В последнее время консерватизм считается качеством скорее отрицательным, чем положительным. Но именно благодаря ему производители фарфора по годовому обороту догоняют ведущие автомобильные концерны. Рецепт такого ошеломляющего результата таков: все делать так, как двести лет назад. Но, что интересно, фарфоровые сервизы, статуэтки, вазы появляются в домах и офисах не только ценителей классики, но и поклонников модерна. Может быть, потому, что они чем-то напоминают детство и привносят в интерьер радостные нотки праздника.
А еще фарфор – символ семьи и уюта. Многие новобрачные получают в подарок сервиз в знак того, что теперь молодые хозяин и хозяйка представляют собой отдельный дом, готовый принимать гостей. Посуда из настоящего фарфора особенно торжественна, она способна превратить даже самый будничный обед в нечто запоминающееся. И все же, «ореол обитания» фарфора в наших домах не ограничивается только кухней и столовой. Самые разнообразные статуэтки с функциональным назначением и без, вазы – миниатюрные, для крохотных букетов, и большие напольные украшают комнату, делают ее более живой, намекают на романтическую натуру домовладельцев. Китчевые вереницы фарфоровых слоников покинули дома и переселились в интерьер ресторанов и клубов, вызывая ностальгию по советским временам.
И хотя создатели предметов интерьера из фарфора остаются верными выверенным веками технологиям, у тонкого, белоснежного материала появляются все новые сферы применения. Так, например, одна из последних тенденций – использование фарфора для изготовления светильников. Другая фарфоровая «фишка» – фонтаны разной величины: одни вполне могут украсить рабочий стол в кабинете дома или в офисе, другим может понадобиться полкомнаты.
Но в каком бы виде фарфор ни присутствовал в вашем доме, главным показателем является не форма или содержание изготовленного из него предмета, а качество. Как обычно, особенно ценится handmade и марка с именем.
Как известно, фарфор – это изобретение Китая. В средние века китайцы были единственными производителями фарфоровой посуды и тщательно хранили секрет ее производства. В 1708 году при дворе саксонского императора Августа фарфор начали изготавливать и европейцы, разработав свою рецептуру. А в 1796 году Джезайя Споуд, основатель компании Spode, подарил миру костяной фарфор, заменив каолин измельченными коровьими костями. Сегодня наиболее качественный фарфор – именно европейский, тогда как слава китайских производителей сошла на нет. Мировое лидерство по праву принадлежит немцам, англичанам и французам. И, тем не менее, даже европейский фарфор все еще называется Fine China (классический на каолине) или Bone China (костяной фарфор).
Если китайцы больше всего ценили фарфоровую посуду с отпечатками пальцев автора, современные европейские производители считают браком даже самое незначительное отклонение от идеальной формы. Ценность фарфора определяют материал, форма и декор. Качество материала (т. е. фарфоровой массы) зависит от содержания каолина (белой глины) и тонкости помола пудры, на которой он был замешан. Высококачественный фарфор имеет теплый, похожий на сливки оттенок. А серо-голубой цвет свидетельствует о более низком качестве. Что касается тонкости помола, она определяется следующим образом: поймайте белой поверхностью посуды солнечный зайчик. Если вы не увидите ни одного дефекта или вкрапления, перед вами действительно элитный фарфор. Кстати, поэтому так редко встречается фарфор, полностью покрытый росписью – достоинства так называемого «белого тела» (белой поверхности) должны быть видны всегда.
Рисунок на фарфоре должен просматриваться изнутри посуды. Существует два способа его нанесения: роспись вручную (мануфактурный фарфор) и деколь (своего рода переводные картинки для фарфора). Для ресторанов и гостиниц принято изготавливать посуду практически без декора – на нее наносятся логотипы и названия заказавших ее заведений. Если вам захочется иметь сервиз с каким-то своим изображением (например собственным вензелем), он будет стоить примерно на треть дороже обычного. Еще одна особенность: крышечка от чайника, сахарницы и т. д. зачастую имеет свою собственную стоимость: если она разобьется, можно заменить только ее.
Имя производителя фарфора говорит не только о качестве посуды, но и о ее стиле и даже в какой-то мере символизме. Имея за плечами богатую историю, «фарфоровые дома» привнесли ее дух и в свои изделия. Поэтому так важно выбрать не просто понравившуюся вазу или сервиз, но и узнать ее легенду.
Villeroy&Boch, Германия. Если верить статистике, в каждой третей европейской семье есть посуда этой марки. Это неудивительно – марка существует уже 250 с лишним лет. Villeroy&Boch – это целый стиль жизни. К фарфоровым сервизам можно подобать столовые приборы, хрусталь и даже мебель. Цена сервиза на 12 персон: $500–1500 в зависимости от толщины фарфора.
Spode, Великобритания. Бело-синий элитный фарфор этой марки – символ британской классики. Созданные Споудом коллекции «Синяя итальянская», «Голубая башня» и «Ива» выпускаются и сегодня. Цена сервиза на 12 персон – до $50 000. Высокая стоимость объясняется в том числе и тем, что деколь наносится на посуду вручную особым способом, напоминающим гравюру.
Wedgwood, Великобритания. За 240 лет существования марки Wedgwood ее заказчиками стали многие королевские дома Европы. Современные кремлевские приемы на высшем уровне не обходятся без сервиза от Wedgwood из 47 000 предметов. Компания выпускает и авангардную посуду. Последняя новинка – набор фарфоровой посуды, в который включена даже миска для кошки. Цена сервиза на 12 персон – до $10 000.
Royal Limoge, Франция. Посуда от Royal Limoge, как любой севрский или лиможский фарфор, отличается ослепительной белизной. Такой цвет она имеет потому, что производится из лиможской белой глины без добавок фосфата кальция. Royal Limoge – это изысканные формы и декор золотом или платиной. Цена столового сервиза на 12 персон – до $12 000, чайного – от $2000.
Но даже если покупка фарфорового сервиза пока не входит в ваши планы, есть вещи, в которых необходимо разбираться. К ним относится и фарфор – спутник торжеств и просто милых семейных обедов. Приятно блеснуть эрудицией, по достоинству оценив фарфоровый сервиз. И тем более приятно выпить кофе из белоснежной чашечки, приобщившись к традиции королей.
Текст: Мария Петрусь
Фото: Gettyimages