Но такая возможность есть далеко не у всех родителей. Если Вы по каким-то причинам не можете организовать посещение своим ребенком Монтессори-садика, но сама методика Вас привлекает, попробуйте использовать ее принципы и приемы в домашнем воспитании.
Основное правило системы Монтессори звучит так - "Помоги мне сделать это самому!" Оно означает, что Вы лишь предлагаете малышу какую-то задачу, а уж выполнить ее он должен самостоятельно.
Для ребенка должно быть организовано отдельное пространство с удобной, легкой, подходящей ему по возрасту и росту мебелью, полочками и шкафчиками, где он будет хранить свои вещи. В этом пространстве малыш (опять же, самостоятельно) должен поддерживать порядок.
Традиционная обстановка Монтессори-садика предполагает наличие определенных зон, в которых расположены предметы и пособия, способствующие развитию
- речи, письма и чтения;
- математических способностей;
- сенсорных навыков;
- умений практической направленности (завязывание шнурков, уход за своей одеждой, уборка);
- представлений об окружающем мире, истории разных стран и народов.
Поэтому и при домашних занятиях желательно предлагать малышу игрушки и пособия, которые позволяют развивать способности всех перечисленных групп. В продаже имеются специальные комплекты развивающих Монтессори-пособий, но Вы можете изготовить их и самостоятельно.
Наиболее популярными из таких развивающих объектов являются так называемые "рамки" – наборы, представляющие собой отдельные фигуры или единую пластинку с различными по форме отверстиями, которые закрыты идентичными по форме фигурами. Задача малыша – подобрать соответствующие отверстия и "пробки" к ним. Вы сами легко можете сделать подобный набор из картона. Он может включать как комплект геометрических фигур, так и изображения-силуэты цветов, плодов или животных. Игра с "рамками" способствует развитию у малышей способностей по различению и классификации предметов, навыков ориентации на плоскости и счета.
Также маме по силам сделать разные "игрушки" в виде куклы с одежками, одевая которую, малыш учится шнуровке, обращению с пуговицами и кнопками.
Мария Монтессори выделяла несколько этапов в развитии ребенка, во время которых определенные способности могут быть развиты в наибольшей степени. По истечении такого периода овладеть данным навыком будет уже непросто.
Так, например (статья размещена на ), от 1 до трех лет – период восприятия порядка. В это время кроха нуждается в распорядке дня, что поможет ему впоследствии научиться контролировать время и ритмы своей жизни.
От 0 до 6 лет – период развития речи. Своеобразным "пиком" здесь является возраст 3 лет: у малыша складывается речь, которая становится средством общения.
От 2 до 4-5 лет – время освоения движений и развития моторики. Здесь главным моментом становятся первые шаги ребенка. В этот период вредно ограничивать двигательную активность малыша, наоборот, ее следует поощрять, чтобы у него сложился широкий диапазон движений, способность к координации.
Стоит отметить, что метод Монтессори "в чистом виде" не оставляет места для детской фантазии во всех ее проявлениях – игры, рисование, лепка. Причина тому - лежащее в основе метода стремление к рациональности и познанию мира, не имеющее ничего общего с творчеством и прочими "пустыми фантазиями". По этой же причине метод, в общем, не предусматривает воспитание в малыше любви к художественной литературе. Книга - прежде всего, источник знаний. Поэтому, если Вы заинтересованы в использовании приемов Монтессори-педагогики, определитесь, какие из них подойдут именно Вам и Вашему малышу.
Автор: Анна Битько
Прочтений: 1097
Текущий рейтинг:
Статья о беременности и родах получена: www.myJane.ru