Проблемы
Основная заметная проблема мобильной фотографии — возможность незаметной съемки. К мобильникам все привыкли, а вот блуждающего по меню телефона от снимающего встроенной в телефон фотокамерой отличить довольно сложно. Особенно если снимающий приложит определенные усилия для того, чтобы выглядеть естественно. Съемка на улице — небольшая проблема, хотя при определенных ситуациях и такие фотографии могут стать средством шантажа. Другое дело — возможность съемки, например, в раздевалках спортивных центров.
Этот факт заставил некоторые крупные спортивные центры США ограничить пользование сотовыми телефонами на своей территории. В некоторых странах мобильники с фотокамерами просто запрещены. Например, такой запрет ввела Саудовская Аравия. Но мобильные телефоны со встроенными фотокамерами и там находят своих покупателей. Видимо, переместившись в разряд нелегального товара.
Борьба с публичной съемкой осуществляется, как уже было сказано, ограничением использования телефонов в различных местах. Достаточно действенным также выглядит принудительное включение громкого звука «срабатывания затвора» при съемке мобильным телефоном. Наверное, если все телефоны будут оснащены такой функцией, не всегда приятной даже при вполне обычной съемке, проблема незаметной съемки может исчезнуть сама собой.
Но помимо чисто этических проблем, с которыми более-менее успешно борются, есть область, где поджидают неприятности другого рода — промышленный шпионаж. На некоторых предприятиях уже сейчас введен запрет или ограничение на использование мобильников с камерами. Например, это предприятия Samsung, Volkswagen, Siemens, заводы автомобильной фирмы Volvo, которые хотят сохранить свои секреты от посторонних. Видимо, со временем таких мест станет все больше, поскольку, несмотря на низкое качество, снимок мобильником вполне способен воспроизвести какую-нибудь секретную разработку.
Конечно, если говорить о решении мобильных проблем, то однозначного ответа здесь нет и быть не может. В конечном счете, все зависит от людей, их воспитания и отношения к тем, кто их окружает. Можно принудительно включать звук срабатывания затвора, но «народные умельцы» вполне могут с этим справиться. Можно запрещать ввозить сотовые телефоны в страну, но это лишь поднимет цену на них у нелегальных продавцов. Можно ввести уголовное наказание за съемку без предупреждения, но и это не остановит особо злостных правонарушителей.
Однако хватит о грустном. Ведь в мобильной фотографии гораздо больше положительных черт, чем возможных проблем от ее широкого распространения.
Преимущества
Главное преимущество мобильной фотографии перед обычной цифровой заключается в том, что сотовый телефон, с одной стороны, позволяет своему владельцу мгновенно ознакомить со своей фотографией всех желающих, с другой — в том, что процесс съемки мобильником никем не воспринимается как что-то серьезное. Посмотрите в домашние фотоальбомы — съемка «настоящим» фотоаппаратом очень часто вызывает у тех, кто будет изображен в кадре, желание принять неестественные позы и довольно типично улыбнуться. Такие фотографии, как правило, скучны. Их ценность только в документальности зафиксированного факта. Мобильник же не вызывает эффекта скованности. Его не воспринимают как «настоящий» инструмент для съемок. У меня были случаи, когда после наведения на человека цифровика снимаемый «застывал», и только настоятельная просьба забыть о том, что на него смотрит объектив, позволяла сделать если не высокохудожественный, то, по крайней мере, интересный кадр, где человек живет, а не позирует. Мобильник же — это источник динамичных, выразительных и неожиданных кадров.
Снимающие и объекты съемки часто воспринимают процесс фотографирования как что-то похожее на игру. Основатель Всемирного общества мобилографов Дмитрий Резван говорит, что внутренняя раскрепощенность людей, которые снимают мобильником, позволяет даже непрофессионалам получать лучшие кадры, чем при съемках обычным фотоаппаратом. Надо ли говорить о том, что мобилография — достаточно мощное средство общения людей из всех уголков нашей планеты? Ведь язык фотографии понятен всем, поэтому мобилография может стать весьма популярным искусством, которое очень точно соответствует идеям компьютеризации, «мобилизации» и технической эволюции нашего общества.
Сравнительно недавно я испытал воздействие мобилографии на себе, которое продолжается до сих пор. Раньше, когда в поле моего зрения попадало что-нибудь интересное, первая мысль возникала о фотоаппарате. А после того, как попробовал мобилографию, первым делом рука инстинктивно тянется к мобильнику, и уж потом появляется идея использовать цифровой фотоаппарат. Поэтому если вы еще не коснулись мобилографии, очень советую попробовать. Возможно, это — как раз то, чего вам не хватало для полного счастья.