
Первым шагом в развитии отделки с помощью плитки были мозаичные узоры. Одаренные богатым воображением и творчески изобретательные ремесленники соединяли вместе в мозаичные узоры кусочки цветных камней и кирпичей, и создавали узоры треугольной, полукруглой и круглой формы, достигая полной гармонии с окружающим пространством.
Позднее в этих узорах стали использовать сюжеты, включающие в себя изображения растений, деревьев, животных и людей. Самые ранние образцы мозаичных орнаментов найдены на колоннах храма Убаид в Месопотамии, и относятся ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Эти мозаики имели геометрические узоры и были сложены из кусочков цветных камней, ракушек и слоновой кости. Считается, что развитию искусства в производстве плитки мы обязаны ранним иранским мозаичным узорам.
Второй этап – появление глазурированных кирпичей
Первые глазурованные кирпичи, появившиеся в результате дальнейшего развития плитки, были обнаружены на месте дворцов Ашура и в Вавилоне, на одной и той же территории. Наиболее известным образцом раннего искусства плитки, используемого при украшении посуды, является мозаичный ритон, найденный при раскопках в Марлике. Этот сосуд имел два корпуса. Внешний корпус покрыт цветными кусочками камня. Этот предмет известен как “Тысяча цветков”. Один из самых ранних образцов иранской плиточной работы в архитектуре, который представляет собой необожженный кирпич, покрытый кусочками глазури, был найден при раскопках в Сузе и Чоджа Замбил и относится к концу второго тысячелетия до нашей эры.
В эпоху Ахаменидов при строительстве дворцов в Сузе и Персеполе использовались глазурованные и разукрашенные обожженные кирпичи желтого, зеленого и коричневого цветов. Обожженные и глазурованные кирпичи были важным усовершенствованием в плиточной технике. “Бессмертные солдаты” из Персеполя имеют длинные изысканные одежды, покрытые глазурью и сделанные из обожженной земли и гипса.
Глазурь использовалась на посуде и даже гробах в Парфянский период, но у нас слишком мало архитектурных данных об использовании глазурованных кирпичей. Наиболее популярными были бирюзовая и светло зеленая глазурь. Для оформления зданий больше применялась фресковая живопись.
Раскопки в Фирузабаде и Бишапуре дали много доказательств относительно уровня развития плитки и производства керамики в период Сусанидов. Плитка имела глазурь толщиной в один сантиметр, а в мозаичных узорах присутствовали мотивы цветов, растений, птиц, людей и геометрический рисунок. Расцвет искусства плитки в Иране приходится на исламский период, когда плитка стала наиболее важным декоративным элементом отделки религиозных зданий. Иранские плиточные мастера пользовались большим спросом и в дальних уголках Исламской империи. Наиболее ранние образцы исламского украшения плитки, относящиеся к VII-VIII векам н. э., можно увидеть на мечети Купол Скалы.

Следующим этапом развития плитки было широкое использование цветной глазури на украшенных кирпичах, при этом наиболее популярным цветом был бирюзовый. При отделке различных сооружений в период Салюк и в более позднее время, наряду с отделкой декоративным кирпичом, использовали кусочки кирпичей, покрытых бирюзовой глазурью. Поэтому можно сделать вывод, что к этому времени ремесленники уже были знакомы с техникой производства глазурованных кирпичей. Иногда эти глазурованные бирюзой кирпичи использовались для выкладки каллиграфических надписей в стиле куфи, которые могли располагаться среди узора, выложенного кирпичами. Наиболее ранний образец необожженной бирюзовой куфической надписи, в виде панели, хранится в иранском музее Бастан ( Национальный музей Ирана) и относится к концу X – началу XI веков н.э.. Среди других религиозных построек, где при строительстве использовалась плитка – мечеть Сейед в Исфахане (1122 год н.э.), Красный Купол в Маракеше (1147 год н.э.) и мечеть Джаме в Гонабаде (1212 год н.э.).
Вторжение монголов замедлило дальнейшее развитие многих художественных традиций и направлений. Обстановка изменилась в начале XIII века, когда правители Ильханиды приняли ислам; они были заинтересованы в возведении светских и религиозных зданий и сооружений. К этому времени декоративные кирпичи и плитки использовались не только для внешней отделки, но и для внутренней - для покрытия стен и куполов зданий.

Искусство обработки плитки достигло наивысшего уровня совершенства и красоты в конце периода Ильханидов и в начале периода Тимуридов, когда появилась плитка “морак” (мозаичный стиль). Плиточные панели, сделанные с помощью этой техники, были очень прочными и долговечными. Плитки разных цветов, таких как желтый, голубой, коричневый, черный, бирюзовый, зеленый и белый резались на маленькие кусочки в соответствии с заранее подготовленным узором. Эти кусочки складывались вместе близко друг к другу и заливались жидким гипсом (штукатуркой), заполняя все пространства и щели. После того как гипс высыхал и затвердевал, получившийся большой кусок плиточной панели с помощью штукатурки крепили на стену здания. Памятники Тимуридов в Герате, Самарканде и Бухаре были покрыты с помощью этой декоративной техники. Среди наиболее известных памятников, отделанных таким способом, мечеть Гохаршад (1418 г. н.э.), мечеть Молана (1444 г. н.э.), мечеть Джаме в Йезде (1456 г. н.э.), мечеть Джаме в Варамине (1322 г. н.э.) и медрессе Хана в Ширазе (1615 г. н.э.).
Четвертый этап – появление плитки Семь Цветов
С начала периода Сафавидов у ремесленников появился другой метод украшения плитки. Экономические и политические причины подтолкнули к созданию так называемой плитки “Семь цветов”, которая стала применяться для отделки многих религиозных зданий, построенных в большом количестве к этому времени. Причинами, вызвавшими популярность этой техники, были:
1. Плитка “Семь цветов” была дешевле в производстве.
2. Для ее производства требовалось меньше времени.
3. Ремесленники могли расширять свой набор узоров, мотивов, и рисунков для украшения.
Квадратные плитки складывались вместе, и цветными глазурями на них наносился необходимый рисунок. Каждая плитка обжигалась. Затем они опять собирались все вместе, одна к другой, образуя главный большой узор. Арабские мотивы были особенно популярными. Этот метод отделки плитки оставался популярным до конца периода Каджаров, когда набор цветов увеличился и включал в себя желтый и ярко оранжевый.
Другим важным типом отделки плитки в это время был люстр. Он пользовался спросом к концу периода Сельджуков и достиг наивысшего уровня совершенства в периоды Хорезмшахов и Ильханидов.
Панели из люстровой плитки были квадратной, прямоугольной, шестиугольной, восьмиугольной и многоугольной формы. Они были покрыты люстровыми рисунками с изображениями людей, животных, растений и геометрическими мотивами в виде надписей по краям, которые содержали строки из стихотворений, пословицы и поговорки, относящиеся к Пророку и другим выдающимся религиозным деятелям. Такие плитки в большом количестве были найдены при раскопках в “Тахт Сулейман”, особенно много во дворце Абаг Хана (период Ильханидов) и в районах Горгана, Кашана и Хорасана.
Изысканный люстр михраб появился в XIII веке н.э. На производстве этой плитки специализировались мастерские в городах Горган, Султан, Савех и Кашан. В течение XVII века н.э. важными центрами по производству люстровой плитки стали Шираз, Керман и Мешхед. Прекрасно декорированные люстровые плитки имеются в мечети Имама Реза (1215 г. н.э.) в Мешхеде.

Другой популярной техникой было украшение с помощью кирпича и плитки. Эта техника развилась из ранее применявшихся декоративных комбинаций плитки и кирпича; отличие состояло в использовании разноцветной плитки взамен одноцветной. Этот тип отделки использовался в религиозных и светских зданиях, начиная с XIII века, изменяясь и совершенствуясь. Мечеть Джаме в Варамине (1322г.), Дворец Султана (1304-1311), мечеть Джаме в Аштаране (1315 г.), и мечеть Вакиля (1773 г.) имеют прекрасные экземпляры плитки этого типа.
Надписи на плитке - мокили
Разнообразный дизайн, сделанный в этой технике, включал в себя большие надписи, известные как “мокили”, которые главным образом находились в религиозных зданиях, таких как мечеть Джаме (XIV век) и мечеть Хакима (1656 г.) в Исфахане.
В VIII- X веках нашей эры большинство этих надписей составляли пословицы, поговорки, пожелания, афоризмы, имена религиозных личностей и просьбы к Аллаху о помощи. Они были сделаны декоративным, простым или прерывистым шрифтом куфи. Надписи делались также на посуде, например, на керамической посуде из Нейшабура были найдены стихи.
В XIII - XIV веках керамическая посуда и плитки были отделаны очень разнообразными по форме надписями. Наиболее популярными были формованные украшения и надписи с пожеланиями счастья, добра, хорошего здоровья, просьбы, пожеланиями победы, поговорки, стихи и имя Аллаха. Этот тип посуды производили мастерские в Кашане, Рэе и Горгане.
Прерывистый шрифт талик стал популярным в XI-XIV веках. Этот шрифт использовался в люстре и под глазурованным рисунком, и содержал отдельные строки или стихи таких поэтов как Фердоуси, Хафиз, Молана и Баба Афзали Кашани. Более того, у ремесленников Хорезмского и Ильханидского периодов стало популярным добавлять дату изготовления и имя мастера. Самые старые датированные плитки относятся к 1203 году н.э. Панельные плитки этих периодов имели чаще всего форму квадрата, лотоса, звезды и многоугольную форму и собирались вместе для создания панели.
В период Сафавидов использовались шрифты насх и сульс. Найдены работы известных каллиграфов, таких как Алиреза Аббаси, Мохаммад Салех Исфахани, Мохаммад Реза Имами и Хусейн Банна.