Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Строительство и ремонт » Дизайн и интерьер » В куртуазном духе

 

В куртуазном духе

 

 

Появившийся в первой половине XVIII века во Франции стиль рококо справедливо заслужил титул самобытного явления, не имеющего прототипов в истории искусства. Он оставил после себя изумительные по красоте интерьеры. Многие его элементы и приемы остаются актуальными и в наше время.

Рококо уже изначально был необычен тем, что, в отличие от известных до него стилей (которые складывались, как правило, в архитектуре и лишь затем распространялись на живопись, скульптуру, мебель и прочие виды искусства), сразу возник как камерный интерьерный. Областью его «применения» стали аристократические гостиные и столь распространенные в состоятельных частных домах будуары, которые было модно обустраивать в игривой куртуазной манере и в которых, по выражению поэта М.

загрузка...

 

 

Кузмина, царил «дух мелочей прелестных и воздушных».

Интерьер эпохи европейского рококо определяла эстетика мимолетного и неуловимого, изменчивого и капризного. Изящество и легкость в сочетании с откровенно выраженной декоративностью достигались за счет пластических приемов и цветового решения.

Для интерьера в стиле рококо характерны тонкие рельефные обрамления, гротески вперемежку с элементами рокайля, а также закругленные углы стен. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, — падуга, то есть плавный полукруглый переход, который во времена оны декорировался не скульптурой, а тонким орнаментальным рельефом, выполненным из гипса и стукко.

Гипс и стукко идеально подходят для того, чтобы вылепить невысокий рельеф, который быстро принимает нужную форму.

В современном варианте их можно заменить смесью гипса, алебастра и клея ПВА. Скорее всего, полукруглые скошенные стены не вызовут восторг у сегодняшнего домовладельца. Не столько по причине трудоемкости процесса, сколько из-за потери полезной площади. Однако придать стенам налет рококо все-таки можно, если не просто украсить их гипсовой лепниной, а еще и «подпылить» из пульверизатора тонким слоем бронзовой или золотой краски. Общая тенденция пространства — тяготение к живописности. Однако, в отличие, например, от того же барочного интерьера, вместо ярких красок актуальны нежные пастельные тона, приглушенные и забеленные краски, полутона, белый, розовый, палевый, фисташковый, светло-голубой с позолотой. Характерным приемом рококо считается рельефная лепнина, плавно переходящая в роспись золотом по белому. И вовсе не обязательно стараться выдержать во всем доме одну цветовую гамму и соблюсти единые принципы. Каждое помещение может оказаться неповторимым и быть обустроено с учетом пристрастий домочадцев.

В дополнение темы «красочного решения» рокайльного интерьера можно вспомнить, что он, кроме всего прочего, зачастую сопровождался настенной живописью, а также потолочной, продолжавшей сюжетную линию стен.

Впрочем, есть и альтернативный вариант: для стиля рококо типично украшение стен не фресками, а шпалерами с диковинными узорами, вытканными шелком или шерстью.

В обстановке полной декоративности

Настенные панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами — десюдепорты, — все эти изыски традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо. Основными сюжетами выступают, как правило, сцены соблазнения, прозрачные намеки, идиллические картины пастушеской жизни с эротическим подтекстом. Темой для росписей могут стать и мифологические персонажи; а вот героические сюжеты совершенно неактуальны. Главный критерий красоты — женственность. Поэтому, воссоздавая роспись в стиле рококо, следует оперировать мягкими округлыми контурами, тонкими нюансами формы и цвета, пластичными линиями и переходами.

Еще одной характерной чертой стиля являются зеркала. А точнее, множество зеркал — встроенных в стены, развешанных над каминами и столиками, украшающих простенки между окнами. Последние получили в эпоху рококо название «трюмо», что в переводе с французского означает «простенок».

Зеркало вообще играло чрезвычайно большую роль в интерьере того времени: оно традиционно символизировало призрачность, игру, соединение иллюзии и реальности. Поэтому чем больше зеркал окажется в интерьере современного коттеджа, тем явственнее зазвучит в нем музыка далекой эпохи. И конечно, не стоит забывать о сугубо практической стороне: отражаясь друг в друге, многочисленные зеркала зрительно увеличат пространство, создадут впечатление бесконечности анфилады комнат, обеспечат дополнительное освещение. Важная деталь: зеркала непременно должны быть обрамлены легкими овальными рамами из гипса или фарфора.

Вообще, для создания обстановки, стилизованной в духе рококо, потребуется множество деталей. Таких, например, как мебельные чехлы. И разумеется — подобранные им в тон занавеси, свободно ниспадающие до пола. Сюда же можно добавить и скатерти на столики. Текстиль для стиля рококо подходит легкий, с цветочными узорами. Лучше всего выбрать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.

Как известно, освещение играет огромную роль в создании духа и атмосферы любого художественного стиля. Для классического рококо было характерно множество настенных канделябров для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. Сегодня свечи с успехом заменяют электрические лампы накаливания, неоновые светильники, лампы дневного света. Однако ничто не мешает расположить их так, как это делали в Европе в восемнадцатом столетии, — напротив зеркал либо рядом с ними. А если зеркала несколько староваты и успели потемнеть от времени, композиция из множества лампочек в соответствующих металлических или фарфоровых подсвечниках, расположенных рядом или на фоне отражающей поверхности, обязательно привнесет в обстановку мотивы рококо. В идеале светильники должны быть сделаны из материалов, имитирующих фарфор, стукко или фаянс. При сегодняшнем разнообразии рынка осветительных приборов найти нечто подобное не составит особого труда. В любом случае ориентироваться следует на светильники с блестящей поверхностью, которая будет отражать свет.

Создавая атмосферу

Центром интерьера гостиной залы в стиле рококо непременно должен стать невысокий камин, покрытый мраморной плитой. На ней будут великолепно смотреться часы золоченой бронзы, с расписным фарфоровым циферблатом, затейливые канделябры и, конечно, вазы китайского фарфора. Над камином обязательно просится большое зеркало в позолоченной раме, а рядом с ним — изящный столик на изогнутых ножках и кресла. Вообще для рококо следует подбирать предметы обстановки с выраженными округлыми формами, изысканные и обильно украшенные. Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей. Здесь и богатая резьба барокко, и простота конструкций Средневековья, и одновременно декорирование ножек в виде лап животных, и золотая отделка в духе римского стиля. Во французском рококо всем этим деталям уделялось огромное внимание: художники с одинаковой тщательностью прорисовывали лепной декор стен, зеркал и каминов, мебели, канделябров и формы дверных ручек. Словом, интерьер эпохи рококо всегда представлял собой целостный художественный ансамбль, что обязан учитывать и сегодняшний архитектор или дизайнер.

Наиболее распространенным предметом мебели в европейской обстановке начала XVIII века был стол. А вернее сказать, множество разновидностей столов и столиков: туалетные, рукодельные, столы-серванты, столы-консоли, ломберные и пр. Во Франции в это время появились маленькие изящные столы-бобики, получившие свое название из-за формы столешницы, которая напоминала бобовое зерно, и служившие для письма, чаепития, рукоделия и т. д. Однако никакой другой вид столика нельзя было сравнить по популярности с пристенным — столом-консолью. Для интерьера рококо он обязателен: со скульптурой, вазой, часами; с множеством ящичков и полочек; в гостиной, в простенках окон, в спальне, в кабинете — словом, везде, где только можно. Применительно ко дню сегодняшнему такая антикварная вещица будет отлично смотреться, например, в качестве подставки для ноутбука. Или авторской светодиодной лампы. Почему бы нет?

Передать необходимую атмосферу как нельзя лучше можно с помощью мелких фарфоровых статуэток, шкатулочек, вазочек и прочих милых аксессуаров. Они традиционно расставляются повсюду: на каминных полках, на столиках, на специальных подставках-консолях, в шкафах-горках и т. д.

Но главный подарок эпохи рококо — это мода на все экзотическое и необычное, в основном на китайское искусство. Стоит вспомнить, что одним из главных художественных открытий эпохи рококо стал фарфор с его белоснежной поверхностью и тонкой миниатюрной росписью. И сегодня он идеально передаст атмосферу той эпохи и станет ярким акцентом в интерьере кухни или столовой, гостиной или спальни. Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно. Ими украшали стены, ими искусно инкрустировали мебель. Типичным для стилизации обстановки в духе рококо станут картины и шелковые ткани с сюжетными изображениями — пагодами, китайцами и китаянками, зонтиками и попугаями. То есть все, так или иначе связанное с Китаем. При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать в собственном загородном особняке атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме.

Впрочем, посуда в китайском стиле — вовсе не обязательна. Она просто должна быть тонкой и изящной. Скажем, такой, как майсенский фарфор, столь популярный во времена рококо. Или севрский, без которого невозможно представить себе обстановку любого дома французского аристократа того времени. Чайные и кофейные сервизы, вазы и табакерки, туалетные и письменные приборы, очаровательные статуэтки и скульптурные композиции в духе «галантных празднеств» Ватто. Все это выглядит очень мило и исключительно в стиле.

Кстати, и стекло занимает определенное место в интерьере эпохи. Стеклянные статуэтки и сюжетные миниатюры удачно впишутся в обстановку и украсят собой столешницу какого-нибудь очередного консольного столика. Не хуже будет выглядеть и хрусталь, только ни в коем случае не тяжелый и не цветной. Из серебряной посуды можно смело оставлять дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой поверхностью. Отчасти этого достаточно, чтобы придать столовой легкий налет рококо. Не говоря уже о чайном фарфоровом сервизе со сложным цветочным орнаментом и обязательной позолотой, который можно выставить в серванте на изогнутых ножках с зеркальной задней стенкой! Завершат картину многочисленные вазы и вазочки, от больших напольных до самых миниатюрных, с вылепленными рельефными цветами или нарисованными сюжетными композициями. Если хорошенько поискать, они обязательно найдутся — не в бабушкином приданом, так уж в антикварном магазине точно.

Впрочем, вопрос художественной принадлежности тех или иных аксессуаров зачастую остается открытым; главное — чтобы предмет, которому суждено попасть в дом и стать его украшением, гармонировал с вами и вписывался в общую эстетику обстановки. Тем более обстановки рококо — такой мягкой и уютной, такой бело-розовой или светло-голубой, с множеством декоративных элементов, каждый из которых — маленькое произведение искусства.

Яна РОССО

Источник: Загородное обозрение
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "В куртуазном духе":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet Silverado: В здоровом теле – здоровый дух

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Silverado Chevrolet Silverado — символ мощности, надежности и неприхотливости. Для любого уважающего себя американца покупка такого авто — дань традиции, реальное напоминание о предках, освоивших Дикий Запад.

» Американскии автомобили - 2867 - читать


Toyota Rav 4, Mitsubishi Outlander: Дуэль в «паркетном» духе

В тесте участвуют автомобили: Toyota Rav 4, Mitsubishi Outlander Посмотреть другие фото (9) Toyota RAV4 Компактный вседорожник впервые показан широкой публике в 1994 году. В 2000-м появилась новая модель, которую подвергли рестайлингу в сентябре прошлого года.

» Японские автомобили - 4175 - читать


Немецкие родстеры в духе пятидесятых

Немецкий автогигант из Баварии дебютировал на Британском автомобильном салоне с новыми родстерами выполнеными в стиле спортивных автомобилей пятидесятых годов. Небольшие спортивные двухместные автомобили обводами кузова напоминающие BMW 507. BMW Z3 Небольшой двухместный автомобиль оснащен 3-х литровым 6 цилиндровым двигателем мощностью 150 лошадиных сил.

» Немецкие автомобили - 4011 - читать


Alfa Romeo 33: Дух противоречий

В тесте участвуют автомобили: Alfa Romeo 33 Alfa Romeo 33 — только для бескомпромиссных людей Сразу оговоримся: автомобиль этот не для всех. Если вам требуется средство передвижения, и только, то эту модель ни в коем случае нельзя даже рассматривать как потенциальную покупку.

» Итальянские автомобили - 3196 - читать


В куртуазном духе

Появившийся в Первой половине XVIII века во Франции стиль Рококо справедливо заслужил титул самобытного явления, не имеющего прототипов в истории искусства. он оставил после себя изумительные по красоте интерьеры. Многие его элементы и приемы остаются актуальными и в наше время. Рококо уже изначально был необычен тем, что, в отличие от известных до него стилей (которые складывались, как правило, в архитектуре и лишь затем распространялись на живопись, скульптуру, мебель и пр ...

» Обустройство дома - 3440 - читать



Статья на тему Строительство и ремонт » Дизайн и интерьер » В куртуазном духе

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru