Компания Nokia – безоговорочный лидер рынка мобильных устройств, чьи решения очень часто задают направление дальнейшего развития индустрии.
Вместе с тем компания ударно провела заключительный отрезок времени, выпустив перед сезоном новогодней лихорадки сразу несколько сильных решений. Их появление вносит коррективы в модельный ряд Nokia.
Самое главное, многие новинки и их функции (в частности, игровая платформа N-GAGE) дают представление об изменениях, происходящих внутри самой корпорации (постепенное превращение ее в «интернет-компанию»). Пора познакомиться с продуктами поближе.
Модельный ряд компании формируют решения трех подразделений – Multimedia Division (суббренд смартфонов или, как предпочитают называть их в самой компании, мультимедийных компьютеров Nseries), Enterprise Solution (суббренд для корпоративных устройств Eseries) и Mobile Phone Division (все остальные аппараты).
Однако такая стройная на первый взгляд структура при ближайшем рассмотрении выглядит куда сложнее.
Проще всего с Nseries. Устройства данной линейки пользуются стабильным спросом у покупателей, востребованы на рынке. Концепция мультимедийного компьютера позволяет выделить несколько приоритетных направлений – собственно мультимедиа (в частности, просмотр видео), веб-браузинг (не зря в линейке присутствуют интернет-планшеты, построенные на Linux), фотографическая составляющая (топовые камерафоны компании встречаются именно в Nseries). С возрождением в новом качестве платформы N-GAGE активно развивается игровая составляющая в продуктах, особенно – в новинках.
Куда сложнее ситуация внутри Enterprise Solutions. Несмотря на то, что продукты этого подразделения выходили и раньше (например, Nokia 9300/9300i, 9500), с 2005 года оно ассоциируется с Eseries. В данной линейке выходили сильные решения, популярные среди корпоративных пользователей (да и не только среди них). Модель Nokia E61 и ее обновление E61i стали одними из самых успешных QWERTY-устройств на рынке. Младшая, самая доступная модель Eseries, Nokia E50, была востребована по причине отличного сочетания «цена-качество».
Однако были и странные для корпоративной линейки решения. Так, имиджевый слайдер Nokia Е65 шел вразрез с консервативностью предыдущих моделей.
В момент возникновения линейки Eseries декларировался отказ от встроенных камер в угоду соображениям безопасности. Но последними такими аппаратами оказались Nokia Е61/E61i. Зато появился Е90 с отличной 3,2-мегапиксельной камерой. Возможности, присущие продуктам Eseries (например, Wi-Fi, средства VoIP) плавно перетекают в устройства Nseries. Тогда как функциональность корпоративных решений в некоторых случаях урезается (офисный пакет в новых продуктах лишен изначальной возможности редактирования документов, лишь за отдельную плату).
Тем не менее, Eseries активно развивается, появляются новые продукты. Причем они становятся популярны не только среди бизнес-пользователей. Так как предлагают владельцам сравнимую с «мультимедийными компьютерами» функциональность, за вычетом не востребованных многими функций, удорожающих аппараты.
Mobile Phone Divizion отличается наибольшим количеством и разнообразием продуктов.
Представлены модели всевозможных ценовых диапазонов, от бюджетных до премиум-сегмента. Кроме того, различны и возможности устройств, а также их платформы.
Как известно, компания Nokia провозгласила принцип постепенного замещения телефонов в верхнем ценовом сегменте смартфонами. Соответственно, под привычными цифровыми обозначениями (в отличие от цифробуквенной классификации Eseries и Nseries) могут скрываться как обычные телефоны на платформе S40, так и смартфоны на S60. появившиеся с некоторых пор в обозначении аппаратов слова-маркеры (Navigator, Classic, Slide, Sport) также могут обозначать как смартфоны, так и обычные телефоны (сравним Nokia 6120 Classic на Symbian и Nokia 6500 Classic).
Таким образом, объединение моделей в рамках одной линейки происходит не по соответствию платформ (S40, S60), а по наличию той или иной составляющей. Яркий пример – музыкальная линейка XpressMusic. Сюда входят и телефоны, и смартфоны.
Ключевая функция всех аппаратов линейки – конечно же, воспроизведение музыки. Качество, удобство использования достигается как программными, так и аппаратными решениями (например, клавиши для быстрого доступа/управления аудиоплеером).
Теперь стоит подробнее остановиться на текущем модельном ряде компании.
Все аппараты Mobile Phone Division можно разделить на несколько основных серий, по первой цифре обозначения. Это устоявшаяся классификация компании, существующая более 10 лет. В рамках каждой серии аппараты позиционируются, как правило, сходным образом и принадлежат примерно к одной ценовой категории.
Так, модели 1000-ной серии – самые дешевые аппараты компании. На их долю приходится большая часть продаж (можно вспомнить самый массовый телефон в истории – Nokia 1100). Эти телефоны отличаются минимальным набором функций, являются простыми телефонами для звонков. Самыми свежими в линейке являются модели Nokia 1200/1208, 1650.
Впрочем, некоторые аппараты могут похвастать нехарактерными для сверхдешевых телефонов возможностями, например, цветным экраном и 4 Мб памяти в Nokia 1208.
Представители 2000-ной серии также являются бюджетниками, но с рядом современных функций, более приятным внешним видом. Это модели Nokia 2626, 2630, 2760. так, Nokia 2630 оснащена цветным экраном, FM-радио, VGA-камерой, поддержкой MP3-рингтонов, связкой GPRS и EDGE и даже Bluetooth! Правда, и стоят такие модели чуть дороже.
В 3000-ной серии всегда были представлены молодежные аппараты. Сегодня акцент в ряду молодежных решений смещается в сторону 5000-ной линейки. В 3000-ной же серии представлены классические телефоны на платформе S40, оптимальные сейчас по соотношению «цена-качество». Это Nokia 3109 и 3110 Classic, 3500. При стоимости в 6-7 тыс. руб. они предлагают пользователю полный набор современных функций: МР3-плеер, Bluetooth, GPRS (EDGE в некоторых случаях), расширяемую за счет карт microSD память, традиционно качественное для Nokia FM-радио, в большинстве случаев – камеру (1,3-2 мегапикселя). Минимальная стоимость обеспечивается урезанием ряда функций (чаще всего – экран, обладающий низким разрешением 128х160 пикселей).
Не сомневаюсь, что, если бы в продуктовой линейке компании не было столь явной экспансии смартфонов, такие аппараты вполне могли бы оказаться среди бизнес-телефонов 6000-ной серии.
4000-ной серии у компании нет, как нет и моделей Е4х, N4х.
5000-ная серия сегодня – это различные молодежные музыкальные решения. Подавляющее большинство принадлежит к линейке XpressMusic, есть и более дешевые решения с урезанной функциональностью (Nokia 5200), выполненные в том же стиле, но к XpressMusic не относящиеся.
Наряду с телефонами на платформе S40, имеются и смартфоны (Nokia 5700). Линейка будет активно развиваться дальше, догоняя Walkman. Чему пример – недавний выход моделей Nokia 5310 и 5610 (о них – чуть позже).
6000-ная серия – основная для Mobile Phone Division, бизнес-линейка, определявшая лицо компании и ее положение на рынке. На базе этих телефонов формировался почти весь модельный ряд – либо менялся дизайн, и получалось имиджевое решение, либо обрубались функции для бюджетных решений.
Сегодня в рамках данной линейки перемешаны обычные телефоны на S40 и смартфоны на S60, разнообразно их позиционирование, стоимость.
Можно вспомнить смартфоны Nokia 6110 Navigator, 6120 Classic, 6290. А также телефоны Nokia 6085/6086, 6267, 6300, 6555, модели 6500 Classic и Slide, на основе которых формируется и будет формироваться модельный ряд компании.
Имиджевая 7000-ная серия представлена сегодня моделями 7500 Prism и 7900 Prism. Используется уже отработанный ход – к общей функциональности моделей 6000-серии (в данном случае 6500) добавляется новый броский дизайн, и аппараты готовы.
Еще более строго к дизайну подходят при разработке моделей 8000-ной серии. Материалы корпуса, их сочетание, внешний вид играют едва ли не большую роль, чем даже функциональность. Неудивительно, ведь это наиболее дорогостоящие из массовых продуктов компании, премиальные телефоны. Сегодня здесь можно встретить неувядающий хит, особенно для российских реалий, - Nokia 8800. А также его многочисленные реинкарнации – 8800 Sirocco Edition, новинки 8800 Arte и Sapphire Arte, младшую (если можно так выразиться по отношению к продукту, чья стоимость переваливает за 20 тыс. руб.) модель 8600 Luna.
Серия 9000 плавно завершила свое существование, ее наследницей стала модель Е90.
В Eseries, помимо данного коммуникатора, представлены также смартфоны Е50, Е61i, Е65, новинка Е51.
Nseries куда более многочисленна и включает в себя устройства на любой вкус: N72, N73, N75 (США), N76, N77, N91 8 Gb, N93i, N95, интернет-планшет N800 и череду предновогодних новинок – N81/N81 8 Gb, N82, N95 8 Gb, N810.
Вот о них, о новинках, стоит упомянуть более подробно, поскольку именно они будут определять ближайшее будущее компании, причем не только с позиции продаж, но и с точки зрения проводимой компанией политики.
Из десятка представленных в последнее время продуктов интерес вызывают, в первую очередь, музыкальные премьеры, 5310 XpressMusic и 5610 XpressMusic, как, предположительно, самые массовые из новинок (если не брать в счет Е51).
Это логичное развитие линейки XpressMusic. На их примере можно видеть те конкурентные преимущества, которые компания стремится реализовать в своих продуктах. Основными из них являются:
- наличие дополнительных элементов (клавиш в основном) для комфортного управления воспроизведением;
- аппаратное улучшение качества звука за счет звуковых сопроцессоров;
- легкость записи новой музыки, в связи с чем возрастает роль музыкального интернет-магазина Nokia Music Store;
- естественность прослушивания музыки за счет распространенных интерфейсов (Bluetooth с поддержкой стереопрофиля A2DP, 3,5 мм разъем, в худшем случае – 2,5 мм);
- многие другие, не столь явные факторы.
Основанные на базе Nokia 6500 Classic и Slide, обе модели являются представителями последнего поколения телефонов компании. Что обеспечивает все прелести платформы S40 5th Edition Feature Pack 1.
К конкурентам аппаратов можно отнести представителей музыкальных линеек компаний-конкурентов. Однако, например, единственный пока доступный представитель линейки ROKR Motorola Z6 проигрывает им по ряду показателей (отсутствие большого числа клавиш управления плеером, распространенных 3,5 и 2,5 мм аудиоразъемов, радио, аппаратных решений для улучшения воспроизводимого звука). То же можно сказать о представителях Ultra Music Samsung (а также тех моделей, которые не позиционируются компанией в первую очередь как музыкальные).
Многочисленные Walkman’ы схожей стоимости также проигрывают сравнение, но текущий флагман линейки, Sony Ericsson W910i выигрывает за счет других преимуществ.
Если у новинок XpressMusic все же есть конкуренты, то у premium-пары Nokia 8800 Arte/Sapphire Arte таковых просто не оказалось, да и не предвидится. Это новый, качественно, да и с точки зрения WOW-эффекта, более высокий уровень дорогих имиджевых решений.
Не секрет, что постепенно ставшая довольно массовой оригинальная Nokia 8800 несколько обесценилась в глазах целевой аудитории. Хотя, конечно, ситуации с Motorola RAZR V3 не повторилось.
Обновление модели, 8800 Sirocco Edition, задало новую планку среди дорогих массовых продуктов. Правда, следующая premium-модель, Nokia 8600 Luna, не произвела должного эффекта. Быть может, что это не все-таки не 8800. К тому же российская действительность сделала эту младшую по позиционированию в 8000-ной серии модель едва ли не дороже Nokia 8800.
Как бы то ни было, «сапфировые» (вместо кнопки ОК в соответствующей модели – сапфир) и не очень новинки призваны повысить и без того высокий статус аппаратов Nokia 8800. Сохранив преемственность по отношению к дизайну оригинальной модели, новинки прибавили в функциональности, получив больший экран, лучшую камеру и т.д. А также получили новую порцию имиджа, почерпнутую из опыта совсем уж навороченных Vertu – речь о использовании натуральной кожи в Nokia 8800 Sapphire Arte. Хотя тренды современной мобильной индустрии не обошли стороной и эти модели – так, лицевая панель моделей стала такой же маркой, как и множество других глянцевых телефонов.
Весомых конкурентов у новинок нет, поскольку все остальные примеры массовых luxury-продуктов (вызолоченный Motorola RAZR2 и проч.) не обладают таким большим зарядом имиджа.
Единственная новинка Eseries, Nokia Е51, интересна уже потому, что это один из самых доступных аппаратов с Wi-Fi. Помимо этого, модель подкупает небольшими габаритами, в духе других Symbian-смартфонов 6120 Classic и Е50. В качестве замены последнего аппарат и появляется на рынке. Eseries с появлением данного смартфона могут получить еще одно сильное предложение для рынка. Правда, сейчас стоимость аппарата (13 тыс. руб.) не слишком оптимальна, поскольку для многих пользователей это тот же Nokia 6120 Classic (если они вообще могут разделять рынок смартфонов от обычных телефонов, в противном случае вопрос о покупке такого обыденного – привычный экран, заурядные камера и музыкальные способности - с позиции обычных телефонов аппарата может стоять лишь при симпатии к дизайну) с добавлением одной-единственной опции (Wi-Fi). что не оправдывает разницы в стоимости в 1,5 раза.
При более низкой стоимости (что наверняка произойдет после Нового года) эта модель действительно сможет стать успешной, так как запас имеющихся функций велик.
Наконец, премьеры Nseries, на которые по традиции отводится львиная доля рекламных бюджетов. Уже сейчас вовсю крутят ролики Nokia N81. Что неудивительно, поскольку данная модель должна выступить в поддержку обновленной платформы N-GAGE – теперь не просто конкретных аппаратов, заточенных под развлечения, но целого игрового сервиса.
Общая функциональность модели также высока, это добротный мультимедийный продукт с отличной музыкальной составляющей, подкрепленной интересными находками в области навигации (сенсорные элементы управления), качественным экраном, рядом других возможностей, пришедших из Nokia N95 (GPS, например). Более слабая по сравнению с последней камера (всего 2 мегапикселя) – сознательное ухудшение характеристик во избежание внутренней конкуренции, о существенном удешевлении речи не идет.
Версия модели Nokia N81 8 Gb, как и обновление флагмана Nseries Nokia N95 8 Gb, демонстрируют отказ компании от жестких дисков (N91/N91 8 Gb) в пользу более практичной флеш-памяти. В отличие от анонсированной вместе с оригинальной версией N81 8 Gb, Nokia N95 8 Gb появляется на рынке позже N95. По существу, явных преимуществ, кроме 8 Gb нерасширяемой памяти, нет (лишь увеличена диагональ экрана), есть лишь несколько программных новшеств.
Еще одно сильное мультимедийное решение – камерафон Nokia N82 с модулем на 5 мегапикселей и полным набором характеристик (GPS, Wi-Fi, поддержка 3G, 2,4” экран и проч.). Наконец, совершенно незаметным на фоне таких массовых мультимедийных решений стало появление новой версии интернет-планшетов на Linux от Nokia – N810 (вслед за N800 и его предшественником). Оно также обладает улучшенными характеристиками вроде GPS, QWERTY-клавиатуры.
Однако главное – не в этом. Nokia N810, как и все прочие новинки Nseries (да и не только они), являются индикатором меняющейся стратегии компании на рынке мобильных устройств. Все эти решения направлены на все более тесную интеграцию с рядом сетевых сервисов – игрового N-GAGE, музыкального Nokia Music Store, картографического Nokia Maps, объединенных под общей торговой маркой OVI.
Дальнейшее развитие этих сервисов показывает постепенное превращение Nokia из производителя мобильных устройств в сетевую компанию, во всяком случае, увеличение доли доходов от деятельности интернет-сервисов.
Таким образом, нас ждет еще много сюрпризов со стороны финского гиганта. Которыми компания порадует пользователей, возможно, уже в следующем году.
© Евгений Русланов, MobiSet.ru
Дата публикации статьи - 28 ноября 2007 г.
Есть что сказать? Пишите автору... (info@mobiset.ru)
Статья получена: Mobiset.Ru