Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Компьютеры » Ноутбуки, КПК и телефоны » J’ on & Partner : "Россияне могут не увидеть iPhone!"

 

J’ on & Partner : "Россияне могут не увидеть iPhone!"

 

 

Сергей Савин – ведущий аналитик известной консалтинговой компании J’son & Partners, а по совместительству, человек с острым умом, "неизбитым" взглядом и отзывчивой душой – одним словом, настоящий профессионал своего дела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он с радостью согласился ответить на наши многочисленные вопросы. Так что, представляем на ваш суд интервью с известным аналитиком, где без каких-либо ограничений (типа «это не для массовой аудитории») затрагиваются самые интересные и «горячие» тенденции мобильной отрасли, а также раскрываются многие кулуарные секреты. Внимайте!

– Согласны ли вы с мнением, что российский рынок сотовой связи постепенно близится к насыщению?

загрузка...

 

 

– Да, безусловно, это так. Мы видим существенное замедление прироста абонентской базы у операторов сотовой связи, и, как следствие, спад продаж мобильных телефонов (если в 2005 году, по оценке J&P, было продано 33,5 млн штук мобильных телефонов, то в 2006 – всего 31,6 млн).

– Насколько ситуация с относительным снижением темпов подключения новых абонентов коррелирует с развитием рынка мобильных телефонов?

– На мой взгляд, продажи телефонов довольно-таки сильно привязаны к ситуации на рынке сотовой связи. В период бурного роста абонентской базы, когда большинство покупателей только приобщались к сотовой связи, покупка сим-карты всегда сопровождалась покупкой мобильного телефона. Когда прирост новых абонентов существенно замедлился (так как большинство людей, заинтересованных в данных услугах, уже приобщились к ним), то замедлились и продажи телефонов. На текущий момент продажи телефонов формируются из двух частей: первая (большая часть) – это продажа мобильного телефона уже существующему абоненту, вторая – продажа мобильного телефона новому абоненту (тут важно учитывать, что дополнительным сдерживающим фактором является наличие вторичного рынка).

– По данным экспертов, продажи на российском рынке мобильных телефонов все больше смещаются в сторону дорогих моделей. Согласны ли вы с этим утверждением?

– Да, я согласен с данной тенденцией. Явным свидетельством тому служит увеличение средней розничной цены телефона. Если в 2005 году она составила 165 долларов (примерно 4800 рублей), то в 2007 году она выросла до уровня 220 долларов (примерно 5500 рублей).

Сергей

Сергей Савин, ведущий аналитик известной консалтинговой компании J’son & Partners

– Что может измениться на рынке с точки зрения потребителя? В частности, каковы будут потребительские предпочтения по сегментам товаров, то есть какие группы товаров будут продаваться лучше/хуже?

– Я считаю, что потребители в основном будут менять свои телефоны, причем новые телефоны скорее всего будут несколько дороже и значительно функциональнее, чем старые. Наиболее растущими сегментами, по нашей оценке, станут сектор смартфонов, и, особенно, коммуникаторов (КПК с модулем сотовой связи по управлением ОС Windows), также хорошие перспективы у других мобильных устройств «узкой» специализации – «музофоны» и женский сегмент телефонов. Продолжат сокращаться продажи телефонов, относящихся к низшему ценовому сегменту, но тем не менее данный сектор все еще остается достаточно массовым.

– Будет ли у народа в будущем больше денег и будет ли он, этот народ, покупать больше техники, или, другими словами, как будет расти рынок, какими темпами?

– На текущий момент экономическая ситуация складывается довольно благополучно для нашей страны, что позволяет наедяться на то, что рост благополучия граждан продолжится. Учитывая западный опыт и существующие тенденции, можно уверенно предполагать, что потребление товаров в России будет расти, в том числе и в секторе электроники. Если отойти от рынка мобильных телефонов, то, например, рынок ноутбуков растет в последние годы уверенными темпами – как в штучных продажах (ежегодно рынок вырастает более, чем на 2/3), так и в соотношении в общем объеме проданных ПК (по последней оценке доля ноутбуков в продажах ПК составила 25% в России, на Западе данный показатель составляет 40–50%). Уверенными темпами растут продажи плазменных и ЖК-телевизоров и многие другие сегменты рынка электроники.

– Насколько будет меняться соотношение каналов продаж (рынки электроники, сетевые компании, независимые магазины), какова будет расстановка сил среди ритейлеров (федеральные игроки и региональные сети), как она будет меняться в ближайшее время (если будет, конечно), как будут расти продажи крупнейших ритейлеров (в разах, процентах, деньгах)?

– Наверное, прямо сейчас не стоит ожидать существенных изменений в структуре рынка по каналам продаж – крупные федеральные сети как минимум сохранят свои доли, возможно, смогут и увеличить их (по нашей оценке на крупнейших розничных ритейлеров мобильных телефонов приходится около 70% продаж мобильных телефонов). Небольшие локальные сети скорее всего либо примкнут к какой-нибудь франчайзинговой программе, либо продадут бизнес. Хорошие перспективы у федеральных сетей, торгующих бытовой электроникой. На мой взгляд, возможно, что скоро на рынке произойдет несколько крупных сделок по слиянию или перепродаже компаний.

– Какими городами/регионами будут прирастать крупнейшие сети, динамика расширения их географии?

По оценке нашей компании, единственный регион, где еще недостаточно представлены крупнейшие федеральные сети, – это Дальний Восток, также неплохие перспективы у южных регионов России.

– Смогут ли региональные сети противостоять национальным, и если – да, то за счет чего, какие региональные сети все же уйдут с рынка, какие останутся?

– На этот вопрос частично ответил выше. На мой взгляд, данный сегмент скорее всего будет сокращаться, хотя есть и примеры удачно функционирующих компаний в пределах довольно узкого географического покрытия.

– Куда вообще «движутся» салоны связи в России и в мире? Какой формат, на ваш взгляд, будет наиболее востребован в ближайшие годы?

– Салоны двигаются в сторону «повышения эффективности». Сам по себе формат сотовых салонов является достаточно уникальным – это торговые точки небольшой площади с высокой арендной платой – поэтому в условиях сокращения продаж мобильных телефонов и контрактов все неэффективные точки будут закрываться. Кроме того, сотовые ритейлеры активно развивают новые форматы, а переход к более широкому ассортименту цифровой техники в свою очередь требует больших торговых площадей и иных технологий продаж – все это подтолкнуло ряд компаний к выходу в новый формат – это «центры мобильной электроники», отличающиеся большим размером полезной площади, иным месторасположением и оформлением, в сочетании с более широким ассортиментом товаров и услуг. Если говорить про востребованность, то довольно сложно как-то «отранжировать» форматы – для владельцев компаний действуют одни критерии, для покупателей – другие.

– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние и развитие российского рынка VAS (голосовые развлекательные услуги)? Очевидно, что прогнозы аналитиков относительно бурного развития сегмента мобильного контента в нашей стране не оправдались. Как он будет развиваться в ближайшие годы на ваш взгляд?

– На мой взгляд, рынок развивается. Доля от VAS в общей струткуре доходов составляет около 11%, и скорее всего существенного изменения в данном соотношении в 2007 году не произойдет, но тут важно учитывать, что рост доходов сотовых операторов продолжится, поэтому в абсолютных значениях доход от VAS вырастет. Я бы не стал сводить весь VAS исключительно к услугам по предоставлению мобильного контента, так как активно развивается сегмент мобильного Интернета и сектор интерактивных контент-услуг.

– Как вообще операторам поднять ARPU (уровень доходности одного абонента)? Многие сети связи сегодня предлагают продажу мобильного контента и еще целый ряд сервисов, который раньше реализовывали только операторы. Как будет развиваться эта тенденция в ближайшие годы?

– Я думаю, что операторы продолжат «чистку» своей абонентской базы от так называемых «мертвых душ». Возможно, это приведет к отрицательным показателям по приросту абонентской базы, но таким образом операторы повысят свои финансовые показатели, в том числе и ARPU. Однако это технический метод. Если говорить о возможных дополнительных сервисах – безусловно, все операторы продолжат работу в данной области, но это, скорее всего, будут какие-то узкосегментированные предложения. К сожалению, разговоры о killer-application, появление которого способно «взорвать» рынок, как-то подутихли в последнее время. Мне кажется, что операторы будут активно развивать сегмент «мобильного Интернета» (хороший пример – компания «Билайн» предлагает своим абонентам коммуникатор OGO, оснащенный веб-браузером и инстант-мессежером), также, возможно, продолжат свое развитие LBS-сервисы, сочетающиев себе возможности сотовых сетей и GPS.

– В последние время со стороны специальных контролирующих органов резко возросла активность в отношении ввоза телефонных трубок. По данным таможенной службы до 20% продаваемых в России трубок – серые. Как вы можете охарактеризовать рынок «серого» импорта в России?

– Я бы согласился с оценкой нашей таможни, если это цифра за 2006 год в целом. Нашему государству удалось навести относительный порядок в данной области. Но, на мой взгляд, говорить о том, что «серые» и «черные» телефоны пропадут с рынка, я бы не стал, по крайней мере до тех пор, пока существует разница между ценой телефона у нас и за рубежом и сроках появления новинок, из-за чего всегда будут желающие на этом заработать. Есть и сегмент «экзотики» – то, что к нам официально не поставляется.

– Насколько сегодня качество сотовой связи в России отличается от европейского?

– Очень сложно судить, так как я мало пользовался услугами иностранных операторов. Но думаю, что речь идет о примерно одинаковом уровне развития, причем я бы отметил, что нашим операторам приходится решать куда более сложные задачи, поскольку площадь нашей страны очень большая и везде надо обеспечить приемлемый уровень связи. В принципе, я и коллеги не раз наблюдали такую картину, когда в зависимости от регионов наблюдается разница в качестве услуг, предоставляемых различными операторами.

– Что потребуется для модернизации GSM-сетей в сеть 3G? В какую сумму она обойдется?

– Фактически для модернизации сети GSM (2G и 2,5G, ну и иногда 2,75G) до сети стандарта 3G необходимо полностью модернизировать сеть, то есть, по сути, отстроить ее заново, за исключением объектов инфраструктуры. Объем инвестиций в подобный проект легко может достигнуть отметки в 1 млрд долларов.

– Реально ли покрыть сотовой сетью все населенные пункты России? Стоит ли такая задача хотя бы в теории?

– Количество «белых» пятен не покрытых сотовой связью неуклонно сокращается, но, думаю, говорить о том, что в ближайшее время сотовая связь покроет все населенные пункты в России – преждевременно. Сотовые операторы являются коммерческими организациями и поэтому при развертывании сетей они исходят именно из экономической целесообразности, а с этой точки зрения, небольшие населенные пункты в экономически слаборазвитых регионах не отвечают данным критериям. Но технологии не стоят на месте, так что не будем терять надежды.

– Относительно недавно был анонсирован и, соответственно, вышел на рынок долгожданный iPhone. Есть ли перспективы у этого устройства?

– Я думаю, что компания Apple приняла грамотное решение, когда решила выйти на рынок мобильных телефонов с устройством, относящимся к классу коммуникаторов. На мой взгляд, коммуникатор с максимально дружелюбным к пользователю интерфейсом имеет все шансы на успех. Но перспективы продукта все-таки сомнительны, поскольку он не являет собой ничего инновационного, а значит, и ничем не выделяется среди своих конкурентов.

– А когда на российском рынке может появиться это «чудо»?

– Как только iPhone появился в США, он практически сразу стал доступен и российским пользователям – правда, нелегально (это в продолжении темы «серого» рынка). А вот в качестве официального продукта россияне его увидят явно не скоро. Впрочем, могут и не увидеть совсем.

– Сергей, большое спасибо за интересные и исчерпывающие ответы на наши вопросы. Напоследок – ваше пожелание читателям?

– Стабильной связи, низких тарифов и хороших телефонов!


Автор: Артур Инджиев, Mobime.ru

Статья получена: Мобильный путеводитель
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "J’ on & Partner : "Россияне могут не увидеть iPhone!"":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Россияне получат не ту Toyota Camry

Российские покупатели, которые дождутся открытия завода Toyota Motor Corporation в Петербурге и купят Camry российского производства, получат не совсем ту машину, к которой мы уже привыкли. Завод, строительство которого идет в промзоне Шушары на окраине Петербурга, будет введен в строй во второй половине 2007 года – а уже в наступившем году на рынок выйдет новое поколение Camry. Как известно, мощности завода составят до 50.

» Японские автомобили - 4843 - читать


Пошлины на иномарки могут опять вырасти!

• Пошлины на иномарки могут опять вырасти! Пошлины на автомобили иностранного производства в России вновь могут вырасти! По крайней мере, чиновники из Минэкономразвития не исключают принятия в скором времени такого постановления.

» Корейские автомобили - 2303 - читать


Мечта российского консула увидеть сумоистов-россиян осуществилась

В этом году осуществились две заветные мечты российского генерального консула в Осаке Олега Иванова. Спустя тридцать лет после того, как он впервые с восхищением наблюдал за соревнованием борцов сумо на улицах Токио, ныне 52-летний дипломат написал и опубликовал книгу, знакомящую российских читателей с историей этого вида спорта, с его традицией и недавним прошлым. Его вторая мечта осуществилась тогда, когда на ринг сумо впервые вышли российские борцы, имеющие разряд "сэкит ...

» Спортивные школы - 2262 - читать


«Окна» не для всех. Россияне увидят Windows Vista только в следующем году

Вчера Microsoft объявила о выпуске 30 ноября новой операционной системы (ОС) Windows Vista. Российская версия задержится на два месяца, поэтому Microsoft обещает российским пользователям скидки на обновления. По данным J’son &

» Маркетинг - 1893 - читать


Не более 10% россиян могут позволить себе ипотеку

Ипотека стала одним из самых известных банковских продуктов: о ее возможностях, по данным опросов, в курсе 80% россиян. Правда, здесь все как в случае со снежным человеком: все знают, но почти никто не видел. И не потому, что банки сильно зажимают заемщиков процентами: наоборот, ипотечные программы становятся все доступнее.

» Ипотека - 4432 - читать



Статья на тему Компьютеры » Ноутбуки, КПК и телефоны » J’ on & Partner : "Россияне могут не увидеть iPhone!"

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru