Американцы, для которых время все больше срастается с деньгами, готовы общаться со своими врачами через Интернет и даже платить деньги за такие консультации. Во всяком случае, согласно проведенному недавно интерактивному исследованию, почти все пользователи Интернета хотели бы общаться со своими врачами через Интернет, а более половины из них выбрали врачей из-за их доступности в онлайне. При этом более трети даже готовы платить за интерактивное консультирование.
Однако, в настоящее время лишь некоторые люди общаются со своими врачами через Интернет, а вот большинство врачей не склонны давать адреса своей электронной почты пациентам. Они не без основания боятся, что не получат вознаграждения за консультации через Интернет.
В то же время, многие врачи и пациенты опасаются, что медицинская тайна может стать известна другим лицам.
Национальное онлайновое исследование, в котором приняли участие более 2000 людей старше 18 лет, дало следующие результаты:
- 90 % хотели бы общаться со своими врачами через Интернет,
- 77 % - задавать вопросы, когда визит к врачу не требуется,
- 1 % - договариваться о времени визита,
- 71 % - повторно выписывать рецепты,
- 70 % - получать результаты анализов,
- 7 % - оплачивать контакт с врачом через Интернет.
Причем, чем богаче были люди, тем большую готовность оплачивать интерактивные контакты с врачом они выражали. Сумма, в которую такие пользователи оцени ли бы медицинские услуги в Интернете, составляла примерно 10 долларов в месяц или примерно 7 долларов за ответ по электронной почте. При этом, даже если виртуальное медицинское общение не давало экономической выгоды, ему отдавали предпочтение, поскольку это позволяло экономить время на посещение.
Более половины отвечавших на вопросы, заявили, что возможность связи через Интернет повлияет на их выбор медицинских планов (55%) и врачей (56%). Доступность по Интернету существенно влияла на выбор врачей и медицинских планов для 12-14% респондентов. Поскольку некоторые организации уже решают вопросы ответственности и конфиденциальности, главные препятствия на пути контактов через Интернет между врачами и пациентами - это вознаграждение и финансовые стимулы для врачей.
Таким образом, делают вывод авторы исследования, раз есть спрос, то будет и предложение. Особенно, если учесть, что тайна полученной информации может быть сохранена, а оплата возможна, как и в виртуальных магазинах.
В России, где до сих пор здоровье считается чем-то нематериальным, а забота о нем - естественной функцией государства, или родителей, или предприятия, рынок виртуальных медицинских услуг получил своеобразное развитие.
Многие сайты и порталы имеют почтовые ящики, на которые бесплатно поступают вопросы и с которых уходят бесплатные ответы. При этом, как правило, на вопросы отвечают действительно высококлассные специалисты, чьи консультации в реальности обошлись бы остаточно дорого. Вероятно, заинтересованность этих специалистов простирается в далекие времена, когда, по их надеждам, Интернет-рынок медицинских услуг станет прибыльным. Но в настоящее время окупаемость подавляющего большинства медицинских сайтов зависит, как обычно, от рекламы, а надежды на увеличение притока пациентов в результате раскручивания имени специалиста не увенчиваются успехом.
В то же время, не редкость, когда работа сайта бывает блокирована постоянными обращениям не по теме, или многочисленными повторами одного запроса, или попытками втянуть практического врача в теоретические рассуждения, почерпнутые на других сайтах.
Тем не менее, и в России ситуация, в конце концов, станет наравне с мировой: если это нужно людям, рынок будет сформирован. Прогнозируют, что в течение 3-5 лет система платных медицинских услуг в Интернете будет отработана.
Юрий ПРОКОПЕНКО
Юрий ПРОКОПЕНКО
Статья получена: www.ma-ma.ru