По его словам, поправки будут внесены в ст. 2, которая дает определение операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (существенных операторов).
Такие операторы на сегодняшний день должны вести раздельный учет своих доходов и расходов, а их тарифы на присоединение и пропуск трафика (межоператорские взаиморасчеты) регулируются государством (Россвязьнадзором). Кроме того, существенные операторы не имеют права отказывать другим участникам рынка в присоединении к их сети.
Немного терминов. По ст. 2 закона "О связи" оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.
По словам В. Слизеня, де-факто сегодня существенными операторами признаны только крупные операторы фиксированной связи. Впрочем, сотовые операторы давно сравнились с ними по популярности, востребованности и численности абонентской базы. А потому "большую тройку" – МТС, Билайн и МегаФон – можно признать существенными операторами со всеми вытекающими...
Слизень отметил, что раздельный учет доходов и расходов позволяет, в частности, установить себестоимость звонка с мобильного на мобильный или с фиксированного на мобильный телефон. Однако в настоящее время мобильные операторы не ведут такой учет или не обнародуют данные результаты. Если понятие "существенного оператора" будет распространено и на них, это обяжет их делать такую отчетность, в частности, антимонопольная служба сможет понять, если ли основания для повышения стоимости первой минуты разговора (введения платы за соединение).
Как заявил в интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин, в случае принятия поправок к закону "О Связи", которые сделают возможным признание сотовых операторов существенными, произойдет три принципиальных изменения. Во-первых, тарифы сотовых операторов на пропуск трафика станут регулироваться государством. Во вторых, на сотовых операторов будет распространена методика ведения раздельного учета затрат, которую сейчас используют межрегиональные компании (МРК), входящие в крупнейший российский телекоммуникационный холдинг "Связьинвест". И, в-третьих, потребуется изменение нормативной базы, кроме самого закона "О связи" - внесение существенных изменений в подзаконные акты. Например, потребуется менять порядок государственного регулирования тарифов, который в нынешней редакции написан фактически для существенных операторов, являющихся операторами фиксированной связи. Также он не описывает порядка взаиморасчетов между двумя операторами, каждый из которых является существенным.
Для введения раздельной системы учета самим МРК понадобилось несколько лет, подчеркнул Алявдин.
Поэтому в случае, если будет принято решение о внесении данных поправок в закон "О связи", должен быть предусмотрен разумный переходный период для того, чтобы можно было разработать и принять необходимые изменения в подзаконные акты, регулирующие тарифы для существенных операторов, а также для внедрения сотовыми операторы раздельного учета затрат.
Кроме того, МТС хотели бы получить возможность участия в обсуждении и разработке указанных нормативных актов.
Алявдин также сказал, что ответ на вопрос, как повлияет изменение статуса сотового оператора на бизнес компании, можно будет дать только после того, как МТС поймет, какие именно изменения, в том числе в части методики раздельного учета, будут распространяться на сотовых операторов. Например, установленные сейчас тарифы для операторов фиксированной связи на пропуск трафика во многих регионах страны выше, чем установленная Россвязьнадзором составляющая тарифа на завершение вызова на сети подвижной связи.
По мнению генерального директора "ВымпелКома" Александра Изосимова, высказанного им сегодня в ходе интернет-конференции, вмешательство регулятора в деятельность операторов сотовой связи может оказать негативное влияние на инвестиционную привлекательность сотового бизнеса в России.
По его словам, это может, в конечном счете, повлиять и на качество предоставляемых услуг, и на то, сколько будут платить абоненты. "В результате не выиграет никто, - сказал Изосимов. – И мне неизвестен ни один рынок, где бы вмешательство регулятора увеличило инвестиционную привлекательность компаний".
Отвечая на вопрос о том, как признание "ВымпелКома" существенным оператором может повлиять на рентабельность компании, Изосимов сказал, что пока что вообще непонятно, как именно будет действовать закон – например, будет ли "ВымпелКом" признан существенным оператором по всей России или только на уровне регионов. "Мы пока еще не понимаем значения грядущих изменений, но это шаг в неправильном направлении, он приведет не к прозрачной и жесткой конкуренции, а дополнительному хаосу и неэффективной работе индустрии связи, - сказа гендиректор "ВымпелКома". – Я против самой концепции излишнего регулирования и вмешательства".
По мнению Изосимова, нет оснований регулировать деятельность сотовых операторов, так как рынок растет, цены снижаются, а конкуренция вынуждает сотовых операторов устанавливать одни из самых низких цен в мире. "Тем более что наш регуляторный механизм еще не вышел на тот уровень зрелости, чтобы регулировать и сотовых операторов", - считает гендиректор "ВымпелКома".
В конечно счете, как подчеркнул Изосимов, решение будет за Госдумой, но оператор готов пытаться убедить законодателей в своей позиции.
Автор: Ольга Шагалова, Mobime.ru
Статья получена: Мобильный путеводитель