Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Архитектура и дизайн » Египетский музей

 

Египетский музей

 

 

Вид музея
Вид музея

Египетский музей (нередко называемый попросту Каирским музеем) - главное мировое хранилище египетских древностей. Это, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые «молодые» экспонаты насчитывают около двух тысяч лет.

Полностью посвященный Древнему Египту, начиная 3000 годами до н.э. и кончая римской колонизацией, он гипнотизирует зрителя прежде всего временным масштабом своей экспозиции.

Книга мертвых
Книга мертвых

Перед посетителем вживую предстает трехтысячелетняя история одной из древнейших цивилизаций.

загрузка...

 

 

Мысль, что прекраснейшие произведения искусства, лежащие перед ним, созданы, когда не родился на свет не только Гомер, но даже герои Троянской войны (согласно периодизации египетской истории, эпоха даже «Нового царства» начинается в XVI в. до н.э.), заставляет туриста воистину утратить ощущение времени. Встречающие же его на первом этаже величественные статуи фараонов от Хеопса и Микерина (начало XXVI в. до н.э.) до Птолемеев (IV в. до н.э.), столь разнообразные и одновременно в чем-то схожие между собой, лишь укрепляют его в смутном сознании, что история человечества не так уж длинна.

Мумия фараона Рамсеса II
Мумия фараона Рамсеса II

Зародышем будущего Каирского музея стала так называемая «Служба древностей Египта», организованная египетским правительством в 1835 г. Главной целью ее было ограничить воровской беспредел, царивший в местах археологических раскопок. Разграбление могил, процветавшее тысячелетия назад, стало настоящим бичом в XIX в. Нередко случалось, что прежде чем археологи приближались к гробнице, местные жители уже вовсю продавали статуэтки и драгоценности из нее на антикварных рынках. Возникновение «Службы древностей» положило начало упорядочению как хода раскопок, так и хранения найденных предметов.

Царица Хатшепсут
Царица Хатшепсут

Однако подлинное рождение Каирского музея связано с именем иностранца - французского египтолога Огюста Мариэтта (1821-81). Молодой сотрудник Египетского департамента Лувра приехал в 1850 г. в Каир, чтобы приобрести для Лувра несколько папирусов.

Оказавшись в Египте, он становится свидетелем планомерного расхищения археологических находок. Все многочисленные приезжие - туристы, ученые, любители старины - стремились приобрести какие-либо древности; в лучшем случае - для музеев на своей родине, в худшем - для личных коллекций.

Такой гигантский спрос немедленно породил соответствующее предложение. Служба древностей Египта была не в состоянии контролировать работу черных рынков, где продавались подчас драгоценные памятники, которых навсегда лишался Египет.

Кроме прямой уголовщины, египетская наука страдала от отсутствия твердой юридической базы. Памятники не только воровали - их увозили открыто. Вслед за Наполеоном, оккупировавшим Египет, и Нельсоном, чья победа при Абукире вынудила будущего императора в конце концов покинуть Африку, в страну пирамид ринулись европейские ученые.

Они сделали множество величайших открытий, но, конечно, не считали нужным бросить открытые ими сокровища в Египте. Великолепные коллекции Лувра, Британского музея, Египетского музея в Берлине обязаны своим существованием отсутствию законодательства, регулировавшего вывоз исторических ценностей.

И вот Огюст Мариэтт, вместо того, чтобы, по примеру других археологов, добывать сокровища для своей страны, посвящает свою жизнь чужой. Все силы он кладет на создание музея в Египте, где хранилось бы все, найденное на египетской земле. В том числе - и находки самого Мариэтта, среди которых знаменитая ныне Аллея сфинксов, или Серапеум, в Саккаре.

Стараниями Мариэтта музей был основан поначалу в Булаке, в 1858 г. Отныне все, открытое на территории Египта, считалось государственной собственностью и автоматически отправлялось в музей. Расхищению памятников истории и культуры Египта был положен конец. В 1880 г. Булакский музей был переведен в Гизу, по соседству со знаменитыми пирамидами, в пристройку ко дворцу тогдашнего главы Египта Исмаила-Паши.

Через год Мариэтт скончался. Памятник великому египтологу и бескорыстному исследователю стоит в дворе музея в Каире, куда собрание было перевезено в 1902 г. Здесь же, в древнем гранитном саркофаге, покоится прах ученого.

Нынешнее здание музея, построенное в 1900 г., вмещает свыше 120 000 экспонатов. Среди них множество царских мумий, найденных при раскопках в Долине Царей, сокровища гробниц фараонов, в том числе - захоронение молодого фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.), открытое в 1922 г. английским ученым Говардом Картером.

Оно стало едва ли не самым сенсационным археологическим открытием XX в., так как могила фараона оказалась единственной среди своих соседок почти нетронутой древними грабителями.

Золотая надгробная маска Тутанхамона
Золотая надгробная маска Тутанхамона

Количество найденных в гробнице предметов искусства превышало три с половиной тысячи; большая часть их находится ныне в Каирском музее.

Среди них - драгоценности, украшения, домашняя утварь, саркофаги (мумия фараона была упрятана в несколько драгоценных саркофагов).

Но самый захватывающий и самый прославленный экспонат этого отдела - так называемая «Золотая маска» Тутанхамона. Это изображение молодого фараона, лежавшее на лице мумии, изображает правителя с такой живостью, что у зрителя не исчезает ощущение, будто он смотрит в лицо фараону.

Драгоценнейший раздел Каирского музея - произведения искусства так называемого Амарнского периода (также XIV в. до н.э.). Название происходит от деревни Тель-эль-Амарна, где было найдено большинство этих шедевров.

Все они связаны с именем «фараона-еретика» Аменхотепа IV (отца Тутанхамона). Он отрекся от многобожия предков и законодательно ввел в стране единый культ Солнца-Атона, в честь которого взял себе новое имя - Эхнатон. Стремясь полностью обновить и духовную, и официальную жизнь Египта, он покинул Фивы - древнюю египетскую столицу и основал новую, названную им Ахетатон, на том месте, где позже и возникла Тель-эль-Амарна.

Религиозная реформа Эхнатона повлекла за собой и другие. Его эстетические требования послужили причиной возникновения нового, ранее небывалого художественного стиля, который сейчас именуют «амарнским». По сравнению с каноническим сдержанным древнеегипетским искусством, амарнский стиль производит впечатление своеобразного экспрессионизма.

Тела схвачены художником или скульптором в момент движения, физические недостатки самого фараона - слабые руки, удлиненная голова - не скрываются, а, напротив, подчеркиваются до неестественности. Зато и ощущение красоты амарнских художников свежо и обострено более, чем когда-либо. Именно в Тель-эль-Амарне был найден прекрасный скульптурный портрет жены Эхнатона - Нефертити (хранится в берлинском Египетском музее), ставший своего рода символом искусства Древнего Египта

После смерти фараона жрецы старой религии стремились стереть память о нем. Его имя вырезалось из надписей, изображения были уничтожены. Вот почему осталось так мало памятников этого периода, а амарнский раздел Каирского музея представляет особую ценность.

Музей открыт ежедневно в 9 до 17 часов. Стоимость билетов 10 египетских фунтов. Вход в залы мумий оплачивается отдельно - 30 фунтов.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Египетский музей":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Renault Clio: Муза тянется к спорту

В тесте участвуют автомобили: Renault Clio Согласитесь, превратить автомобиль класса B, в котором основную массу водителей состовляют женщины, в безоговорочного "спортсмена" - задача не из простых. Но Renault стоит на своем не прошло и года, как появился Clio третьего поколения, а на рынке Европы уже выходит его спортивная версия Clio Renault Sport.

» Французские автомобили - 2280 - читать


Музей угонов, или Берегись автомобиля

Никакая охранная сигнализация не спасет ваш автомобиль, если его решили угнать профессионалы! Именно такое впечатление создается после посещения Музея угона транспортных средств, который открылся в Москве на Коптевской улице в доме № 71. Здесь представлены вещественные доказательства, оставленные преступниками при попытке угона; замки и сигнализация, выведенные ворами из строя, инструменты и оборудование, которые используются угонщиками.

» Разное - 2193 - читать


Renault Clio: Муза электроники

В тесте участвуют автомобили: Renault Clio Ставка на солидность и богатый уровень оснащения – качества, присущие моделям более высокого класса. «Рено-Клио III» пересматривает стандарты сегмента В. Машины ярких расцветок на серпантине горной дороги провожает взглядами курортная публика, закрывающая бархатный сезон.

» Познавательное про авто - 2353 - читать


Renault Laguna: Служенье муз не терпит суеты

В тесте участвуют автомобили: Renault Laguna «Автомобиль по-французски» должен быть произведением искусства – видимо, это хотели сказать создатели «Лагуны», преуспев в дизайне и новаторстве. Неудивительно, что их утонченные натуры сочли нудную и кропотливую доводку машины до ума делом, не достойным настоящего художника.

» Познавательное про авто - 1750 - читать


Renault Symbol: Турецкая муза Renault

В тесте участвуют автомобили: Renault Symbol СКОЛЬКО СТОИТ? Пока "Клио Символ" - редкий гость в салонах российских дилеров.

» Познавательное про авто - 3309 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Архитектура и дизайн » Египетский музей

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru