Появившийся в первой половине XVIII века во Франции стиль рококо справедливо заслужил титул самобытного явления, не имеющего прототипов в истории искусства. Он оставил после себя изумительные по красоте интерьеры. Многие его элементы и приемы остаются актуальными и в наше время.
Рококо уже изначально был необычен тем, что, в отличие от известных до него стилей (которые складывались, как правило, в архитектуре и лишь затем распространялись на живопись, скульптуру, мебель и прочие виды искусства), сразу возник как камерный интерьерный. Областью его «применения» стали аристократические гостиные и столь распространенные в состоятельных частных домах будуары, которые было модно обустраивать в игривой куртуазной манере и в которых, по выражению поэта М.
Кузмина, царил «дух мелочей прелестных и воздушных».
Интерьер эпохи европейского рококо определяла эстетика мимолетного и неуловимого, изменчивого и капризного. Изящество и легкость в сочетании с откровенно выраженной декоративностью достигались за счет пластических приемов и цветового решения.
Для интерьера в стиле рококо характерны тонкие рельефные обрамления, гротески вперемежку с элементами рокайля, а также закругленные углы стен. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, — падуга, то есть плавный полукруглый переход, который во времена оны декорировался не скульптурой, а тонким орнаментальным рельефом, выполненным из гипса и стукко.
Гипс и стукко идеально подходят для того, чтобы вылепить невысокий рельеф, который быстро принимает нужную форму.
В современном варианте их можно заменить смесью гипса, алебастра и клея ПВА. Скорее всего, полукруглые скошенные стены не вызовут восторг у сегодняшнего домовладельца. Не столько по причине трудоемкости процесса, сколько из-за потери полезной площади. Однако придать стенам налет рококо все-таки можно, если не просто украсить их гипсовой лепниной, а еще и «подпылить» из пульверизатора тонким слоем бронзовой или золотой краски. Общая тенденция пространства — тяготение к живописности. Однако, в отличие, например, от того же барочного интерьера, вместо ярких красок актуальны нежные пастельные тона, приглушенные и забеленные краски, полутона, белый, розовый, палевый, фисташковый, светло-голубой с позолотой. Характерным приемом рококо считается рельефная лепнина, плавно переходящая в роспись золотом по белому. И вовсе не обязательно стараться выдержать во всем доме одну цветовую гамму и соблюсти единые принципы. Каждое помещение может оказаться неповторимым и быть обустроено с учетом пристрастий домочадцев.
В дополнение темы «красочного решения» рокайльного интерьера можно вспомнить, что он, кроме всего прочего, зачастую сопровождался настенной живописью, а также потолочной, продолжавшей сюжетную линию стен.
Впрочем, есть и альтернативный вариант: для стиля рококо типично украшение стен не фресками, а шпалерами с диковинными узорами, вытканными шелком или шерстью.
В обстановке полной декоративностиНастенные панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами — десюдепорты, — все эти изыски традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо. Основными сюжетами выступают, как правило, сцены соблазнения, прозрачные намеки, идиллические картины пастушеской жизни с эротическим подтекстом. Темой для росписей могут стать и мифологические персонажи; а вот героические сюжеты совершенно неактуальны. Главный критерий красоты — женственность. Поэтому, воссоздавая роспись в стиле рококо, следует оперировать мягкими округлыми контурами, тонкими нюансами формы и цвета, пластичными линиями и переходами.
Еще одной характерной чертой стиля являются зеркала. А точнее, множество зеркал — встроенных в стены, развешанных над каминами и столиками, украшающих простенки между окнами. Последние получили в эпоху рококо название «трюмо», что в переводе с французского означает «простенок».
Зеркало вообще играло чрезвычайно большую роль в интерьере того времени: оно традиционно символизировало призрачность, игру, соединение иллюзии и реальности. Поэтому чем больше зеркал окажется в интерьере современного коттеджа, тем явственнее зазвучит в нем музыка далекой эпохи. И конечно, не стоит забывать о сугубо практической стороне: отражаясь друг в друге, многочисленные зеркала зрительно увеличат пространство, создадут впечатление бесконечности анфилады комнат, обеспечат дополнительное освещение. Важная деталь: зеркала непременно должны быть обрамлены легкими овальными рамами из гипса или фарфора.
Вообще, для создания обстановки, стилизованной в духе рококо, потребуется множество деталей. Таких, например, как мебельные чехлы. И разумеется — подобранные им в тон занавеси, свободно ниспадающие до пола. Сюда же можно добавить и скатерти на столики. Текстиль для стиля рококо подходит легкий, с цветочными узорами. Лучше всего выбрать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.
Как известно, освещение играет огромную роль в создании духа и атмосферы любого художественного стиля. Для классического рококо было характерно множество настенных канделябров для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. Сегодня свечи с успехом заменяют электрические лампы накаливания, неоновые светильники, лампы дневного света. Однако ничто не мешает расположить их так, как это делали в Европе в восемнадцатом столетии, — напротив зеркал либо рядом с ними. А если зеркала несколько староваты и успели потемнеть от времени, композиция из множества лампочек в соответствующих металлических или фарфоровых подсвечниках, расположенных рядом или на фоне отражающей поверхности, обязательно привнесет в обстановку мотивы рококо. В идеале светильники должны быть сделаны из материалов, имитирующих фарфор, стукко или фаянс. При сегодняшнем разнообразии рынка осветительных приборов найти нечто подобное не составит особого труда. В любом случае ориентироваться следует на светильники с блестящей поверхностью, которая будет отражать свет.
Создавая атмосферуЦентром интерьера гостиной залы в стиле рококо непременно должен стать невысокий камин, покрытый мраморной плитой. На ней будут великолепно смотреться часы золоченой бронзы, с расписным фарфоровым циферблатом, затейливые канделябры и, конечно, вазы китайского фарфора. Над камином обязательно просится большое зеркало в позолоченной раме, а рядом с ним — изящный столик на изогнутых ножках и кресла. Вообще для рококо следует подбирать предметы обстановки с выраженными округлыми формами, изысканные и обильно украшенные. Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей. Здесь и богатая резьба барокко, и простота конструкций Средневековья, и одновременно декорирование ножек в виде лап животных, и золотая отделка в духе римского стиля. Во французском рококо всем этим деталям уделялось огромное внимание: художники с одинаковой тщательностью прорисовывали лепной декор стен, зеркал и каминов, мебели, канделябров и формы дверных ручек. Словом, интерьер эпохи рококо всегда представлял собой целостный художественный ансамбль, что обязан учитывать и сегодняшний архитектор или дизайнер.
Наиболее распространенным предметом мебели в европейской обстановке начала XVIII века был стол. А вернее сказать, множество разновидностей столов и столиков: туалетные, рукодельные, столы-серванты, столы-консоли, ломберные и пр. Во Франции в это время появились маленькие изящные столы-бобики, получившие свое название из-за формы столешницы, которая напоминала бобовое зерно, и служившие для письма, чаепития, рукоделия и т. д. Однако никакой другой вид столика нельзя было сравнить по популярности с пристенным — столом-консолью. Для интерьера рококо он обязателен: со скульптурой, вазой, часами; с множеством ящичков и полочек; в гостиной, в простенках окон, в спальне, в кабинете — словом, везде, где только можно. Применительно ко дню сегодняшнему такая антикварная вещица будет отлично смотреться, например, в качестве подставки для ноутбука. Или авторской светодиодной лампы. Почему бы нет?
Передать необходимую атмосферу как нельзя лучше можно с помощью мелких фарфоровых статуэток, шкатулочек, вазочек и прочих милых аксессуаров. Они традиционно расставляются повсюду: на каминных полках, на столиках, на специальных подставках-консолях, в шкафах-горках и т. д.
Но главный подарок эпохи рококо — это мода на все экзотическое и необычное, в основном на китайское искусство. Стоит вспомнить, что одним из главных художественных открытий эпохи рококо стал фарфор с его белоснежной поверхностью и тонкой миниатюрной росписью. И сегодня он идеально передаст атмосферу той эпохи и станет ярким акцентом в интерьере кухни или столовой, гостиной или спальни. Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно. Ими украшали стены, ими искусно инкрустировали мебель. Типичным для стилизации обстановки в духе рококо станут картины и шелковые ткани с сюжетными изображениями — пагодами, китайцами и китаянками, зонтиками и попугаями. То есть все, так или иначе связанное с Китаем. При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать в собственном загородном особняке атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме.
Впрочем, посуда в китайском стиле — вовсе не обязательна. Она просто должна быть тонкой и изящной. Скажем, такой, как майсенский фарфор, столь популярный во времена рококо. Или севрский, без которого невозможно представить себе обстановку любого дома французского аристократа того времени. Чайные и кофейные сервизы, вазы и табакерки, туалетные и письменные приборы, очаровательные статуэтки и скульптурные композиции в духе «галантных празднеств» Ватто. Все это выглядит очень мило и исключительно в стиле.
Кстати, и стекло занимает определенное место в интерьере эпохи. Стеклянные статуэтки и сюжетные миниатюры удачно впишутся в обстановку и украсят собой столешницу какого-нибудь очередного консольного столика. Не хуже будет выглядеть и хрусталь, только ни в коем случае не тяжелый и не цветной. Из серебряной посуды можно смело оставлять дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой поверхностью. Отчасти этого достаточно, чтобы придать столовой легкий налет рококо. Не говоря уже о чайном фарфоровом сервизе со сложным цветочным орнаментом и обязательной позолотой, который можно выставить в серванте на изогнутых ножках с зеркальной задней стенкой! Завершат картину многочисленные вазы и вазочки, от больших напольных до самых миниатюрных, с вылепленными рельефными цветами или нарисованными сюжетными композициями. Если хорошенько поискать, они обязательно найдутся — не в бабушкином приданом, так уж в антикварном магазине точно.
Впрочем, вопрос художественной принадлежности тех или иных аксессуаров зачастую остается открытым; главное — чтобы предмет, которому суждено попасть в дом и стать его украшением, гармонировал с вами и вписывался в общую эстетику обстановки. Тем более обстановки рококо — такой мягкой и уютной, такой бело-розовой или светло-голубой, с множеством декоративных элементов, каждый из которых — маленькое произведение искусства.
Яна РОССО
Источник: Загородное обозрение