Когда-то Карл Густав Юнг, изучая психические заболевания в клинике, выделил четыре шкалы, по которым может идти уклонение психики человека в ту и другую сторону от нормального состояния: экстраверсия-интраверсия, сенсорика-интуиция, рациональность-иррациональность (или шизотимность-циклотимность) и логика-этика. Им было выделено 4 типа. Вскоре и в здоровых людях ему стали видны признаки созданной им типологии – основная психологическая направленность личности…
В результате своих изысканий Юнг пришел к такому выводу: психически нормальны как раз яркие представители своего типа, проявляющие же в равной мере прямо противоположные черты субъекты - верные кандидаты на бронирование номера в домах скорби...
Долгое время Юнговская типология изучалась психологами и психоневрологами наряду с другими классификациями психических заболеваний, созданных другими психологами-клиницистами.
Но во второй половине XX века именно эту типологию настигло сказочное везение.
В США две энтузиастки-непрофессионалки - мать и дочь Кирси стали активно внедрять типологию Юнга в общественное сознание… Произведя логически понятное действие подсчета числа комбинаций четырех возможных признаков, они получили 16 сочетаний - психотипов. Сейчас, по свидетельствам очевидцев, каждый житель Америки наизусть помнит четырехбуквенный код своего психологического типа, определенный по тесту Майерс-Бриггс, а при приеме на работу его непременно учитывают. Учитывают типологию Кирси, видимо, и американские сценаристы: так, герои знаменитого молодежного сериала "Скуби-ду" – просто живые портреты всех четырех типов "клуба сайентистов" по описаниям Кирси!
В СССР, в Литве, лет 30 назад психолог и математик Аушра Аугустинавичюте тоже разделила всех людей на те же 16 типов, скомбинировав 4 юнговских признака… А потом она пошла дальше. Объединив юнговские признаки и учение Фрейда об уровнях личности, она построила "соционическую модель человека, или модель А". Каждый из четырех уровней личности по Фрейду – Эго, Суперэго, Ид и Суперид – в этой модели наделены двумя из восьми различных признаков, и все восемь присутствуют в каждом из шестнадцати психотипов. Кстати, свои психотипы А. Аугустинавичюте назвала ТИМами – Типами Информационного Метаболизма.
Юнговские признаки в модели А потеряли равноправие. Если вы заинтересуетесь соционикой и найдете нарисованную схему модели А, вы увидите в ней черные и белые треугольнички, кружочки, квадратики и "уголки": треугольнички обозначают интуицию, кружочки – сенсорику, квадратики – логику, "уголки" – этику; если какой-то символ черный – значит, на этом уровне обозначаемая им функция проявляет себя экстравертно, вовне; если белый – интровертно, вовнутрь. Если первый символ слева, базовая функция на уровне Ид, логика или этика – человек рационален; если сенсорика или интуиция – иррационален… У экстраверта базовая функция экстравертна, но вторая сильная функция - творческая - интравертна...
В общем, главная идея соционики состоит в том, что у человека есть две функции, чрезвычайно сильных от природы (по Аугустинавичюте– ставших таковыми в результате воспитания в возрасте до 5 лет), которые нужно бесконечно наполнять информацией, и две противоположных им функции, от природы слабых, нуждающихся в развитии в щадящем режиме. А также четыре функции в блоках Ид и Суперид – все они, в зависимости от положения, выполняют разную работу. И чем лучше работает у человека, например, экстравертная деловая логика, тем хуже у него дело будет с этикой чувств – если же он станет направленно развивать в себе слабые функции, то неизбежно потеряет свое преимущество по сильным!
Аушре Аугустинавичюте принадлежат также таблицы совместимости людей в семье и в малых группах. Тут основная идея, что для успеха общего дела партнеры и сотрудники должны дополнять друг друга, а не быть друг на друга похожими. Тождественность хороша только в паре учитель-ученик…
Псевдонимы для образного обозначения ТИМов (Дон-Кихот, Штирлиц, Дюма, Джек Лондон и др.) предложила также Аугустинавичюте.
Соционика бурно, если не сказать агрессивно, развивается сейчас в нашей стране. Академические психологи в большинстве своем не воспринимают ее всерьез, зато вы можете столкнуться с предложением пройти соционическое исследование при приеме на работу или… в службе знакомств!
Соционики пытаются теперь типировать даже маленьких детей!
Бывает забавно читать, как то, что педагоги раннего возраста всегда считали возрастными особенностями детей, объясняются принадлежностью ребенка к тому или иному ТИМу (например, любовь к играм с песком трактуется как проявление сильной сенсорики)…
Пока я склонна придерживаться биологически грамотного подхода идеологов раннего развития: маленькому ребенку нужна обстановка максимального благоприятствования для развития во все стороны - и роды не травмирующие, и вскармливание естественное, и эмоциональный фон спокойный и теплый, и не пеленать, и гулять, и плавать, и на ручках носить, а не в кровати держать, и по квартире пускать, а не загонять в манеж, и стихи рассказывать с пальчиковыми играми, и развивающую среду создавать для развития сенсорики и мелкой моторики, и с мамой с рождения не разлучать, и в детский коллектив вовремя ввести...
Но, насколько я понимаю, обо всех этих важных моментах раннего детства оттипированных взрослых, как правило, ничего не известно, а следовательно, еще никем не доказано, что ТИМ есть врожденное качество, а не приобретенное в дословесном периоде.
По нейронной цепи сигнал вообще проходит тем быстрее, чем чаще его по данной цепи посылают - на этом основан феномен тренировки! Но возможно ли, что для осуществления тех функций высшей нервной деятельности, которые учитывают в своих построениях соционики, используются совершенно разные нейронные пути?
А сензитивные периоды Монтессори? Где гарантия, что их не пропустили?
Самое же непонятное для меня, что, тогда как везде в природе наблюдается нормальное распределение любых признаков (то есть, средние, промежуточные значения роста, интеллектуального коэффициента, скорости реакции, характера иммунного ответа встречаются заметно чаще, чем отклонения в меньшую или большую сторону), соционики упорно придерживаются стремления всех проклассифицировать и отнести к той или иной крайности… Статистические данные явно недостаточны, объективность данных основана не на показателях приборов, а только на ощущениях "обученных социоников"…
Но убежденность адептов соционики в своей правоте заставляет задуматься: а может, они и правы?
Мне кажется, рекомендации социоников в любом случае подойдут родителям тех детей, чей ТИМ уже сформировался и ярко выражен. Они помогут родителем и педагогам лучше понять те черты детей, которые кажутся "странными", "невозможными"…
История рассудит, правы ли приверженцы соционики. Но пусть их исследования послужат для нас еще одним напоминанием о том, что ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ!