Как свидетельствует история, первые столовые комнаты появились еще во времена фараонов. В древности это были огромные залы, отделанные со всей возможной роскошью, ведь столовая (или пиршественный зал) была тем местом, где хозяин чаще всего принимал своих гостей. Позже, в годы мрачного Средневековья, пиршественный зал был центром жизни дворянского общества, где праздновалось любое мало-мальски значимое событие от свадьбы до турнира. Не изменилась ситуация ни в Новое время, ни в XX веке, и по сей день трапезная является если не сердцем, то уж точно «желудком» любого дома.
Современного человека ничто не ограничивает в оформлении интерьера столовой: выбор стилей и материалов практически безграничен.
Древний мир подарил человечеству классицизм, Средние века — готический стиль, Новое время привнесло барокко и рококо, XVIII–XIX века стали эпохой ампира и стиля Томаса Чиппендэйла, XXXXI века — это модерн, минимализм и хай-тек. Добавьте к списку множество переходных стилей и материалов, синтезированных по ходу научно-технического прогресса: все это придаст непередаваемую прелесть вашей столовой.
Стиль барокко характеризуется декоративной пышностью резных скульптурных фигур и округленных форм. Барокко — это обилие позолоченной лепнины, завитков, сложных резных элементов, зеркал. Наиболее частое сочетание цветов в барочном стиле – белое с золотом. Считается «женским» стилем. Датируется концом XVII — началом XVIII веков. Наиболее известные изготовители мебели и резчики по дереву эпохи барокко — Даниэль Моро и Андрэ Брустолон.
Для столовой мебели в стиле королевы Анны использовалось главным образом ореховое дерево. Этот сдержанный и элегантный стиль ассоциируется с правлением королевы Анны (1702-1714). Он зародился в Голландии и оказал немалое влияние на поздний рококо. Характерными для этого стиля являются ножки кабриолэ и спинки в форме вазонов.
Рококо — термин французского происхождения, обозначающий легкий, капризный и изящный стиль, характерный абсолютным отсутствием прямых линий. Мебель для столовых — изящная, небольшая по размерам, с округленными углами и удобная для пользования, как и другие предметы обстановки в этом стиле, украшалась ассиметричной орнаментальной резьбой с мотивами в виде раковин, завитков и цветов.
Деревянные части предметов красили в светлые тона — белый, голубой, зеленый, лакировали и местами золотили. Развивается во Франции в начале XVIII века, самые известные представители — художники Жюль Оппенор, Клод Жило и Жюст-Авр Мейсонье, мастера — Крессен и Кафиэри.
В Англии мебель в стиле рококо получает название Чиппендейл — по имени одного из самых известных мастеров в этом стиле: те же изогнутые ножки плюс некоторые элементы в китайском стиле. В отличие от французской, мебель Чиппендейла не красилась и не покрывалась позолотой, выявляя особенности текстуры древесины; все деревянные части покрывались только воском или лаком.
Классицизм — стиль, возникший во второй половине XVIII века на волне интереса к античному искусству, подкрепленного раскопками Помпеи и Геркуланума. Мебель этой эпохи характеризуется элегантностью и классическими мотивами с колоннами, масками и гирляндами. Другими определяющими чертами этого стиля являются господство симметрии, барельефная резьба и прямые линии.
Известным мастером, работавшим в стиле классицизма, является Роберт Адам; его работы широко известны наряду с работами Хэпплуайта и Шератона. Однако мебель каждого из них обладала своими индивидуальными особенностями: у Хэпплуайта сохраняется еще много кривых линий в то время, как у Шератона все линии прямые и четкие.
Стиль Людовика XVI часто противопоставляют стилю его предшественника Людовика XV. Это мебель с овальными резными спинками и с прямыми узкими ножками, по всей высоте которых вырезаны канавки. Широко была распространена цветная деревянная мебель с позолотой, инкрустированная мебель, мебель из экзотических сортов дерева, покрытая лаком. Стиль Людовика XVI входит в концепцию классицизма и совпадает по времени с правлением французского короля Людовика XVI, начиная с его восхождения на престол и до начала Великой французской революции. Главные имена, связанные с этим стилем, — Жорж Якоб, Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Райзнер.
Стиль эпохи Регентства (или английский ампир): этот термин применяется для обозначения мебели, изготовленной во время правления принца Гейла (1811-1820) и за период с 1790 по 1830 год. Столовая мебель вполне в классическом духе, но отличается более тяжелой и простой формой. Наиболее известными мастерами были Томас Хоуп, Джордж Смит и Генри Холланд.
Стиль эпохи Империи (или ампир): французский эквивалент стиля эпохи Регентства сформировался во Франции в правление Наполеона (1804–1815). Для этого стиля характерны простые линии, минимум украшений и отсутствие инкрустаций по дереву. Декор часто включает металлическую аппликацию: лебедей, военные мотивы, орлов, изображение трофеев, лавровых венков, скрещенные копья и наполеоновские эмблемы. Шарль Персье был наиболее почитаемым мастером этого стиля.
Стиль эпохи королевы Виктории: это название используется для обозначения мебели, произведенной во времена правления королевы Виктории. Этот стиль представляет собой смесь неоготики, рококо и классицизма. Декор в викторианском стиле обычно весьма отработан, с большим количеством резьбы по дереву, мозаикой и металлическими аппликациями. Поздний викторианский стиль включает также элементы английского кустарного творчества и французского стиля модерн.
Стиль модерн: французский стиль начала XX века характеризуется новаторским пониманием декоративных форм с выделением цветовых орнаментов и ссылками на природу. Отличается сложными изогнутыми линиями и формами, которые как бы создают свой неповторимый ритм. Столовая мебель а-ля модерн обычно обладает множеством декоративных элементов: резьба, мозаичная смальта и т.д. По времени совпадает с каталонским модернизмом, хотя эстетически они отличаются, поскольку в последнем преобладают изогнутые формы.
Кустарное творчество — английское течение, возникшее в ответ на растущую индустриализацию XX века. Основной упор делается на кустарное производство мебели простой и недорогой, без излишнего украшательства. В этот стиль вписывается мебель, разработанная Уильямом Моррисом и Чарльзом Р. Макинтошем.
Возвращение модерна Восточная мудрость в интерьере Варианты интерьера французской квартиры Cкандинавский интерьер Английский интерьер Стиль тонет создан немецким дизайнером XIX века Михаэлем Тонетом, который разработал технику серийного производства гнутой деревянной мебели. Стулья этого стиля производились и до сих пор используются в Европе и Америке.
Минимализм предполагает полное отсутствие декоративных элементов, лишних деталей и аксессуаров. Каждая составляющая обстановки должна быть оправдана: любой выступ или ниша должны нести определенную функциональную нагрузку. Выразительность минималистического интерьера достигается за счет игры форм и объемов, фактур и материалов. Минималистический интерьер может быть выдержан практически в любой цветовой гамме, при этом, как правило, используется не более 2-3 цветов.
Хай-тек зародился в середине XX века. Среди основных особенностей этого стиля — открытость функциональных частей и прозрачность основных элементов. Чаще всего в данном стиле используются стекло и металл (иногда пластик, сделанный «под металл»). Все металлические части хромируются, а крепежные элементы (шурупы, заклепки и т.д.) также выделяются особо. Это стиль функциональности, которая стала в конце XX — начале XXI веков очень популярна. В столовых этот стиль также прижился и пользуется немалой популярностью. Среди самых знаменитых дизайнеров этого стиля можно выделить Ле Корбузье, который спроектировал шезлонг из трубчатой стали.
Конечно, все мебельные стили достаточно сильно отличаются друг от друга и формами, и гаммой цветов, и используемыми материалами, однако в современных столовых они часто смешиваются и переплетаются. Чистый стиль редко встретишь в его первозданном виде. И в этом есть свои несомненные плюсы: можно дать волю воображению и совместить несколько стилей в одном интерьере.
Но для этого нужно знать основные принципы создания таких декоративных «смесей». Дизайнеры называют смешение стилей эклектичным стилем. Когда имеешь дело с мебелью, понятие «ансамбль» превалирует над понятием «элемент», поэтому необходимо учитывать совместимость элементов, не забывая об удобстве и функциональности каждого из них в интерьере.
Как известно, стиль создает имидж, а имидж стоит немалых денег. Стоимость столовой мебели зависит от страны-производителя (чаще всего — итальянского и испанского производства) и имени мастера, от материала и сложности отделки. В гарнитур, как правило, входит стол и стулья, а этажерку-витрину придется приобретать отдельно. Цена стильного стола начинается от 25 тыс. рублей, один стул стоит от 4 тыс. (их понадобится как минимум четыре).
Стиль мало влияет на цену мебели. Нередко минималистический гарнитур стоит дороже, чем мебель в стиле барокко. Объясняет эту странность опять-таки страна-производитель и именитый мастер.
Цена вопроса- Столовая эконом-класса: стол — от 25 тыс. руб., стул — от 2,5 тыс. руб., этажерка-витрина — от 20 тыс. руб.
- Столовая бизнес-класса: стол — от 80 тыс. руб., стул — от 7 тыс. руб., этажерка-витрина — от 40 тыс. руб.
- Столовая экстра-класса: стол — от 100 тыс. руб., стул — от 10 тыс. руб., этажерка-витрина — от 80 тыс. руб.
Комментарий специалиста
Татьяна Крамаренко, салон «Мебель от А до Я»:
Чтобы преобразовать вид столовой, совсем необязательно менять абсолютно всю мебель. Иногда даже старую мебель с помощью обивки или лакового покрытия можно преобразить до неузнаваемости. Чтобы «освежить» вид столовой, иногда достаточно приобрести стилизованный стол, стулья и этажерку, которые и будут прежде всего привлекать внимание.
Следует также учесть, что новая мебель «чистого» стиля имеет более «сильный характер», чем мебель потокового производства. Так что даже один-два новых (но необычных!) предмета интерьера могут привлечь к себе внимание.
Однако значимые предметы столовой не должны быть разностилевыми, иначе ваша столовая будет похожа на антикварную лавку. Конечно, если комнату обставляет способный дизайнер, то он, возможно, и способен так расставить разностилевые элементы, что ваша столовая приобретет определенный колорит, но для достижения подобного результата нужно обладать действительно сильным талантом.
При формировании интерьера желательно создать 2-3 точки, которые будут привлекать внимание и создавать ощущение стилевой целостности столовой. Основные элементы столовой, на которых концентрируется внимание, — это стол, стулья и, возможно, буфет или витрина с декоративной посудой.
Текст: Василий Крадинов
Фото предоставлены мебельным салоном Verona