят ручки ко рту. Если положить малышу в руку какой-нибудь предмет - соску, погремушку - то он потянет его к губам или будет трясти. Что-нибудь брать сам он умеет еще не очень хорошо, это придет только к 5-6 месяцам, когда младенец научится тянуться к предметам и брать их.
Управлять головой и руками почти все дети учатся примерно в одном возрасте, а вот держать головку, переворачиваться и садиться некоторые малыши умеют раньше, а другие позже. В 3 месяца дети уже хотят дрыгать ручками и ножками, поэтому не нужно слишком туго пеленать малыша. Ребенка можно распеленать и позволить ему двигаться в свое удовольствие. Чтобы он научился держать на весу головку, нужно чаще переворачивать его на животик, а потом он сможет делать это и сам. Тогда маме нужно будет получше присматривать за малышом, чтобы он не сполз с кроватки и не упал на пол, как это часто бывает с очень подвижными детьми.
В 4 месяца двигательная активность развивается еще больше, и ребенку уже не нравится спокойно лежать в кроватке. Он вертит головой, двигает ручками и ножками и даже пытается сесть. Конечно, одни дети более подвижные, другие - менее. Родителям не нужно беспокоиться из-за того, что соседский мальчик уже сидит и хорошо держит головку, а их ребенок еще этого не умеет. Природа сама готовит малыша к новым движениям и, когда придет время, он сам всему научится. Так что спешить не надо. Конечно, нельзя забывать о массаже и прогулках в коляске. Все это помогает малышу развиваться быстрее.
Шестимесячные малыши уже по-настоящему учатся садиться, но могут сидеть пока только не долго, потому что мышцы спины и позвоночник еще не совсем приспособлены для этого. Неправильно поступают родители, сажающие маленьких детей между подушками, ведь так можно только навредить здоровью малютки. Искривление позвоночника очень опасно, и чтобы его не было мышцы должны достаточно окрепнуть. Поэтому, если карапуз тянет ручки и хочет сесть, можно дать ему ухватиться за пальцы и помочь ненадолго присесть, а потом опять уложить.
Малыш принимает это за игру и радуется, но такие упражнения еще и полезны, потому что укрепляют мышцы спины ребенка. К седьмому-восьмому месяцу дети уже обычно умеют самостоятельно садиться и могут сидеть без поддержки несколько минут, свободно переворачиваться на бок и на спину. Движения рук становятся все более уверенными, малыш тянется за предметами, которые ему интересны, и берет их.
Прочитав о том, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, родители нередко начинают волноваться из-за того, что их малыш еще чего-то не умеет. Делать этого не нужно. Врачи говорят, что 90% задержек в развитии двигательной активности - вполне обычные отклонения от нормы, а не болезнь или запаздывание в развитии. Не нужно впадать в отчаяние, если у ребенка что-то не получается, а другие дети того же возраста это уже умеют. Каждый малыш развивается по-своему, и одни быстрее осваивают какие-то движения, а другие медленнее. Если двигательная активность все же развивается с заметным опозданием, и родители сильно беспокоятся из-за этого, лучше показать ребенка врачу, который поможет установить причину и даст полезные советы.