Вот и настал долгожданный день. Ваш малыш стал первоклассником. Белые банты-«пропеллеры», первый в жизни строгий костюм с галстуком, охапки роскошных букетов, за которыми порой не видно самого героя торжества. Из школьных динамиков льется песенка: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое - быть школьником.
Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал подготовительные курсы и психологически готов к учебе. Вам потребуется колоссальное терпение и такт, чтобы в один прекрасный день чадо не заявило: «Все! Больше в школу не пойду!».
Как показывает опыт, труден самый первый месяц, максимум, четверть. Дальше все пойдет по накатанной колее. С какими же проблемами сталкиваются в это время родители?
Режим. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя рано вставать. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий, с трудом высиживает уроки, переутомляется. Вообще-то, лучше начать приучать будущего первоклассника к новому режиму еще до школы, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Но если вы этого не сделали, проявите твердость и добейтесь, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, к этому времени должно быть закончено и приготовление уроков. Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса.
Отношения с учительницей. Очень многое в жизни первоклашки зависит от того, как сложатся отношения с учительницей, причем не только его, но и ваши.
Первые недели школьной жизни – самое время познакомиться с педагогом, завязать неформальные, доверительные отношения.
Обязательно расскажите учительнице об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, предупредите ее, если малыш – левша или заика, если он чересчур медлителен или, наоборот, гиперактивен. Невзначай спросите совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что вы интересуетесь ее мнением, уважаете ее точку зрения. Кроме того, вы сможете по ходу действия, не задавая прямого вопроса, уточнить, как она относится к левшам, копушам или шебутным мальчишкам.
Если учительница в конце дня лишь ужасается вашим чадом, попытайтесь расспросить, что же было сегодня хорошего. Даже если успехи малыша лежат отнюдь не в академической сфере, будет очень хорошо, если учительница вспомнит, что именно он сегодня по собственной инициативе вытер с доски, поделился с товарищем яблоком, быстрее всех собрал портфель. Это поможет учительнице взглянуть на малыша другими глазами, переведет разговор в иную плоскость.
Если учительница говорит лишь общие фразы: «не старается», «сплошная грязь в тетрадках» и т.д., попытайтесь выяснить, почему, по ее мнению, у малыша возникли проблемы. Если ситуация тупиковая, предложите вместе побеседовать со школьным психологом или логопедом.
Но если ваше чадо купается в круглых пятерках, тоже не стоит расслабляться. Обязательно спрашивайте у учительницы, все ли в порядке, нет ли у ребенка каких-то проблем с поведением, не слишком ли он фиксируется на результатах, интересно ли ему учиться. Не позволяйте учительнице ставить вашего малыша в пример одноклассникам. Даже если вы уверены, что ваше чадо – образец скромности и не задерет нос от обилия похвал, другие дети будут относиться к нему с недоверием, считая учительским «любимчиком».
О защите и доверии
Как бы ни были ужасны «пригрешения» малыша, никогда не распекайте его в присутствии учительницы и не позволяйте ей делать это при вас. Подумайте сами, что чувствует маленький человечек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздраженными взрослыми. И как больно ему будет узнать, что вы переметнулись «в стан врага» и ругаете его вместе с учительницей, вместо того чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его в этом незнакомом и неуютном месте.
Позже, наедине, вы обязательно скажете своему первоклашке, что у вас был сегодня неприятный разговор с учительницей и вы хотели бы разобраться в том, что произошло, и помочь малышу решить его проблемы. Обязательно выслушайте версию ребенка. Даже если она очень сильно отличается от того, что говорила вам учительница, не спешите обвинять человечка во лжи. Скорее всего, он просто по-иному видит ситуацию, и очень важно понять, как именно. Малыш должен с самого начала понять и почувствовать, что в школе вы – его союзник и защитник. Тогда в любой, даже самой нелицеприятной ситуации он сможет смело рассказать вам о происшедшем, и вы поможете найти выход из положения.
Никогда не позволяйте себе критиковать учительницу в присутствии ребенка. Во-первых, для любого первоклашки его учительница – это истина в последней инстанции. Даже если Марь Иванна сообщит, что Земля стоит на трех китах, вам сейчас вряд ли удастся его переубедить. Более того, ребенок будет успешно учиться лишь в том случае, если он будет полностью доверять учителю. Во-вторых, малыш может просто повторить ваши слова одноклассникам или самой учительнице и возникнет очень неловкая ситуация. В крайнем случае, можно сказать ребенку что-то вроде «мы, конечно, привыкли поступать по-другому, но у Людмилы Петровны, наверное, есть свои причины делать или говорить так».
Оценка и безусловная любовь
Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Старайтесь не фиксироваться на оценках, тем более, что в первом классе их, вообще-то, ставить не должны (хотя и ставят…). Успокойте малыша и дайте ему понять, что вы не ждете немедленно от него выдающихся результатов. Объясните, что в школу приходят учиться, а когда учишься, то сразу не все получается. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а только с ним самим: вчера было пять ошибок, а сегодня только три. И все же, разобраться в причинах школьных неудач лучше как можно скорее, пока они не стали хроническими.
А зачем мне это нужно?
Многие дети, особенно шестилетки, искренне не понимают, зачем им, собственно, надо учиться и поэтому не слишком усердствуют. Старайтесь создать такие ситуации, в которых ему будет необходимо воспользоваться знаниями, полученными в школе: пусть самостоятельно сделает небольшие покупки в ближайшем магазине, напишет письмо-заявку для участия в каком-нибудь детском конкурсе или лотерее (только позаботьтесь, чтобы обязательно «выиграл»). Можно завести друга по переписке. Проявляйте неподдельный интерес ко всему, что ребенок узнает нового в школе, расспрашивайте, что было интересного на уроке природоведения, москвоведения, что увидел малыш на экскурсии в зоопарк или музей. Постоянно подчеркивайте, что такие интересные и серьезные вещи можно узнать только в школе.
Копуши и «торопыжки»
Многие школьные проблемы возникают из-за того, что ребенок медлителен. У большинства школьных учителей копуши вызывают невероятное раздражение, ребенка начнут торопить, понукать, одергивать, и в итоге он станет учиться гораздо хуже, чем мог бы. Конечно, вы не сможете изменить врожденный темперамент ребенка, но можно попытаться научить его чувствовать время и правильно организовывать свою работу. Попробуйте поставить перед первоклашкой будильник и договоритесь, что он должен выполнить задание до того, как раздастся звонок. Естественно, не нужно устраивать гонки, дайте ребенку время, которое реально ему необходимо. Когда время истечет, спокойно уберите работу. Если вы каждый день будете понемногу усложнять задания и увеличивать темп, ребенок, если и не научится делать все быстро, то, во всяком случае, начнет хотя бы немного ощущать течение времени и прислушиваться к нему, а это уже немало.
Медлительному ребенку очень важно иметь четко устоявшееся расписание. Если он изо дня в день будет в одно и то же время ложиться спать, обедать, садиться делать уроки, ему будет гораздо легче делать все в срок. Медлительные дети органически не выносят спешки и суеты. Рассчитывайте время так, чтобы у малыша было достаточно времени, чтобы без спешки встать, позавтракать, одеться.
Если же любые попытки организовать малыша терпят крах, вам следует пройти специальный тренинг под руководством психолога.
Не меньше, чем у «копуш» бывает проблем и у «торопыжек». Они все схватывают на лету, сдают работу едва ли не раньше всех. Но нередко качество и особенно оформление работы оставляет желать лучшего. К тому же они от природы очень подвижны, и им трудно усидеть на месте больше десяти минут. Поэтому смышленые, но шумные и непоседливые первоклашки тоже нередко становятся объектом недовольства учительницы.
Если вы не хотите, чтобы ваш способный умница не вылезал из троек и проводил значительную часть учебного времени, стоя в углу, поучите его усидчивости и аккуратности. Чередуйте сосредоточенные занятия с подвижными играми, постепенно удлиняя «тихие» периоды и сокращая «шумные». Если вы видите, что шило в попке не дает человечку сидеть спокойно, предложите ему сами: «Не сидится больше? Ну давай пошумим! Но только пять минут!».
Чтобы научить «торопыжку» аккуратности, предложите ему на первых порах писать ручкой с поглотителем, чтобы он легко мог исправить неудачно выполненное упражнение. Если вы заметили, что работа выполнена быстро, но явно небрежно и к тому же с ошибками, посоветуйте ему на несколько секунд отвлечься, а потом свежим взглядом посмотреть на тетрадь. Пусть попробует найти пять неточностей и исправить их.
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали
Самое сложное для первоклассников – это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи, научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. Если у ребенка запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны, у него, скорее всего, недостаточно развита мелкая моторика. Поиграйте в пальчиковые игры, поиграйте в «Золушку»: рассыпьте вперемежку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками.
Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк – это проявление характера, и насилие может привести к психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении. Тем более нельзя разрешать учительнице переучивать ребенка-левшу. Несмотря на все рекомендации, некоторые «заслуженные педагоги со стажем» продолжают на этом настаивать. Если такое произошло, известите администрацию школы.
Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей, которые хорошо справляются с чтением, письмом и вообще со словесно-образной деятельностью. Таким детям может быть сложно решать задачи, потому что они начинают вчитываться в сюжет, забывая о сути задачи. В этом случае стоит научить малыша уходить от текста, например, с помощью схемы. Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходимо пособие Зайцева Миллион+: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.
Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу. Гораздо хуже, если малыш, не смотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия. Если вы заметили, что он постоянно пропускает буквы или дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает «дурацкие» ошибки, как можно скорее обратитесь к школьному логопеду. Подробнее о дисграфии вы можете почитать на сайте /redir.php?url=www.dyslexia.ru
Нам сказали завтра принести… (фломастеры, клей, кассу цифр).
Как правило, это заявление вы слышите от своего ученика часу в десятом вечера. Можно, конечно, в воспитательных целях отправить ребенка без пластилина, разноцветного картона или счетных палочек. «Чтобы в другой раз знал». Но подумайте: так ли уж виноват малыш? Ведь на него обрушилась в эти недели невиданная доселе нагрузка и степень ответственности. Он просто еще не в состоянии запомнить и переварить всю информацию, которую получает в школе. Поэтому постарайтесь сами вовремя уточнить у учительницы, не нужно ли докупить что-то из школьных принадлежностей. Полезно также приучить первоклашку собирать портфель не перед сном, а днем, когда он закончит готовить уроки на завтра.
А они меня…
В первые недели учебы, пока дети притираются друг к другу, между ними нередко возникают конфликты, идет распределение ролей в будущей иерархии. Очень важно, чтобы в этот момент ребенок сумел показать себя с лучшей стороны, безболезненно вписался в коллектив. Подготовьте ребенка (особенно «домашнего») к тому, что ему, не удастся сразу со всеми подружиться, что, не все одноклассники оправдают его ожидания. Расскажите, как мирно сосуществовать с людьми, которые не вызывают у тебя симпатии или которым не нравишься ты. Робких, застенчивых детей стоит научить знакомиться, показать им, как сделать, чтобы другие ребята приняли их в свою игру.
Необходимо объяснить ребенку, что абсолютно неприемлемо в детском коллективе: ябедничать, жадничать, хвастаться, проявлять агрессию по отношению к другим детям. Но малыш должен уметь давать отпор обидчикам, и даже давать сдачи в драке. Научите его быть щедрым и радушным, но объясните, что ни в коем случае нельзя покупать дружбу одноклассников при помощи чипсов и лимонада или отдавать все свое добро по первому требованию классных «рекетиров».
Обязательно научите малыша отстаивать свое мнение, причем не только в спорах с одноклассниками, но и с учителями. Расскажите ему, как, оставаясь доброжелательным и вежливым, защитить свою точку зрения. Обсудите, как нужно себя повести, если учительница требует, чтобы малыш ябедничал на своих товарищей, медсестра хочет сделать прививку, когда он не вполне здоров. Подумайте, что делать, если дежурный учитель пытается отправить ребенка домой за забытой сменной обувью, если во время урока его хотят выставить за дверь (и то, и другое категорически запрещено).
Если малыш неловок, научите его играть в подвижные игры, кататься на роликах и велосипеде.
Старайтесь, чтобы ребенок не выглядел нелепо. Конечно, не стоит покупать одежду для школы в дорогом бутике, но не так трудно добиться, чтобы ребенок был одет аккуратно, по возрасту и со вкусом, чтобы ботинки были начищены, а пуговицы пришиты. Научите первоклассника, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, быстро переодеваться в спортивную форму, аккуратно есть, держать в порядке свое рабочее место, быстро и аккуратно собирать портфель, иначе он станет постоянным объектом насмешек одноклассников.
Итак, закончился первый день новой жизни вашего малыша. Впереди – годы учебы, открытий и рутинной работы, падений и взлетов. Но первый класс, с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша навсегда. В нашей власти сделать так, чтобы эти воспоминания были лишь светлыми и радостными.