"Это было захватывающее зрелище! Воздушный шар, который - то и шаром назвать нельзя - гигантский тетраэдр смахивал на пакет молока для Гулливера, с подвешенной к нему гондолой в форме тростниковой лодки стремительно пошел вверх." Так несколько лет назад в Перу начался эксперимент, главной целью которого была проверка, мог ли человек подниматься в воздух более 2 тысяч лет тому назад? Как полагают некоторые исследователи, древние перуанцы вполне могли летать, скажем, над пустыней Наска - местом расположения загадочных наземных линий и узоров, которые из-за их громадности можно рассмотреть лишь с высоты птичьего полета.
И вот, достигнув высоты 200 метров, шар вдруг пошел на снижение. Не помогли и выброшенные опытными воздухоплавателями - англичанином Дж.
Ноттом и американцем Дж. Вудманом - два стокилограммовых мешка с балластом. Гондола-лодка ткнулась в песок с такой силой, что воздухоплавателей буквально "выстрелило" из нее. Облегченный шар снова взмыл в поднебесье и приземлился лишь через 12 минут, пролетев за это время еще около 3 километров.
Как оценить результаты эксперимента? Совсем уж неудачным полет не был: никто не пострадал; воздухоплаватели отделались, что называется, легким испугом и синяками. И совершенно бесполезным его не назовешь: аэростат, построенный по рисункам, обнаруженным на стенах древней гробницы индейцев, все-таки взлетел. Нотт - далеко не новичок в мире воздухоплавания (ему, например, принадлежит рекорд высоты подъема на воздушном шаре и многие другие достижения) - со свойственным англичанам юмором заявил после скоростного приземления, что "это был действительно фантастический полет". Однако не преминул добавить, что только из-под облаков воздухоплаватели смогли "насладиться зрелищем причудливых фигур и линий пустыни Наска".
Лихорадочные приготовления к полету начались еще за несколько месяцев до его осуществления. По замыслу эксперементаторов, аэростат должен был стать точной копией конструкции, изображение которой было обнаружено на стене одной из гробниц Наски, построенной более 2 тысяч лет тому назад. Именно этим и объясняется его странная форма - тетраэдр - четырехгранник имел высоту 10 метров и сторону основания около 30 метров. Сделан он был из материала, схожего с тканью, образцы которой были извлечены из древних захоронений. Гондола в форме лодки была сплетена из тростника тоторы, которым и по сей день пользуются обитатели озера Титикака - индейцы племени урос. При запуске аэростата эксперементаторы тоже постарались следовать той технологии, которая, по их мнению, могла использоваться в древности. Подъемную силу воздушному шару придали горячий воздух и дым, поступавшие от костра, разожженного в четырехметровом подземном туннеле.
Шар поднялся в воздух, но пробыл в полете не долго. Из этого факта можно сделать несколько выводов. Отчасти он показывает, что древние житили Перу могли совершать подобные путешествия лишь в исключительных случаях - например, во время больших празднеств, церемониальных процессий, религиозных обрядов... Уж слишком сложна процедура взлета для каждодневного пользования. Впрочем, быть может, мы просто не освоили ее как следует?
Задаться подобным вопросом заставляют хотя бы легенды о некоем человеке по имени Антакри, который летал над различными районами Туантинсуйо. Он поднимался в воздух для определения маршрута, которым должен проследовать Тупак Инка Юпаманки - знаменитость того времени - во время своего путешествия в Полинезию. В 1977 году уже упоминавшийся Дж. Вудман, размышляя о загадке изображений, обнаруженных в пустыне Наска, выдвинул такую гипотезу. Он предположил, что вся территория, где обнаружены загадочные изображения, некогда служила... аэродромом древних жителей этой страны. Чтобы проверить свою догадку, Вудман объединил в рамках проекта "Наска" большую группу энтузиастов и, заручившись поддержкой международного общества исследователей, принялся отыскивать в библиотеках и прочих хранилищах древностей свидетельства в пользу данной гепотезы. И кое-что ему и его коллегам удалось обнаружить.
В частности, исследователи выяснили, что у братьев Монгольфье действительно были предшественники. Причем по крайней мере один из них был родом из Южной Америки! В 1709 году на аудиенцию к королю Португалии явился один из его заморских подданных - некто Бартоломеу ди Гусман. Молодой монах - иезуит поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на воздушном шаре, наполненном дымом. Причем сам воздухоплаватель рассказал, что научился этому искусству в католической школе бразильского города Сантус. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Америки, включая Перу. Они и поведали любознательному мальчику о народных преданиях, где описывались летательные аппараты древних перуанцев.
Взяв за основу один из описанных вариантов, молодой монах сумел подняться в воздух. Однако полет тот вышел ему боком. Католическая церковь тут же обвинила Гусмана в сношениях с нечистой силой, ему пришлось бежать, и след его затерялся... Аппарат Гусмана далеко не единственное возможное повторение древних конструкций. Вспомним хотя бы о "паракасском канделябре" - одном из изображений, обнаруженных в окрестностях того же города Наска. По мнению специалистов, рисунок напоминает силует... двухкилевого летательного аппарата типа современного планера. Причем расположен знак как раз на том месте пустыни, где практически постоянно возникают мощные восходящие потоки. Стало быть, он, как огонь маяка, мог указывать теряющему высоту пилоту: "Лети сюда, здесь ты снова сможешь взмыть в небо...". Далее от "канделябра" в глубь материка уходит прямая белая линия, хорошо видимая с высоты нескольких сот метров. Она идет через горы и долины и заканчивается на подходе к горному плато. Можно предположить, что эта линия некогда служила указателем направления, по которому довольно часто летали древние пилоты, используя господствующие здесь восходящие потоки.
А сам " аэродром " в пустыне имеет еще множество "указательных знаков", которые могли многое открыть внимательному взору. Так, современные планеристы, обследовавшие эти места, выяснили, что здесь указаны не только наиболее удобные заходы на посадку, но и есть рисунок, названный "крылом дельта", который довольно точно обозначает розу ветров. "Треугольники" информируют планериста о возможном боковом ветре, а "квадраты" - о наилучшем месте приземления. Стилизированные фигуры птиц, по мнению исследователей, могут означать места стоянок. Именно около них попадаются крупные валуны, по форме и массе пригодные для швартовки планеров.
Последнее время археологи стали замечать подобные изображения и в других местах побережья - там, где существуют хорошие условия для парения планеров и им подобных летательных аппаратов. Заметить эти изображения чаще всего удается именно так, как увидели рисунки в пустыне Наска - с высоты птичьего полета, из кабины летательного аппарата. На земле они практически незаметны.