Ребенок нуждается в любви гораздо больше, чем в комфорте. Но не менее важно для растущего человека понимание взрослых. "Правильная" детская комната способна взаимодействовать с ребенком, развиваться и меняться вместе с ним. Я помню большой, крытый ковром деревянный сундук, на котором днем играли в дочки-матери, театр или больницу мои куклы, а ночью спала я сама. Сундук этот стоял в углу нашей единственной комнаты в большой коммуналке.
Он был моей "детской", самой настоящей, потому что у него было главное: я сама устанавливала здесь и поддерживала порядок. При любых уборках и перестановках мой угол был неприкосновенен. В мире взрослых, среди их трудного и скудного послевоенного быта, это была моя суверенная территория, пространство моей свободы... Основа любой детской - уважение к ребенку, к его вкусам и характеру, к его формирующейся личности. Сегодня, когда в продаже так много разнообразной, красивой и удобной детской мебели, важно сохранить эту "суверенность", не давая себе увлечься совершенным дизайном.
Психологам хорошо известен "синдром Питера Пена", мальчика, который не умел и не хотел становиться взрослым. Некоторые родители, стремясь воплотить несбывшиеся мечты прошлого, пытаются "законсервировать" детство своих детей и создают комнату, которая не способна развиваться и взрослеть вместе с маленьким хозяином. Детской комнате не нужно быть слишком занимательной, эдакой ожившей книжной иллюстрацией с расписными стенами и фантастическим освещением. Чем больше конкретного "волшебства", тем меньше развивается собственное воображение ребенка. Детская не должна и жестко регламентировать поведение ребенка или подавлять его своей стерильной "правильностью" и рациональностью. Малышу в его комнате нужна хотя бы некоторая доля непредсказуемости, изменчивости, игры. Правда, это обычно входит в противоречие с требованиями чистоты и порядка. Но здесь важно найти равновесие между необходимостью и свободой, между правилами и договоренностями. Воспитывая привычку к порядку, нельзя навязывать ребенку свои навыки и свою систему ценностей. Не надо обсуждать, нужны ли какие-то старые колесики или старая кукла, моток проволоки или невразумительные лоскутки. Пусть у всех этих ребячьих ценностей будет свое место - красивые коробки, полки, ящики. Тогда и скучная уборка может превратиться в удовольствие.
Свобода ребенка (впрочем, как и взрослого) не может быть безграничной. Подлинное свободолюбие всегда сочетается с навыками уважения к окружающим. "Устав" детской прост, но содержит четкие и хорошо понятные требования. А вот для их выполнения надо создавать предпосылки.
Детская проектируется как открытая, саморазвивающаяся система со множеством вариантов. Как и всякая личная комната, она должна быть готова к рутинным житейским делам - сну, одеванию-раздеванию, перекусыванию и так далее. Не менее важны в ней "содержательные" занятия - игра, чтение и, конечно, учеба. Во всех этих жизненных процессах участвуют вещи. Детские шкафы и кровати, столы и полки, подставки для книг, кассет или компьютера надо сделать не просто удобными, но и способными изменить свой привычный статус. Ящик для постельного белья должен уметь превращаться в пирогу индейца и кабину межпланетного корабля, в летающий домик Элли или приют хоббитов... Как раз по этим соображениям мебель для детской лучше не украшать сюжетными росписями или резьбой (ведь шкаф с жирафами или кровать на "курьих ножках" труднее преобразить в ледокол или батискаф). Не стоит опасаться, что мебель будет недостаточно яркой и веселой. Ребенок сам расцветит ее своим воображением. К тому же современный стиль вообще отличается сдержанностью.
Подвижность - в прямом и переносном смысле - необходима детской мебели и утвари. Некоторые проектировщики специально предлагают всю детскую мебель монтировать на колесиках - это и забавно, и практично при многочисленных перестановках. Способность к трансформациям - одна из основных черт дизайна для детей. Ведь они не только вовлекают в фантазии практически всю обстановку своей комнаты, но и растут быстрее, чем мы успеваем это осознать. Поэтому комплекты детской мебели должны быть максимально разборными, способными раздвигаться и менять назначение отдельных частей (например, одну и ту же полку можно ставить горизонтально, как ящик, и вертикально, как открытый шкафчик для сменной одежды). Лучше, если вещи будут модульными, чтобы их можно было наращивать, добавляя недостающие емкости и свободные поверхности. Родители нередко сетуют на то, что дети недостаточно бережно относятся к обстановке и превращают красивую комнату "неизвестно во что". Не расстраиваться тут надо, а радоваться этому непостоянству и тому, что компьютерные игры не стали единственным занятием вашего чада! На самом деле частая смена интересов - это нормальный способ нормального ребенка изучать самого себя. И детская должна уметь этому подчиняться. Жесткими в детской должны быть только эргономические требования: матрас плоский и не мягкий, свет на рабочем столе слева, упор для ног во время работы за столом обязателен, опора для спины - тоже, сиденье твердое, расстояние между столом и стулом регулируется "на вырост". Все остальное - дело вкуса. Если вещи вокруг качественные, с хорошо обработанными поверхностями и по-умному расположены, то детская сумеет перенести все катаклизмы младшего и среднего школьного возраста и дожить до момента, когда ей будет суждено превратиться в комнату молодого человека.
Эстетика детской в значительной мере подчинена соображениям удобства и гигиены, поэтому в интерьерах ребячьих комнат сходства больше, чем различий. И все-таки вкусы семьи, дух дома накладывают свой отпечаток. Детская формирует у человека своего рода генетический код эстетических представлений. Конечно, не напрямую, не цитатами, а скорее стилевыми предпочтениями, деталями. В случае если ребенок в своей комнате был несчастлив и подавлен, он, скорее всего, всю жизнь потом будет строить свое окружение наперекор навязанному ему в детстве.
Облик современной детской строится на тех же принципах, что и "взрослые" интерьеры, - на конструктивности, лаконизме пространственных решений, минимализме декора. Но в детских сильнее работает принцип "открытой системы" (то есть готовность к изменениям и трансформациям). Тут-то как раз и проявляются индивидуальные особенности семьи, причем не только ее вкусовые и художественные предпочтения, но и психологическая готовность прислушаться к своему ребенку. В современных салонах-магазинах детской мебели работают психологи и консультанты, которые помогают родителям выбрать обстановку детской в соответствии с личностью и образом жизни ребенка.
Считается, что родители должны быть максимально нейтральными: только так может быть обеспечена необходимая ребенку независимость выбора. Но, к счастью, идеализированная педагогическая схема обычно сильно деформируется при соприкосновении с реальной жизнью. Чистый стиль идеальной детской невозможен, как невозможна и абсолютная свобода. Взрослые вносят свое понимание красоты и удобства, дети - свое. А уважения требует не столько выбор внешнего облика комнаты, сколько внутренний детский распорядок. Очень молодые родители, недавние посетители дискотек, по-братски поделятся с детьми своей любовью к цветовым контрастам, оригинальному освещению, обостренной геометрии и металлизированным деталям. От родителей, увлекающихся спортом, детской комнате достанется не только хорошо оборудованная шведская стенка, кольца и гантели, но и "прибамбасы" в виде спортивного инвентаря или разного рода тематических постеров. Впрочем, этим слоем вещей ребенок довольно быстро начинает распоряжаться сам. И сопротивляться даже самым нелепым нововведениям, нарушающим стильность, с вашей точки зрения, не стоит. Если в семье любят старинные или просто старые вещи, привязанность и уважение к ним надо постараться передать и ребенку. Семейные вещи, внесенные в новенькую, с иголочки, детскую, не только помогут сделать ее более обжитой, но и будут поддерживать связь времен, взаимопонимание между старшими и младшими. Вещи с биографией нужны в окружении растущего человека, иначе мир вокруг него, и без того стандартный и схематизированный вовсе превращается в декорацию компьютерной игры.
Оставим в стороне бесплодные сетования на неоднозначную роль компьютера в жизни ребенка. Это случилось, и уже старшие дошколята и младшие школьники вовсю пользуются им для игр и учебы. А значит, надо разумно и грамотно вписать компьютерный блок в рабочее место детской комнаты, соблюдая несколько важных правил:
- Свет не должен падать на экран монитора и не должен бить прямо в глаза. Идеальный вариант - световой поток слева.
- Кистям рук, локтям и предплечьям нужна опора - на подлокотниках и на столике для клавиатуры.
- Клавиатуру правильно располагать ниже обычного уровня письменного стола - для этого используется выдвижная панель.
- Монитор должен находиться невысоко, причем его верхняя кромка располагается примерно на уровне лба, а нижняя - под углом около 30 градусов: так спина и глаза устают меньше. (Кстати за компьютером полезно почаще моргать, чтобы слизистая глаз была все время влажной.)
- Для правильной посадки нужен вращающийся стул, обязательно с удобной спинкой. Это как раз тот случай, когда табуретка для фортепьяно "не сойдет" за стул ни под каким видом.