Старушка, критически настроенная ко всем и всему и в некотором смысле сварливая. Однако именно она “помогла” моей дочери научиться хорошо петь.
Бабуля Галя, как обычно, сидела у подъезда на лавочке и, как обычно, ждала свою “жертву”.
На сей раз ею стала я.
- А наш Женечка поет в хоре. Вы знаете, как он поет? – восторженно без предисловий атаковала она меня.
- Ну и как же?
- Замечательно. А вашу Любочку очень жаль, она все песни на одной ноте поет, как в трубу бухает. Ее ни в какой хор не примут, – сочувственно сказала старушка. – Да, да. У нее совсем нет музыкального слуха.
- Видно, в меня пошла, – ответила я и обиделась…
Немножко подумав, я поняла, что просто обижаться недостаточно, и решила завтра же штурмовать хоровые кружки.
Оказывается, не я одна привела на хор ребенка, как мне казалось, без слуха. Таких много. И самое интересное, что практически никому не отказывают в зачислении. Конечно, существует прослушивание, ребенка просят определить верхнюю и нижнюю ноту, прохлопать определенный ритм и тому подобное. Если у малыша не все выходит, ему помогут.
Для меня стало открытием, что слух можно развить. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. В хоре дети, прежде всего, учатся слушать: себя, соседа, ноты. Одни детки уже через два месяца поют соловушками, другие целый год распеваются, пока перестанут фальшивить – все зависит от способностей конкретного ребенка.
Младшие
С малышами занятия проводят иначе, чем в старших группах. Оксана Ткаченко, руководитель Киевского детского хора академического пения “Веснянка”, говорит, что работать с трехлетками очень интересно. Они такие эмоциональные, и очень старательные. Первые занятия для крошек – исключительно игровые. Даже во время распевки они крякают, мяукают, мычат, хрюкают...
Дети не могут длительное время оставаться неподвижными, поэтому большую часть урока юные певцы двигаются, что-то изображают. Музыкальные игры к каждому новому занятию специально придумывает хормейстер. Например, нужно изобразить цветок: как он растет, развивается, а потом вянет. Это и игра, и хорошее дыхательное упражнение: дети набирают полные легкие воздуха и постепенно его выпускают, показывая, как цветок вянет. Это очень важно для формирования правильного дыхания при пении.
Каждый малыш приносит с собой на репетицию любимую игрушку. Плюшевые собачки, медвежата, куклы – внимательные слушатели, ради которых их хозяева очень стараются спеть как можно лучше.
Не последнюю роль в успехах детей играет их отношение к руководителю. Маленькая Лена так полюбила хормейстера, что с открытым ртом внимала каждому ее слову и старалась правильно все повторять.
Хотя трехлетки с удовольствием поют детские песенки, долго задерживаться на одном произведении им скучно. Поэтому, педагоги стараются быстрее перейти к разучиванию нового, при этом не забывая повторять пройденное.
Старшие
Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно интонировать, чем трех-четырехлетнему малышу, но вполне возможно, было бы желание и терпение.
В старших группах занятия насыщеннее, репертуар сложнее. На смену одноголосым детским песенкам приходят сложные классические произведения, например, Моцарта, Люлли. На разучивание одного произведения уходит много времени. И хотя шестнадцатилетние тоже не любят “засиживаться”, ради качественного звучания приходится стараться.
Застенчивые дети и непоседы
Если малыш по природе своей стеснительный, боится слово сказать при посторонних, то хоровая школа поможет ему обрести уверенность в себе. На занятиях дети строят друг другу рожицы (своеобразная лицевая гимнастика), тем самым учась выражать свои эмоции. А выступая на концертах, они постепенно преодолевают свой страх перед сценой и большим количеством людей.
Другое дело – непоседливые, шустрые ребятишки. Им тяжело усидеть на одном месте, куда интереснее побегать вокруг рояля. В основном – это малыши, которые еще не, знают, зачем родители их сюда привели. Со временем они усвоят правила поведения на занятиях, перестанут кричать в самый неподходящий момент и научатся хорошо себя вести на репетициях и концертах.
В детский садик маленький Ваня никогда не ходил, а сидел дома с бабушкой. Когда его впервые привели на репетицию, он кричал и бегал по всему залу. Преподаватель подозвала мальчика и спросила: “А ты можешь гудеть как паровоз?” Ваня радостно продемонстрировал всю силу своих голосовых данных.
Ему так понравилась игра, что после этого он “озвучил” не только паровоз, но и прочую известную ему технику.
Исправление дефектов речи
Оказывается, пением лечат заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом избавляется от своего недуга. Таким же образом хор помогает детям, которые не выговаривают некоторые звуки. Помню одну свою знакомую, у которой сын, как собственно и многие дети его возраста, не выговаривал звук “р” и шипящие. Ребенок буквально две недели походил на хор, и стал чудесно “рычать” и “шипеть”, на радость маме.
Выбирая хоровой кружок для своего ребенка, обратите внимание на следующее:
• в хор принимают малышей с трех – четырех лет, но при большом желании не откажут и десятилетнему;
• пообщайтесь с руководителем хора, от него во многом зависит, понравится ли ребенку заниматься пением;
• обратите внимание на атмосферу в группе, умеет ли педагог увлечь детей музыкальной игрой;
• посетите одно занятие, присмотритесь, не повышает ли хормейстер на детей голос;
• узнайте репертуар хора.
Статья получена: www.Mamochka.kz