— Ур-р-р-а-а!— закричал десятилетний Сильвек.— В футбол сыграем, покупаемся!
— Ну уж нет! — столь же громко заявила Малгося.— Я не поеду!
— Одну мы не оставим тебя дома. Чем ты будешь заниматься, решаем мы с мамой.
— Мне пятнадцатый год, и я хотела бы сама решать вопросы, касающиеся меня.
— Я думал, ты обрадуешься нашему предложению. Ты пойми, эта поездка — удовольствие не только для тебя, а для всей семьи.
— Не хочу,— упиралась Малгося.— В мяч я играть не люблю, лодкой тоже меня не соблазнишь.
— И чем же ты будешь заниматься дома?
— Буду читать, слушать магнитофон, приведу в порядок свою коллекцию открыток и фотографий. А потом в тишине позанимаюсь математикой.
***
Предложение поехать за город, отдохнуть и позаниматься спортом двое детей одной и той же семьи восприняли совершенно по-разному. Сын был в восторге. Дочь, наоборот, категорически отказалась принять участие в поездке. Столь различная реакция детей обусловлена, прежде всего, разницей в их интересах. Сильвек проявил интерес, свойственный большинству мальчиков его возраста. Он любит занятия спортом, подвижные игры, требующие ловкости. У него нет энтузиазма к учебе, поэтому его обрадовала перспектива провести выходной день за городом, у реки. Малгося на четыре года старше брата, у нее совсем другие интересы. Качественная сторона ее интересов определялась не только возрастом и общим уровнем развития девочки, но и особенностями ее развития.
Интересы ребенка, прежде всего, зависят от его возраста. Некоторые из них характерны только для определенного возраста и связаны с процессом развития.
Характер интересов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, способствует пробуждению его интересов, создает возможности для целенаправленных контактов.
Чтобы пробудить у ребенка интерес, например, к музыке, надо предоставлять ему возможность чаще слушать музыку, обращать его внимание на некоторые мелодии, беседовать на музыкальные темы.
Для того чтобы приобщить ребенка к чтению, необходимо возможно раньше познакомить его с книгами. Подбирать и читать надо такие рассказы и стихи, которые бы своим содержанием могли заинтересовать ребенка.
Маленьким детям надо предоставлять возможность широкого общения с доступными ему элементами действительности. Ребенок может проявить интерес к чему-либо только тогда, когда ему есть из чего выбирать. Большую роль в развитии интересов детей, особенно дошкольников, играют родители.
У детей более старшего возраста многие интересы формируются под влиянием учебы в школе. Влияние родителей в это время несколько ослабевает, хотя всегда играет определенную роль.
Развитие интересов часто зависит от способностей. Больший интерес вызывает у ребенка тот учебный материал, который он быстрее усваивает. Если школьник легко решает математические задачи, он охотнее принимается за них, чем за выполнение других уроков, так как процесс решения задач и достигаемый при этом успех доставляют ему удовлетворение. Такое отношение к предмету дополнительно закрепляется хорошими отметками, похвалами учителей и родителей. Однако безусловной, прямой зависимости между способностями и заинтересованностью нет. Бывает так, что ребенок не проявляет интереса именно к той области знаний, в которой у него могли бы проявиться способности, и, наоборот, он интересуется тем, что ему меньше всего дается.
В формировании личности ребенка развитие интересов играет огромную роль. Проявляя интерес к окружающему миру, ребенок обогащает запас своих знаний. Характер интересов серьезно влияет на отношение ребенка к школьной учебе, на выбор направления дальнейшего образования и приобретение профессии. Интересы определяют также и способы использования свободного времени. Об этом надо задумываться в раннем возрасте ребенка, так как умение правильно и эффективно проводить время, отведенное на отдых, способствует умственному и физическому развитию человека, а также помогает ему готовиться к будущей самостоятельной жизни.
Реализация интересов редко осуществляется индивидуально, в одиночку. Обычно это происходит в компании, при общении со взрослыми и ровесниками. Поэтому от характера интересов зависит и выбор друзей.
Знание интересов ребенка позволяет родителям понять его отношение к учебе. Общие познавательные интересы, которые в большей или меньшей степени проявляются у каждого ребенка младшего возраста (семи-восьмилетние дети в основном охотно учатся), в последующие годы становятся более конкретными, как бы специализируются.
Чтобы получить образование, ребенок должен изучать ряд обязательных дисциплин. Некоторые предметы он изучает без интереса, по необходимости, что, безусловно, сказывается на оценках его успеваемости.
Чем многограннее интересы ребенка, тем лучше он изучает школьные предметы, тем шире его кругозор и позитивные возможности для полноценного познания той или иной дисциплины.
На формирование правильного отношения к учебе огромное влияние оказывают также и внешкольные интересы. Чаще всего эти интересы помогают учебе, так как связаны с некоторыми школьными дисциплинами (например, любовь к животным — с биологией и географией, интерес к технике — с физикой, математикой и т. д.). Иногда внешкольные интересы ребенка настолько велики, что начинают отрицательно сказываться на результатах учебы (например, бесконтрольное увлечение чтением, спортом). Надо воспитывать у ребенка ответственность, добросовестность, умение заставлять себя заниматься обязательной деятельностью, откладывая реализацию своих интересов на специально выделенное свободное время.
Изучая интересы своих детей, родители могут оказывать основное влияние на развитие способностей и полезных увлечений ребенка. Для этого необходимо:
• в процессе воспитания устранять или снижать те интересы, которые затрудняют в настоящий период выполнение своих обязанностей;
• помогать ребенку в развитии и формировании полезных интересов, обогащающих его личность;
• способствовать формированию разнообразных интересов, чтобы избежать ограниченности увлечений, так как только специальная направленность интересов обедняет интеллект ребенка, ослабляет его общее развитие;
• помогать ребенку закреплять неожиданно возникшие полезные интересы, которые кажутся кратковременными и изменчивыми;
• объяснять детям отрицательные последствия неправильной реализации некоторых даже полезных интересов. Иногда ребенок, увлекаясь той или иной деятельностью, ведет в основном сидячий образ жизни, что ухудшает физическое, а следовательно, и духовное развитие человека;
• пробуждать, вызывать интерес к различным областям знаний у тех детей, которые не проявляют его сами (наиболее трудный случай).
Работа над развитием и формированием интересов у детей требует от родителей большого терпения, тактичности и умения. Родители могут, например, понять, что интересы их девяти — одиннадцатилетнего ребенка к природоведению связаны с возрастным периодом его развития, представляют большую ценность в формировании личности, однако рассчитывать на их постоянство не следует, так как его основной интерес может проявиться в будущем к другой профессии. Но для того чтобы это понять, надо изучать своего ребенка систематически с младенческих лет. Только тогда родители могут уловить тревожные сигналы зарождающихся, еще легко устранимых нежелательных явлений. Ликвидировать пробелы в воспитании всегда возможно, но порой очень трудно, так как это требует больших усилий.
Приведем пример. Артуру шестнадцать лет. В младших классах школы он учился хорошо, позже его успеваемость стала хуже, он имел только удовлетворительные отметки. Восьмой класс закончил с трудом. Его родители не видели возможности для сына окончить среднюю школу. Он не мог выбрать профтехучилище для дальнейшей учебы, так как сам не знал, что его по-настоящему интересует. В то же время запросы его были весьма высокие. Он не хотел заниматься физическим трудом, даже квалифицированным, ссылаясь на то, что его родители имеют высшее образование. Не задумываясь о будущем, лишь бы где-нибудь учиться, он поступил в экономический техникум. Но уже через несколько месяцев он отказался заниматься в этом техникуме, так как экономика совсем не интересовала подростка. Благодаря стараниям родителей Артур попал в училище художественных ремесел, но и эта профессия оказалась ему не по душе. Специалисты определили, что у Артура способности выше среднего уровня, однако у него нет определенных интересов. Подростка направили в вечернюю школу рабочей молодежи. Но и там он учиться не стал. Дальнейшая его судьба вызывала серьезные опасения.
Что же произошло с юношей, если проанализировать его воспитание?
Два фактора, на наш взгляд, стали причиной возникновения сложной ситуации. Первый — отсутствие чувства долга и ответственности, а также навыков систематического труда. Сам подросток не очень-то понимал эти свои серьезные недостатки, а родители не воспитывали у него любовь к труду. Второй фактор — отсутствие положительных интересов, вернее, каких-либо интересов.
Артур не занимался ни одним видом спорта. Иногда оп смотрел телевизионные передачи, но не задумывался над ними. Он не утруждал себя чтением книг. Порой слушал грампластинки, но сам не пел и не играл ни на каком инструменте. Сам он хотел быть «кем-то», но не знал кем. Он хотел быть «кем-то» только потому, что жил в семье с высоким жизненным уровнем и у него были завышенные потребности. Как он будет удовлетворять их, когда родители перестанут содержать его и придет пора начинать самостоятельную жизнь? Какой жизненный путь выбрать такому человеку?
Если бы родители Артура тщательно следили за его развитием, то еще в то время, когда сын был совсем маленьким, заметили бы, что мальчик, не делая ничего плохого и не доставляя им хлопот, ни к чему не проявляет интереса, что внешне его развитие как будто протекает нормально, а на самом деле ребенок растет каким-то «неопределенным», «безликим». Если бы родители вовремя поняли это, они приняли бы меры к тому, чтобы пробудить у него интерес к той или иной науке, к определенному виду деятельности. Такая попытка не была даже предпринята, и это поставило подростка в весьма затруднительное положение.
Чем шире интересы ребенка, тем богаче его духовный мир, тем разнообразнее возможности для занятий и развлечений в свободное время, тем увереннее он выбирает будущую профессию.
Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания.