Маленький ребенок особенно нуждается в сердечном контакте со взрослыми людьми, в первую очередь с матерью, отцом, бабушкой и другими членами семьи. Постепенно в его жизни начинает играть все большую роль общение со старшими и младшими братьями и сестрами, с товарищами-одногодками. Посещение детского сада, потом школы, участие во внешкольных занятиях расширяет круг лиц, с которыми ребенок встречается, обогащая общественные контакты, которые играют важную роль в развитии индивидуальности.
Общение с людьми формирует у ребенка отношение к окружающему миру, готовит его к жизни в обществе, к сотрудничеству, к семейной жизни, к работе, воспитывает организованность и коллективизм.
В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно.
Однако порой приходится наблюдать немало трудностей, возникающих в отношениях между людьми. Нередко в семьях вспыхивают конфликты, ссоры, отсутствует взаимопонимание между мужем и женой, между детьми и родителями. Случается, что и на предприятиях, в учреждениях возникают интриги, недоброжелательность отдельных людей друг к другу, отсутствует желание сотрудничать, оказывать взаимную помощь. Даже в тех местах, где люди встречаются ненадолго: в трамвае, автобусе, поезде, в магазине, на улице — порой доходит до ссор и неприятных разговоров. Неумение сосуществовать характерно для людей с низким уровнем культуры независимо от полученного образования. К сожалению, еще приходится встречаться с людьми, которые получили высшее образование, занимают высокое служебное положение, по не умеют вести себя в обществе.
Трудности и конфликты среди взрослых людей вытекают, в частности, из-за невнимания к проблеме воспитания у детей умения сосуществовать в обществе. Родители и школа основное внимание уделяют формированию у ребенка интеллекта, его образованию, столь необходимому современному человеку. Однако развитие интеллектуальных способностей не исчерпывает того комплекса проблем, который необходим для подготовки молодежи к жизни. У человека есть много различных потребностей, однако он должен удовлетворять их так, чтобы одновременно с уважением относиться и к потребностям других людей.
Весьма существенную роль во всестороннем, гармоничном развитии ребенка играют его общественные потребности, отношения с окружающими людьми.
В ранние годы жизни для ребенка главную роль играют взрослые, и в первую очередь мать и отец. Отношение к ним чаще всего не вызывает никаких проблем: каждый маленький ребенок любит своих родителей, признает их авторитет (хотя не всегда им подчиняется), считает мать и отца самыми лучшими, самыми мудрыми и даже самыми красивыми людьми в мире.
Проблема отношения маленького ребенка к родителям появляется в некоторых семьях из-за специфических условий жизни. Например, отец (иногда мать, но это реже) мало времени проводит с детьми, часто отсутствует дома, уезжает на длительное время. Ребенку очень трудно в таких условиях контактировать с отцом. В подобных случаях родителям необходимо серьезно продумать взаимоотношения между отцом и ребенком и прибегнуть к соответствующим воспитательным мерам с учетом особенностей развития и формирования характера ребенка.
В некоторых семьях маленький ребенок отдает явное предпочтение одному из родителей. Констатация такого факта должна склонить родителей к поискам причины, особенно если подобное отношение укореняется и вызывает тревогу. Некоторое различие в отношении ребенка к отцу и матери является обоснованным (даже тогда, когда он, провоцируемый бессмысленными вопросами взрослых, подчеркивает, что любит всех одинаково). Ребенок любит отца и мать несколько по-разному, в зависимости от их личных качеств, черт своего характера, в зависимости от интереса, который они проявляют к нему, от их отношения к нему, от применяемых ими воспитательных методов.
Чрезмерная привязанность ребенка к родителям также должна обращать на себя внимание. Есть дети, которые, не желая расставаться с родителями, судорожно цепляются за них, плачут, не отпускают их на работу. Такое поведение характерно для детей со слабой нервной системой, уже имеющих «печальный опыт», например частые и длительные разлуки с родителями или неожиданные расставания, к которым ребенок не был подготовлен.
Специфические проблемы вызывает отношение ребенка к отцу и матери в тех семьях, в которых возникают частые конфликты, приближающие распад семьи, или там, где родители уже разошлись. В подобных случаях позиция ребенка зависит от поведения взрослых. Нельзя исключать и индивидуальные его черты. На трудные ситуации ребенок реагирует так, как может, в зависимости от своего возраста, психофизических особенностей, стойкости нервной системы и жизненного опыта. Иногда он подходит к этим трудным ситуациям внешне безразлично, как будто бы и спокойно, а на самом деле драматически.
Проблема отношения ребенка к родителям появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку.
Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.
Изменение отношения подростка к своим родителям обусловлено в какой-то степени его умственным развитием. В возрасте одиннадцати-двенадцати лет (иногда несколько раньше или позже) ребенок уже способен к вдумчивому наблюдению, анализу, сравнению, обобщению, что очень часто связано со склонностью к критическому отношению к окружающим. Предметом критики становятся, прежде всего, родители, их умение вести себя, воспитательные методы, высказывания и даже их внешний вид, несовершенство которых ребенок начинает замечать только теперь.
Критическая настроенность молодых людей, их стремление к самостоятельности, независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих вопросов повседневной жизни является одним из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка. Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета, возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над причинами таких явлений. Основной фон почти всегда в подобных ситуациях одинаков — интенсивное умственное и духовное развитие ребенка, его стремление к самостоятельности. Задача родителей — помочь своим детям так, чтобы этот процесс протекал по возможности спокойно, без потрясений.
Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом, понять, с какой меркой подходит к вам ребенок, с какой моделью он вас сравнивает. При этом возможно следующее: либо модель негативная, созданная под воздействием не замеченных вовремя нежелательных внешних влияний, либо позитивная, при сравнении с которой проявляется неправильное поведение родителей.
Однако в любом случае, независимо от того, как складываются отношения с подрастающими детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их оценивают. Разобраться в этом нелегко, потому что не всегда можно беседовать с ребенком на подобную тему. Но сделать выводы, соответствующие ответу на этот вопрос, можно на основании высказываний ребенка в различных ситуациях. Родители, которые постоянно общаются с ребенком, могут получить такие сведения.
Отношения ребенок — родители — это лишь одно из направлений, правда, очень важное, среди разнообразных контактов ребенка со взрослыми. Дети общаются ежедневно еще и с другими взрослыми членами семьи: бабушкой, дедушкой, тетей, дядей. Надо обращать внимание на эти отношения, качество которых зависит не только от ребенка, но в первую очередь от взрослых. В некоторых семьях существует привычка во всем винить ребенка без учета поведения взрослых. Однако не всегда взрослые люди по отношению к ребенку бывают безупречны. Они могут допускать различные ошибки, например, излишне баловать ребенка, выполнять все его прихоти, а потом удивляться его поведению, его нежеланию признавать их авторитет.
Иногда окружающие ребенка люди применяют воспитательные методы, прямо противоположные своему поведению. В таких случаях создается хаос в понятиях и убеждениях ребенка, в связи, с чем он теряет ориентировку в суждениях и поведении, становится раздражительным, а иногда и лживым.
Взрослые люди, занимающиеся воспитанием ребенка вместо родителей, иногда относятся к нему чрезмерно критично. Связанные с ним хлопоты они отождествляют с его недостатками.
Плохое отношение ребенка к бабушке, тете, дяде, дедушке и другим родственникам, а также знакомым чаще всего является отражением отношения родителей к этим лицам. Если отец и мать не проявляют уважения к бабушке, при ребенке говорят о ее недостатках, неверных воспитательных методах, не надо удивляться тому, что ребенок без уважения относится к бабушке, не слушается ее, пренебрежительно отзывается о ней.
Чем старше ребенок, тем сложнее его отношение к взрослым. Это отношение не всегда можно охарактеризовать как позитивное пли негативное, так как могут выступать различные качественные варианты. Например, ребенок может любить взрослого человека, но не признавать его авторитета или совсем не любить, однако подчиняться ему из-за чувства страха. Поэтому анализ отношения ребенка к взрослым людям всегда ведет к анализу отношения родителей к этим лицам.
На формирование личности ребенка влияют врожденные задатки, окружающая среда и процесс воспитания. Поэтому родители, задумываясь над тем, каков их ребенок, должны проанализировать условия, в которых он воспитывается, каковы их отношения к ребенку и сила воспитательного воздействия на него, какова их общая жизненная позиция.
Среди лиц, с которыми ребенок встречается вне семьи, особую роль играют воспитатели в детском саду и учителя в школе. Отношение к ним детей дошкольного возраста, а также в первом или во втором классах, как правило, не вызывает проблем. Такого рода проблемы появляются в более старших классах.
Учителя занимают в жизни ребенка, в формировании его индивидуальности очень большое место. Учитель — это посредник между ребенком и миром знаний. Учитель может приобщить ребенка к учебе, к предмету, который преподает, но может и оттолкнуть.
Чаще всего дети больше интересуются теми предметами, которые ведут их любимые учителя. И наоборот: неохотно занимаются предметом, даже тогда, когда он их интересует, только потому, что не симпатизируют преподавателю.
В жизни ребенка учитель является после родителей основным образцом для подражания.
Отец и мать редко наблюдают контакты своего ребенка с учителями. О взаимоотношениях сына или дочери с преподавателями они узнают чаще всего косвенным путем: из рассказов детей или бесед с учителями. Подобные сведения в определенной степени искажают действительность, так как рассказ о событии становится достоянием родителей обычно спустя некоторое время в субъективном изложении рассказчика. Если учитывать, что старшие дети общаются со многими учителями, в составе которых ежегодно происходят некоторые изменения, становится ясным, что родители совсем мало знают об отношении своих детей к учителям. Несколько больше знают они о контактах ребенка с теми преподавателями, с которыми по какой-то причине возник у него конфликт.
Даже в самых неблагоприятных условиях родителям стоит приложить усилия, чтобы познакомиться с взаимоотношениями своего ребенка в школе. Это позволит лучше узнать сына или дочь, поможет найти соответствующие воспитательные методы.
Встреча, знакомство с каждым новым человеком дают ребенку общественный опыт, оставляют определенный след, оказывают влияние на отношение к людям в последующей жизни.
Неприязненное отношение ребенка к родителям, другим членам семьи, учителям обычно бросается в глаза. Взрослые люди легко чувствуют отношение к ним ребенка и, если встречаются с затруднениями, стараются изменить такое положение. А вот на отношение ребенка со своими сверстниками почти всегда обращается меньше внимания. Контакты с детьми с годами возрастают и по мере развития ребенка становятся все более значительными.
В школьные годы и особенно в подростковом возрасте отношения с товарищами, подругами, своими сверстниками занимают большое место в общественном развитии ребенка.
Братья и сестры имеют большое влияние на духовное развитие ребенка, преимущественно положительное. Когда родители обдуманно регулируют взаимоотношения братьев и сестер, они помогают своим детям накапливать богатый общественный опыт, способствующий их подготовке к жизни.
Очень часто родители, занятые работой и домашним хозяйством, вмешиваются во взаимоотношения детей только в тех случаях, когда между ними возникают конфликты. Каковы взаимоотношения между детьми? Что на них влияет? Эти вопросы возникают у родителей чаще всего тогда, когда нарушается спокойная атмосфера в доме, особенно когда один из детей постоянно обижает братьев, сестер или старший ребенок, вынужденный заботиться о младших, делает это неохотно.
Для того чтобы сознательно направлять взаимоотношения между братьями и сестрами, нужно хорошо понимать структуру этих отношений, рассматривая их не с позиции взрослых, а с точки зрения детей. А эта точка зрения совершенно иная.
Положение самого старшего ребенка в семье может быть очень выгодным и привлекательным. У такого ребенка большие привилегии: в отсутствие родителей он их заменяет, у него «власть» над младшими, его нужно слушаться, уступать ему. Временами он злоупотребляет этой властью, так как более силен физически. Он разрешает споры и наказывает, требует абсолютного послушания и даже выполнения за него домашних обязанностей, он чаще других получает новые вещи и не должен «донашивать» одежду после старших, он допущен к «секретам» взрослых, поскольку помогает им в заботах о младших и в домашнем хозяйстве.
В связи с таким положением старший ребенок раньше других становится самостоятельным. Однако подобная ситуация может повлечь за собой неприязнь к нему младших детей. Они убеждены, что старшему ребенку предоставлены особые привилегии. К этому убеждению добавляется мотив, проявляющийся у большинства детей: желание скорее стать «большим», взрослым. Если старший из детей склонен подчеркивать и использовать свое положение, младшие могут завидовать ему, чувствовать себя угнетенными, демонстрировать свою неприязнь к нему, жаловаться на него.
Взаимоотношения между детьми могут складываться и по-другому. Старший брат или сестра могут рассматривать свою роль более серьезно. В связи с многочисленными обязанностями их положение в глазах младших детей будет тягостным и совершенно незавидным.
В одной из так называемых трудных семей было два брата: тринадцатилетний Зенек и семилетний Януш. Их родители то и дело меняли место работы, занимались спекуляцией, своим детям совсем не уделяли внимания, их часто видели пьяными. Вскоре они были осуждены, а Зенека и Януша направили в детский дом. Воспитатели думали, что оба мальчика, столько лет прожившие в аморальной среде, доставят им массу хлопот. Особенно их волновал старший брат, Зенек. Но опасения были напрасными. В благоприятных условиях Зенек быстро ликвидировал пробелы в учебе и стал одним из лучших воспитанников. Зато семилетний Януш, поступивший в это время в первый класс, доставлял немало забот, и, к удивлению воспитателей, совсем не тех, о которых можно было предполагать. У Януша не было никакой самостоятельности, он был ребенком плаксивым, вечно ожидающим чьей-то помощи. Мальчик вел себя как избалованное, единственное в семье дитя.
Вначале трудно было понять причину такого поведения ребенка, которого родители не только не баловали, но даже не проявляли к нему элементарного внимания. Загадку помогло решить наблюдение за отношениями между Зенеком и Янушем.
Старший брат очень заботился о младшем. Несмотря на то, что в детском доме они оказались в разных группах и даже жили в разных помещениях, утром, вечером, в перерывах между уроками Зенек забегал к Янушу. Он убирал утром постель младшего брата, помогал ему одеваться, проверял, как ест Януш: выпил ли молоко, съел ли суп. Зенек следил за самочувствием брата, за тем, как он выполняет уроки, не обижают ли его ребята. Зенек избаловал Януша так же, как это делают иные родители, чрезмерно проявляющие свою любовь к ребенку. Поэтому Януш обладал всеми признаками избалованного ребенка.
Наблюдения показывают, что во многих семьях, имеющих двух детей, особенно мальчиков, в возрасте которых разница в несколько лет, между детьми возникают конфликты. Младший брат может мешать старшему, так как у детей нет общих интересов и разница в развитии слишком велика, чтобы они могли совместно заниматься каким-то общим делом. В такой обстановке младший брат может чувствовать себя лишним, ни к чему не годным, так как старший брат его постоянно отталкивает и даже унижает.
Многое в отношениях между детьми зависит от поведения родителей. Они должны требовать от старшего сына сердечного и разумного внимания к младшему брату, выполнения им обязанностей, вытекающих из положения старшего ребенка. Однако оба сына должны чувствовать ровное, одинаковое отношение к ним родителей, которые могут положительно влиять на отношения между братьями даже со значительной разницей в возрасте. У старшего брата в таких условиях развивается чувство заботливого отношения к младшему, а, усвоенное в домашней среде, это качество впоследствии проявляется и вне семьи, ко всем окружающим людям.
Дети, у которых есть старшие братья и сестры, обычно быстрее развиваются, так как в домашнем общении получают немало информации и жизненного опыта.
Чтобы регулировать отношения между братьями и сестрами, правильно их направлять, надо наблюдать и изучать ребенка с момента его рождения. Перед появлением на свет второго ребенка старшему надо сообщить о том, что у него будет брат или сестра, при этом проследить за его реакцией на такое известие.
Анализируя взаимоотношения между братьями и сестрами, следует учитывать весь комплекс особенностей их развития, духовных потребностей и положения каждого ребенка в семье (возраст, пол, разницу в годах, внешность, состояние здоровья, уровень умственного развития, способности, интересы, эмоциональность, черты характера). Весьма важный фактор, принципиально влияющий на семейную атмосферу,— это отношение родителей к детям.
Если родители выделяют кого-либо из детей, то братья и сестры часто относятся к этому ребенку недоброжелательно, несмотря на его возможные достоинства.
Общение с родителями, братьями и сестрами не исчерпывает социальных контактов ребенка. Уже в первые годы жизни он проявляет интерес к своим ровесникам. В дошкольном возрасте ребенок охотно играет с детьми, еще не устанавливая с ними прочных дружеских связей. В младшем школьном возрасте ребенок также любит общаться с ровесниками. Подбор его друзей чаще всего носит случайный характер. В возрасте от девяти до одиннадцати лет дети охотно проводят время в больших группах, объединенных общей деятельностью, в первую очередь игрой.
В подростковом возрасте контакты детей становятся богаче и дифференцированнее. Подростки охотно общаются в коллективе, но одновременно начинают дружить с одним или двумя товарищами (подругами). Эта дружба чаще всего основывается на взаимной симпатии, на глубокой духовной связи, на общности интересов.
Дружеские отношения с ровесниками вне семьи имеют большое значение для каждого ребенка (даже имеющего братьев и сестер). Благодаря дружбе с детьми ребенок встречается с различными характерами, часто весьма не похожими на те, которые он наблюдал в семье. Ребенок учится действовать совместно с детьми, помогать им, получать от них помощь, жить в коллективе. И хотя отношения подростков складываются в основном под руководством взрослых, все же в большей степени их контакты со сверстниками проходят самостоятельно.
Родители должны понимать желание ребенка общаться с детьми, помогать ему в этом процессе, способствовать его дружеским контактам.
На какие проблемы стоит обратить внимание, анализируя отношения своего ребенка с детьми?
Одни дети нуждаются в дружбе с ровесниками, другие неохотно общаются с ними. Потребность в контактах зависит в определенной мере от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей.
Если ребенок много времени проводит в одиночестве, не просит разрешения пойти к товарищам или пригласить их к себе, родители должны задуматься о причинах такого поведения. Причины в таких случаях могут быть разными. Необходимо выявить главные из них, чтобы знать, какие применить воспитательные меры.
Конечно, не все свободное время ребенок должен проводить с детьми. Каждому ребенку надо предоставлять возможность некоторое время побыть одному, чтобы подготовить уроки, поиграть, порисовать, просмотреть свои коллекции, а детям постарше — послушать музыку, а возможно, и поразмышлять о жизни, о себе...
Некоторые дети по своему характеру малообщительны. Отрицательная ли это черта? Нужно ли ее изменять? По этому вопросу существуют разные мнения. Если ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве (всегда чем-то занят, не скучает, у него широкие интересы), не следует принуждать его к поискам товарищей. Однако родители должны отдавать себе отчет в том, что их ребенку придется в будущем переживать трудные моменты, когда он будет чувствовать себя несчастным из-за своего одиночества. Переживают одиночество не только те люди, которые потеряли своих близких, но и те, которые из-за каких-то жизненных ситуаций остались одинокими.
Но есть еще один фактор, который следует принять во внимание, В современную эпоху, когда контакты между людьми весьма интенсивны, каждый человек должен обладать умением сосуществовать и сотрудничать с другими. Каким же образом может овладеть этим умением ребенок, если его контакты с людьми сведены к минимуму?
Родители должны помогать ребенку общаться с людьми, добиваться того, чтобы он не вел крайне замкнутый образ жизни. Не следует прибегать к многочисленным контактам, однако способствовать установлению дружеских отношений с ровесниками просто необходимо. Пусть ребенок будет менее общителен, чем другие дети, однако он не будет совсем нелюдимым. Такая крайняя позиция у детей проявляется довольно редко. Эти дети никого к себе не приглашают, ни к кому не ходят, у них нет в классе товарищей, в перемену они читают книгу или в одиночку бродят по коридору. Если кто-то из ребят обратится к такому ребенку, он отделается односложным ответом. В кино или на прогулку эти дети предпочитают ходить одни, так как только в одиночестве находят удовольствие. Это не всегда робкие или эгоистичные дети, они просто необщительны. У них могут быть богатые интересы.
Отсутствие активного стремления к обществу ровесников проявляют чаще всего робкие дети. Они стремятся к общению, но не умеют завязывать контакты с детьми, им трудно сделать первый шаг. Нужно помочь ребенку преодолеть эти затруднения. Для младшего ребенка родителям надо организовать несколько встреч с другими детьми. Делать это надо тактично, непринужденно, без подталкивания (вроде: «Иди, не стесняйся!»), не упрекая за смущение. В некоторых случаях такой прием бывает успешным и в отношении подростков. Но чаще всего робкий подросток сам выбирает себе одного товарища или подругу и в общении с ним не испытывает застенчивости.
Если неприязнь к контактам с ровесниками вытекает из робости, следовало бы задуматься над причинами этого явления. Склонность к робости чаще всего проявляют дети со слабым типом нервной системы. Как правило, они менее активны, легко подвержены торможению; их робость — одно из проявлений общего душевного состояния. Возникновению и закреплению застенчивости в основном способствует ограниченность общественного опыта. Если ребенок в семье единственный, если родители изолируют его от ровесников, то вполне понятно, что ему не хватает навыков, умения завязывать контакты с детьми, да и сама потребность в общении с ними бывает ограниченной.
Робость может возникнуть как результат отрицательного общественного опыта (по существу, углубляется и укрепляется уже имеющаяся тенденция). Если ребенка несколько раз отстранили от игры его сверстники, обидели, а возможно, и побили, то для себя он делает вывод: не стоит подходить к ребятам. Лучше играть одному. Неприязнь к общению с ровесниками в подобных случаях носит чаще всего переходный характер. Однако она может проявляться у детей, которые не умеют сосуществовать с другими, не любят общество ребят, потому что часто попадают в конфликтные ситуации. Этим детям хотелось бы играть с ребятами, но они не могут найти с ними общий язык. В таких случаях проявляется лишь кажущаяся неприязнь к общению с детьми. На самом деле ребенок хочет быть среди детей и переживает положение, при котором никто не хочет поддерживать с ним отношения.
Родители должны очень хорошо ориентироваться в отношениях своего ребенка с детьми. Не зная ситуации, они могут ошибочно истолковать поведение ребенка и вместо помощи углубить конфликт (например, нежелание ребенка играть с детьми считать робостью, а на самом деле он со всеми в ссоре).
Особого внимания родителей требует также и чрезмерная общительность ребенка. Есть дети, которые ни минуты не могут быть одни, они всегда должны быть окружены роем приятелей и подруг. Сразу же после возвращения из школы они звонят по телефону, договариваются о встрече, приглашают к себе. Такие дети чаще всего очень разговорчивы, они не умеют самостоятельно готовить уроки, играть и работать в одиночку.
Чрезмерная потребность ребенка в постоянных контактах должна также вызывать у родителей определенное беспокойство. Такие особенности проявляются иногда у детей очень впечатлительных, с повышенной нервной возбудимостью, склонных к пугливости, поэтому они чувствуют себя более спокойно и в большей безопасности среди шума и веселья. Такое поведение наблюдается чаще у детей подросткового возраста, но может быть и у младших детей, которые не осознают в отличие от многих подростков источников такого состояния. Иногда в основе такого явления лежит не пугливость, приходящая извне, а внутреннее ощущение какой-то опасности.
Если наблюдение за ребенком приводит к выводу, что источником потребности в чрезмерных контактах является чувство опасности и неуверенности, родителям необходимо посоветоваться со специалистами, чтобы наметить комплекс воспитательных мер. Ребенок с указанными особенностями может быть подвержен острым переживаниям в самых даже незначительных неприятных ситуациях. В жизни он будет встречаться с людьми, имеющими столь же сильную потребность в контактах, не так уж часто. Поэтому многим людям он будет надоедать своей навязчивостью, желанием беспрерывно говорить, чаще всего только о себе.
Каждому человеку, даже очень активному, полезны минуты одиночества, тишины и покоя. Они дают возможность внутренне сконцентрироваться, сосредоточиться, более глубоко подумать о жизни, о своем поведении и характере, облегчают самопознание и самовоспитание. Поэтому следует способствовать формированию этой особенности, которая помогает ребенку учиться, самостоятельно мыслить.
В процессе наблюдения за развитием отношений ребенка со своими ровесниками следует обратить внимание на постоянство и прочность этих контактов. Если подросток (старше 10—11 лет) все время меняет товарищей, надо выяснить причину этого явления. Возможно, что ребенок склонен к конфликтам, и поэтому очень быстро связь прерывается. Может быть, никто из детей не в состоянии дружить с ним, так как он предъявляет к ровесникам слишком высокие требования? А может быть, он излишне придирчив к детям и этому вы сами способствовали? Пытаясь выяснить причину подобного положения, надо постараться быть объективным и не полагать заранее, что во всем виновны другие дети, а совсем не ваш сын или дочь.
Способность устанавливать прочные и постоянные отношения с людьми — черта очень ценная. Особую ценность представляет умение ребенка дружить с ровесниками. Их отношения складываются на основе равноправия и взаимного уважения. Не трудно испытывать привязанность к родителям, от которых столько получаешь и за все чувствуешь признательность, гораздо труднее ребенку поддерживать прочные отношения с детьми.
Некоторые дети охотнее всего общаются с одним товарищем или подругой, другие — с несколькими, а третьи лучше всего чувствуют себя в многолюдном коллективе. Эти склонности у большинства детей с возрастом меняются, проходя различные этапы. Но есть дети, проявляющие желание поддерживать многочисленные контакты. Несмелый ребенок, со слабым типом нервной системы, предпочитает общество меньшего числа товарищей и подруг. Такой ребенок подросткового возраста чаще всего выбирает себе одного товарища, сохраняет верность этой дружбе, даже ревнует его и не терпит вмешательства в их отношения других ребят. В присутствии третьего ребенка он становится неразговорчивым или, наоборот, вызывающе дерзким.
Большую компанию любят дети с сильной нервной системой, полные энергии и жизненных сил, полные замыслов и активности, склонные к веселью. Коллектив предоставляет им большие возможности проявить себя, разрядить свою энергию, интереснее играть, способствует обмену мнениями, опытом.
Гармонически развивающийся подросток — мальчик или девочка — чаще всего контактирует с группой товарищей и подруг, в которой, однако, есть более прочная и глубокая дружеская связь с одним из этих детей. Этот вид общения детей самый правильный и самый полезный.
Если родители замечают отклонения во взаимоотношениях своего ребенка с детьми, следует задуматься о причине этого положения. Может быть, ваш ребенок не способен к дружбе? Такой вывод должен обеспокоить: возможно, допущена ошибка в воспитательном воздействии, ребенок не подготовлен к дружбе? А может быть, он способен к контакту только с одним лицом, общению исключительному, иногда расцениваемому эгоистически: «С этим мальчиком я могу дружить. Он подчиняется мне, во всем уступает и помогает. А другие мне не нравятся».
Дети встречаются во дворе, в детском саду, в школе, в молодежной организации. В большом детском коллективе ребенок сам выбирает себе товарища. В младшем возрасте выбор проходит неосознанно, ребенок еще не может охарактеризовать своего друга, который ему нравится, он еще не знает, какие достоинства он хотел бы видеть у своих друзей. Постепенно, по мере интеллектуального развития и формирования общественного сознания, появляется умение наблюдать за другими людьми, способность анализировать их нравственные качества и сознательно осуществлять выбор товарищей.
Родители должны обратить внимание на исходные данные, которыми руководствуется их ребенок, выбирая себе друга. Является ли избранник соучеником по классу? Такая ситуация встречается наиболее часто и вполне обоснованна, так как с одноклассником у него больше возможностей для поддержания контактов. Иногда ребенок выбирает товарища из параллельного класса. Случается, что новый друг живет по соседству или ребенок встречался с ним при выполнении общественной работы, а может быть, дети занимались в одном кружке. Если отношения ребенка с товарищами по классу складываются в основном положительно, а близкий друг появляется в параллельном классе, беспокоиться не надо. Задуматься надо в том случае, если ребенок находится в ссоре с ребятами своего класса и вынужден искать дружбы в других классах. Может быть, он хочет показать одноклассникам, что они ему не нужны и что он не находит среди них никого, достойного его дружбы?
Поиски друга среди детей старшего возраста могут свидетельствовать о более высоком уровне умственного развития, о стремлении к контактам с более развитыми детьми. Однако могут быть и другие причины. Возможно, например, что ребенку импонирует подчинение, ему нравится, когда кто-то им руководит, все решает за него, во всем опекает. Выбирая товарища, ребенок может руководствоваться и подобными мотивами. При изучении характера взаимоотношений ребенка со своими товарищами родители, серьезно обдумывая все мотивы отношений, познают многие черты своего сына или дочери.
Часто ли задумываются родители над вопросом: почему их ребенок выбирает себе товарища того же пола или противоположного? Этот фактор в определенной степени зависит от возраста ребенка. Для младших детей принадлежность к полу не играет никакой роли. Начиная с восьми лет, а иногда и раньше ребенок предпочитает общаться с детьми того же пола. В период, предшествующий половому созреванию, очень часто появляется враждебность к представителям противоположного пола, переходящая со временем в заинтересованность, в приятельские отношения, в дружбу. Такова элементарная схема развития отношений между мальчиками и девочками. Однако развитие ребенка может протекать совсем не по этой схеме и при этом не иметь никаких отклонений.
Чаще всего ребенок выбирает товарища или подругу среди детей того же пола. Дружба между мальчиком и девочкой должна побуждать родителей к размышлению, но не порождать у них сопротивления. Такая дружба может свидетельствовать о раннем, иногда преждевременном интересе к противоположному полу. Но даже в подростковом возрасте она не всегда равнозначна флирту или серьезной симпатии. Девочка или мальчик может искать у товарища или подруги такие качества, которых не находит у своих ровесников того же пола. Например, мальчик, интересующийся гуманитарными науками, скромный и впечатлительный, может лучше себя чувствовать в обществе девочек. И наоборот, девочка с интересами к технике, спорту, энергичная и боевая, предпочитает в качестве товарищей мальчиков.
В настоящее время в условиях полного равноправия мужчин и женщин дружба между мальчиками и девочками — явление настолько распространенное, что не должно удивлять родителей. Они только обязательно должны знать, что лежит в основе этой дружбы, какие факторы способствуют дружеским контактам. Связывают ли мальчика и девочку общие интересы? Способствовало ли общение между ними появлению общих интересов, взглядов, взаимного понимания? Какие нравственные качества сыграли решающую роль в выборе друга?
Однако есть такие дети, которые не умеют и не могут выбирать друзей. Они часто меняют товарищей и подруг, горько переживают разочарования или остаются одинокими, поскольку стремятся к тем, кто их отвергает.
Родители не могут выбирать своему ребенку товарища или подругу, однако они должны помочь в выборе, вовремя посоветовать, тактично поговорить, порассуждать с сыном или дочерью на эту тему.
У одних детей взаимоотношения с ребятами складываются в основном благоприятно, у других — постоянно возникают конфликты. Однако родители должны интересоваться контактами своего ребенка с детьми и в том и в другом случае. Надо знать: каковы форма и содержание этих отношений? Подчиняется ли ребенок своему товарищу или пытается им руководить? Может быть, их отношения равноправны? С уважением ли они относятся друг к другу? Как решают возникающие конфликты? При этом не следует удивляться, если между детьми появляются разногласия. Они возникают и у взрослых, а детям не всегда хватает общественного сознания, чтобы занять правильную позицию, они еще только осваивают опыт взаимных отношений.
Изучение особенностей характера ребенка, постоянное наблюдение за его поведением, отношениями с братьями, сестрами, товарищами помогут понять процесс формирования его взаимоотношений с людьми. Проявляет ли он сочувствие, доброжелательность и сердечность, может ли оказать помощь товарищу или использует дружбу с ним только в своих интересах? Каково его положение среди друзей, в классе? Является ли он желанным товарищем для других детей в их играх, прогулках, в различных совместных действиях? Пользуется ли он признанием детей благодаря каким-то своим достоинствам? А может быть, дети избегают дружбы, с ним? Необходимо задуматься над причинами последней ситуации. Возможно, причина в каких-то индивидуальных качествах ребенка, а возможно, и в неудачном воспитании? Обращали ли родители достаточное внимание на отношение сына или дочери к другим детям, взрослым людям? А может быть, недооценивали значение этого процесса и не воспитывали у ребенка чувства товарищества, дружбы?
Подготовка ребенка к жизни в обществе, в коллективе, к правильным взаимоотношениям с отдельными людьми осуществляется, прежде всего, в семье. К этой стороне воспитательного процесса родителям надо подходить очень серьезно, продуманно.