Первым шагом в развитии отделки с помощью плитки были мозаичные узоры. Одаренные богатым воображением и творчески изобретательные ремесленники соединяли вместе в мозаичные узоры кусочки цветных камней и кирпичей, и создавали узоры треугольной, полукруглой и круглой формы, достигая полной гармонии с окружающим пространством.
Позднее в этих узорах стали использовать сюжеты, включающие в себя изображения растений, деревьев, животных и людей. Самые ранние образцы мозаичных орнаментов найдены на колоннах храма Убаид в Месопотамии, и относятся ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Эти мозаики имели геометрические узоры и были сложены из кусочков цветных камней, ракушек и слоновой кости. Считается, что развитию искусства в производстве плитки мы обязаны ранним иранским мозаичным узорам.
Второй этап – появление глазурированных кирпичей
Первые глазурованные кирпичи, появившиеся в результате дальнейшего развития плитки, были обнаружены на месте дворцов Ашура и в Вавилоне, на одной и той же территории. Наиболее известным образцом раннего искусства плитки, используемого при украшении посуды, является мозаичный ритон, найденный при раскопках в Марлике. Этот сосуд имел два корпуса. Внешний корпус покрыт цветными кусочками камня. Этот предмет известен как “Тысяча цветков”. Один из самых ранних образцов иранской плиточной работы в архитектуре, который представляет собой необожженный кирпич, покрытый кусочками глазури, был найден при раскопках в Сузе и Чоджа Замбил и относится к концу второго тысячелетия до нашей эры.
В эпоху Ахаменидов при строительстве дворцов в Сузе и Персеполе использовались глазурованные и разукрашенные обожженные кирпичи желтого, зеленого и коричневого цветов. Обожженные и глазурованные кирпичи были важным усовершенствованием в плиточной технике. “Бессмертные солдаты” из Персеполя имеют длинные изысканные одежды, покрытые глазурью и сделанные из обожженной земли и гипса.
Глазурь использовалась на посуде и даже гробах в Парфянский период, но у нас слишком мало архитектурных данных об использовании глазурованных кирпичей. Наиболее популярными были бирюзовая и светло зеленая глазурь. Для оформления зданий больше применялась фресковая живопись.
Раскопки в Фирузабаде и Бишапуре дали много доказательств относительно уровня развития плитки и производства керамики в период Сусанидов. Плитка имела глазурь толщиной в один сантиметр, а в мозаичных узорах присутствовали мотивы цветов, растений, птиц, людей и геометрический рисунок. Расцвет искусства плитки в Иране приходится на исламский период, когда плитка стала наиболее важным декоративным элементом отделки религиозных зданий. Иранские плиточные мастера пользовались большим спросом и в дальних уголках Исламской империи. Наиболее ранние образцы исламского украшения плитки, относящиеся к VII-VIII векам н. э., можно увидеть на мечети Купол Скалы.
До появления плиточных работ, как нам сегодня известно, наиболее популярными для отделки зданий в X-XI веках н.э. были кирпич и штукатурка. Две мечети Наин и Нейриз имели кирпичную отделку с геометрическим узором в период Буйидов. К X-XI векам н. э. традиция украшать поверхность кирпичей распространилось с востока на весь Иран. Самые лучшие образцы кирпичных украшений этого периода находятся в мавзолее Пир Аламадар ( 1026 год н.э.), Шехел Дохтаран (466 год н.э.) и крепости Михмандост (1096 год н.э.).
Следующим этапом развития плитки было широкое использование цветной глазури на украшенных кирпичах, при этом наиболее популярным цветом был бирюзовый. При отделке различных сооружений в период Салюк и в более позднее время, наряду с отделкой декоративным кирпичом, использовали кусочки кирпичей, покрытых бирюзовой глазурью. Поэтому можно сделать вывод, что к этому времени ремесленники уже были знакомы с техникой производства глазурованных кирпичей. Иногда эти глазурованные бирюзой кирпичи использовались для выкладки каллиграфических надписей в стиле куфи, которые могли располагаться среди узора, выложенного кирпичами. Наиболее ранний образец необожженной бирюзовой куфической надписи, в виде панели, хранится в иранском музее Бастан ( Национальный музей Ирана) и относится к концу X – началу XI веков н.э.. Среди других религиозных построек, где при строительстве использовалась плитка – мечеть Сейед в Исфахане (1122 год н.э.), Красный Купол в Маракеше (1147 год н.э.) и мечеть Джаме в Гонабаде (1212 год н.э.).
Вторжение монголов замедлило дальнейшее развитие многих художественных традиций и направлений. Обстановка изменилась в начале XIII века, когда правители Ильханиды приняли ислам; они были заинтересованы в возведении светских и религиозных зданий и сооружений. К этому времени декоративные кирпичи и плитки использовались не только для внешней отделки, но и для внутренней - для покрытия стен и куполов зданий.
Третий этап – появление мозаичной плитки
Искусство обработки плитки достигло наивысшего уровня совершенства и красоты в конце периода Ильханидов и в начале периода Тимуридов, когда появилась плитка “морак” (мозаичный стиль). Плиточные панели, сделанные с помощью этой техники, были очень прочными и долговечными. Плитки разных цветов, таких как желтый, голубой, коричневый, черный, бирюзовый, зеленый и белый резались на маленькие кусочки в соответствии с заранее подготовленным узором. Эти кусочки складывались вместе близко друг к другу и заливались жидким гипсом (штукатуркой), заполняя все пространства и щели. После того как гипс высыхал и затвердевал, получившийся большой кусок плиточной панели с помощью штукатурки крепили на стену здания. Памятники Тимуридов в Герате, Самарканде и Бухаре были покрыты с помощью этой декоративной техники. Среди наиболее известных памятников, отделанных таким способом, мечеть Гохаршад (1418 г. н.э.), мечеть Молана (1444 г. н.э.), мечеть Джаме в Йезде (1456 г. н.э.), мечеть Джаме в Варамине (1322 г. н.э.) и медрессе Хана в Ширазе (1615 г. н.э.).
Четвертый этап – появление плитки Семь Цветов
С начала периода Сафавидов у ремесленников появился другой метод украшения плитки. Экономические и политические причины подтолкнули к созданию так называемой плитки “Семь цветов”, которая стала применяться для отделки многих религиозных зданий, построенных в большом количестве к этому времени. Причинами, вызвавшими популярность этой техники, были:
1. Плитка “Семь цветов” была дешевле в производстве.
2. Для ее производства требовалось меньше времени.
3. Ремесленники могли расширять свой набор узоров, мотивов, и рисунков для украшения.
Квадратные плитки складывались вместе, и цветными глазурями на них наносился необходимый рисунок. Каждая плитка обжигалась. Затем они опять собирались все вместе, одна к другой, образуя главный большой узор. Арабские мотивы были особенно популярными. Этот метод отделки плитки оставался популярным до конца периода Каджаров, когда набор цветов увеличился и включал в себя желтый и ярко оранжевый.
Другим важным типом отделки плитки в это время был люстр. Он пользовался спросом к концу периода Сельджуков и достиг наивысшего уровня совершенства в периоды Хорезмшахов и Ильханидов.
Панели из люстровой плитки были квадратной, прямоугольной, шестиугольной, восьмиугольной и многоугольной формы. Они были покрыты люстровыми рисунками с изображениями людей, животных, растений и геометрическими мотивами в виде надписей по краям, которые содержали строки из стихотворений, пословицы и поговорки, относящиеся к Пророку и другим выдающимся религиозным деятелям. Такие плитки в большом количестве были найдены при раскопках в “Тахт Сулейман”, особенно много во дворце Абаг Хана (период Ильханидов) и в районах Горгана, Кашана и Хорасана.
Изысканный люстр михраб появился в XIII веке н.э. На производстве этой плитки специализировались мастерские в городах Горган, Султан, Савех и Кашан. В течение XVII века н.э. важными центрами по производству люстровой плитки стали Шираз, Керман и Мешхед. Прекрасно декорированные люстровые плитки имеются в мечети Имама Реза (1215 г. н.э.) в Мешхеде.
Сочетание кирпича и плитки
Другой популярной техникой было украшение с помощью кирпича и плитки. Эта техника развилась из ранее применявшихся декоративных комбинаций плитки и кирпича; отличие состояло в использовании разноцветной плитки взамен одноцветной. Этот тип отделки использовался в религиозных и светских зданиях, начиная с XIII века, изменяясь и совершенствуясь. Мечеть Джаме в Варамине (1322г.), Дворец Султана (1304-1311), мечеть Джаме в Аштаране (1315 г.), и мечеть Вакиля (1773 г.) имеют прекрасные экземпляры плитки этого типа.
Надписи на плитке - мокили
Разнообразный дизайн, сделанный в этой технике, включал в себя большие надписи, известные как “мокили”, которые главным образом находились в религиозных зданиях, таких как мечеть Джаме (XIV век) и мечеть Хакима (1656 г.) в Исфахане.
В VIII- X веках нашей эры большинство этих надписей составляли пословицы, поговорки, пожелания, афоризмы, имена религиозных личностей и просьбы к Аллаху о помощи. Они были сделаны декоративным, простым или прерывистым шрифтом куфи. Надписи делались также на посуде, например, на керамической посуде из Нейшабура были найдены стихи.
В XIII - XIV веках керамическая посуда и плитки были отделаны очень разнообразными по форме надписями. Наиболее популярными были формованные украшения и надписи с пожеланиями счастья, добра, хорошего здоровья, просьбы, пожеланиями победы, поговорки, стихи и имя Аллаха. Этот тип посуды производили мастерские в Кашане, Рэе и Горгане.
Прерывистый шрифт талик стал популярным в XI-XIV веках. Этот шрифт использовался в люстре и под глазурованным рисунком, и содержал отдельные строки или стихи таких поэтов как Фердоуси, Хафиз, Молана и Баба Афзали Кашани. Более того, у ремесленников Хорезмского и Ильханидского периодов стало популярным добавлять дату изготовления и имя мастера. Самые старые датированные плитки относятся к 1203 году н.э. Панельные плитки этих периодов имели чаще всего форму квадрата, лотоса, звезды и многоугольную форму и собирались вместе для создания панели.
В период Сафавидов использовались шрифты насх и сульс. Найдены работы известных каллиграфов, таких как Алиреза Аббаси, Мохаммад Салех Исфахани, Мохаммад Реза Имами и Хусейн Банна.