«…Огромный сад, окружающий дом, фактически был частью домашней обстановки» – так выглядели некогда загородные резиденции, так, наверное, видится в идеале и сегодняшний ансамбль коттеджа с участком земли. В этом смысле многое зависит от ландшафтного архитектора, создающего не просто живописную местность вокруг дома, а режиссирующего пространство, которое должно стать гармоничным продолжением жилой среды.
К счастью, садоводство, долгие годы остававшееся у нас чем-то вроде обязательного хобби для владельца загородной недвижимости, уверенно обретает прежний статус «высокого искусства». Поэтому сегодня в окрестностях Петербурга все реже можно видеть просто дом, окруженный просто садом, и стилистически не имеющих ничего общего. Как правило, образованного и состоятельного заказчика уже не устраивает принцип стихийного формирования участка; он хочет видеть свою собственность выдержанной в едином ключе и оформленной по всем законам жанра.
Впрочем, бывают и досадные исключения, когда дом и сад оказываются, что называется, из разных опер. Во избежание подобных недоразумений имеет смысл на этапе проектирования озаботиться не только внешним видом самого дома, но и уделить должное внимание планировке сада. Если же коттедж существует уже не только в фантазиях, а в самом что ни на есть трехмерном пространстве и в натуральную величину – ничего не попишешь, скорее всего, придется безоговорочно отказаться от принципа «Чтобы было не как у всех» и прислушаться к мнению архитектора и голосу здравого смысла. Правило несложное, тем более если вдуматься, до какой степени нелепо будет смотреться традиционный русский бревенчатый дом, окруженный, скажем, циркулярной планировкой восточно-африканских краалей. Или, например, сооружение, покоящееся на сваях, эстетика которого была навеяна автору древними постройками Японии, в сочетании с классическим французским регулярным садом. Быть может, примеры и не самые удачные, в том смысле, что в нашем регионе такое увидишь нечасто. Что ж, можно обратиться и к более распространенным «ляпам», которые все еще в избытке предлагает действительность.
Найти гармоничное сочетание облика жилого дома с красотой окружающего его растительного мира, учтя при этом такие рациональные детали, как, например, грядки с овощами и удобное место для отдыха, – собственно, в этом и заключается искусство ландшафтного архитектора. Ландшафт следует планировать таким образом, чтобы он максимально соответствовал образу жизни хозяев. Что проку создавать формальный сад с большими пространствами газонов и правильными подстриженными живыми изгородями, когда нет ни времени, ни желания поддерживать все это великолепие в надлежащем виде! Куда как разумнее оформить примыкающую к жилищу территорию, быть может, и менее изысканно, зато практично, а главное – подобающе окружающей действительности. Особенно если архитектура дома не загоняет в жесткие рамки стиля, а предоставляет вполне определенные возможности для выбора эстетики приусадебного участка.
Архитектура садаЛандшафтный дизайн, как известно, – не только эстетическое удовольствие, а в определенной степени средство психотерапии и, безусловно, орудие престижа. Если вдуматься, то еще и предварительное знакомство с домом, с его интерьерами и нравами его обитателей. Глядя на «прилизанный» сад, в котором каждая травинка и цветок занимают строго предназначенное им место в пространстве, можно догадаться о характере хозяина дома, о его любви к порядку, быть может, о некоторой склонности к педантизму, рациональному взгляду на жизнь и т. д. И романтическая обстановка в английском стиле, со старыми деревьями, заросшим прудом и мягким ковром травы вместо привычных выложенных плиткой дорожек, также многое поведает о людях, которые здесь живут. Кстати, при создании нового облика участка не стоит искоренять все то, что росло на нем с незапамятных времен: те же старые деревья украсят не только живописный фахверк, облицованную камнем постройку с элементами готики или традиционный русско-финский бревенчатый дом, но и любую другую, даже самую современную усадьбу. Главное – не перейти грань, которая отделяет живописную естественную природу от обычного участка, пребывающего в запустении.
Ярко выраженная стилистика архитектуры загородного коттеджа диктует определенные правила при формировании ландшафтной среды, но в то же время открывает перед заказчиком и дизайнером огромные возможности для творчества, позволяя подчеркнуть, или, иначе говоря, усугубить красоту и индивидуальность дома. Рассмотрим несколько характерных примеров взаимодействия архитектуры дома и вида приусадебного участка.
Одним из популярных сегодня стилей выступает модерн, изысканность и утонченность которого покорила некогда, еще на рубеже XIX–XX веков сердца современников. Его эстетика может оказаться чрезвычайно благодарной и сегодня, особенно если заказчик руководствуется стремлением создать единый ансамбль. Кроме того, модерн, как известно, всегда был стилем, чрезвычайно отзывчивым на новые технологии. Поэтому популярность его сегодня во многом объясняется еще и возрождением и усовершенствованием таких видов искусства, как витраж и авторская ковка, которые часто находят применение в архитектуре загородного коттеджа.
Вернемся, однако, к приусадебному участку. Что же позволяет отнести тот или иной сад к стилю модерн? Для ландшафта характерны четкие границы света и тени, растений и камней, водной поверхности и берега; здесь царит и господствует линия, которая объединяет дом и участок в одно целое. Главная прелесть заключается в том, что именно в модерне присутствует элемент, который в буквальном смысле сливает дом с окружающей природой. Речь идет о создании оранжерей, которые были столь популярны в оную эпоху; зачастую они имели выход непосредственно в сад. При сегодняшнем развитии производства и возможности использовать в качестве архитектурного элемента практически любые стеклянные конструкции, мысль о создании зимнего сада более чем естествена. Другими словами, стиль модерн дает интерьеру возможность обрести свое продолжение в природном ландшафте участка. Кроме того, существует масса формальных признаков, позволяющих объединить эстетику дома и сада. В частности, символом последнего, по логике вещей, должен стать ирис. Именно его мотив можно повторить в рисунке и витражных окон дома, и резной деревянной двери, и кованой решетки вокруг участка, и во многих других элементах архитектурного убранства.
Следующий пример – традиционная русская усадьба в стиле классицизма. Светлая цветовая гамма, стройные линии окон, белые колонны, возможно, пандусы на подъезде к крыльцу, классический треугольный фронтон. По законам жанра, поблизости находится небольшой флигель, в котором вполне могут размещаться летняя кухня, домик для гостей, помещения хозяйственного назначения и т. д. Разумеется, разбитый вокруг такого ансамбля, допустим, японский сад, окажется в диссонансе с общей стилистикой. Здесь куда уместнее будет смотреться французский регулярный сад или английский парк. В обстановку усадьбы идеально «впишется» рассеченный сетью дорожек элегантный партер, состоящий из симметричных боскетов, аккуратно постриженные растения, изысканные арабески (крайне неуместные, например, рядом с деревянным дачным домиком или блочным жилым контейнером), а также садовая скульптура, бассейн правильной формы с фонтаном и беседка в перекрестье дорожек.
В этом случае дом и сад составят органичное единство.
А уголок юго-восточной природы, воспроизведенный на садовом участке, станет уместным продолжением дома, построенного по законам современной минималистской эстетики. Ландшафт в японском стиле, с белым песчаным холмом, графически четкими контурами деревьев, лаконичный и спокойный, философичный и во многом магический. Основа такого сада – камни, а значит, и архитектура дома подразумевает использование каменных элементов. Яркий элемент коттеджа – огромные стеклянные террасы, открывающиеся в сад, например, с величественным и неподвижным водным партером, стелами, испещренными руническими знаками, каменными шарами или вымощенными плоским речным камнем тропинками.
Стиль садового декораС ростом популярности ландшафтного дизайна у отечественных домовладельцев, естественно, повысился спрос на так называемые «сопутствующие товары». Продукция, которая уже давно существует во всем мире и является неотъемлемым атрибутом любого частного дворика где-нибудь в Европе или Америке, в последние годы уверенно завоевывает и российский рынок. Сюда можно отнести разные формы и виды садовой скульптуры, декоративные украшения и всевозможные кашпо, забавные элементы вроде гномов и прочих сказочных или мультяшных персонажей. Все большее место в формировании садовой среды занимает мебель, которая представлена в широчайшем ассортименте – от фабричного пластика экономкласса до выполненных по индивидуальным проектам кованых шедевров. Появление в окрестностях Питера искусственных водоемов, бассейнов, фонтанчиков и водопадов стало еще одной своего рода приметой времени, существенно расширившей наши представления о возможностях ландшафтного дизайна.
Отдельного разговора заслуживает огромный арсенал осветительных приборов, которые наряду с прочими достижениями цивилизации стали незаменимыми при формировании эстетики сада. Так или иначе, создавая картину приусадебного ландшафта, сегодняшнему домовладельцу точно не придется ломать голову, чем украсить свой участок. И это не говоря уже о самым главных персонажах практически любого сада – цветах, деревьях, мхах, кустарниках и прочем посадочном материале, который предлагается сегодня в изобилии.
Помимо бесспорных плюсов подобное разнообразие таит в себе одну маленькую проблему – проблему выбора. Действительно, так хочется видеть на участке и каменный грот с античной амфорой в глубине, и модерновую мебель из «ажурного» металла, расставленную в тени цветочной перголы, и деревянное садовое кресло в стиле кантри. А сколько еще привлекательных декоративных изысков. Однако нужно всегда помнить, что классический бельведер подходит к формальному стилю, а вот искусственный японский чайный домик будет уместен только в саду восточного стиля. И если разнообразие пластика идеально смотрится на фоне, скажем, сайдинга, то сильно подпортит пейзаж с каменными фасадами. Точно так же, как классическая английская мебель из тика, которая за свою надежность и прочность знатоками ценится не меньше, чем обитые кожей гарнитуры для гостиной или кабинета, вряд ли окажется кстати по соседству с легкой, рассчитанной на сезонное проживание постройкой дачного типа. Одним словом, выбирая те или иные элементы для оформления садового пространства, в первую очередь следует ориентироваться все-таки на облик дома и исходя из него декорировать сад, например, мебелью из неокрашенного дерева, изящными ажурными конструкциями или массивными каменными скамьями. Подобная избирательность во многом поможет стилизовать участок, пусть даже и не выдержанный в определенной строгой манере, под существующую уже архитектуру дома и, скорее всего, его внутреннего убранства.
Как известно, соответствие архитектуры коттеджа, его интерьера и пространства, которое предвосхищает встречу с самим домом, и есть основа мастерски созданного ландшафтного дизайна. То, что открывается сразу за входной дверью, ни в коем случае не должно идти вразрез со стилистикой пейзажа перед ней. Поэтому независимо от моды и личной приверженности тому или иному стилю дом и сад всегда должны соответствовать друг другу. Ибо сад есть прелюдия, с которой и начинается путешествие в мир интерьера.
Светлана РОССО
Источник: Журнал "Загородное обозрение"