Величайшей из русских женщин двадцатого века пятьдесят пять лет. Сорок из них она поет, и представить себе Россию без ее бескрайнего голоса уже невозможно. Все эти сорок лет Певицу сопровождают мужчины – друзья, мужья, любовники, музыканты, композиторы, концертмейстеры. Одни из них не задерживаются в ее жизни, другие остаются рядом на десятилетия.
1.
Владимир Штерн – 1962
15 апреля 1949 года в семье Бориса Михайловича Пугачева и Зинаиды Архиповны Одеговой родился второй ребенок. Их первенец Гена, появившийся на свет за два года до этого, умер в младенчестве от дифтерии. Дочери повезло больше – несмотря на то, что она родилась с опухолью на горле, ей было суждено не только прожить большую и богатую жизнь, но и стать одной из главных культурообразующих фигур двадцатого столетия. Девочку назвали в честь популярных на момент ее рождения актрис Тарасовой и Ларионовой. Аллой. Аллой Пугачевой.
Еще через год родился младший брат Пугачевой, Евгений. Брат и сестра учились в только что открывшейся 496-й школе в Лавровом переулке – то здание стоит в Москве и поныне, хотя школы в нем давно уже нет. В той же школе несколькими классами старше училась Кира Щедрович, впоследствии ставшая известной телеведущей Кирой Прошутинской, а дочь классной руководительницы Пугачевой Веры Петровны Петровской стала главным телевизионным критиком страны – она работает в газете "Известия" и зовут ее Ирина Петровская.
Первый достоверно известный кавалер Аллы Пугачевой был другом ее младшего брата. Его звали Владимир Штерн, и именно с ним тринадцатилетняя Алла Пугачева во время Карибского кризиса хотела сбежать на Кубу, чтобы помочь братьям-коммунистам. Подростки решили уехать в Ленинград, а там пробраться в трюм грузового корабля, идущего к "острову Свободы". Пугачева уже тогда отличалась решительностью (дети во дворе ее звали "фельдфебелем") и актерским мастерством, поэтому Алле и Володе удалось сесть на поезд без билетов и денег. По дороге беглецов обнаружили проводники, и на станции Бологое Пугачева и Штерн были высажены из поезда и отправлены к родителям.
Со Штерном связан и самый крутой поворот в жизни брата Пугачевой, Евгения. После окончания Горьковского военного училища связи, Женя распределился в подмосковную Кубинку. Однажды Пугачев и Штерн загуляли там до поздней ночи, опоздали на последнюю электричку и тормознули попутную машину. Их подвезли до станции, а наутро оказалось, что машиной управлял американский шпион, находившийся под наружным наблюдением. Евгения Пугачева, как военного, отправили служить на Семипалатинский ядерный полигон, откуда он смог выбраться только через много лет и с потерей двух званий. В девяностые Евгений Пугачев работал водителем в российском отделении одной из крупных звукозаписывающих компаний.
2. Дмитрий Страусов - 1963
Инициатором музыкального образования Аллы Пугачевой стала ее мать, Зинаида Архиповна. Уже в пять лет она пригласила преподавательницу, чтобы выучить дочь играть на трофейном пианино "Циммерман", а в семь лет Алла стала учиться в музыкальной школе при училище имени Ипполитова-Иванова. Даже летом, когда дети Пугачевых отправлялись в поселок Новоалександровский на Клязьминском водохранилище, пианино перевозили следом, и Алла должна была заниматься как минимум три часа каждый день.
Пугачевой было четырнадцать, когда ее отца, директора по сбыту Талдомской обувной фабрики, приговорили к трем годам исправительных работ за хозяйственные злоупотребления. Борис Михайлович отбыл полтора года на работах в Долгопрудном и был освобожден "за примерное поведение". Тогда же в жизни Пугачевой случился и первый дачный роман – все лето Алла не расставалась со студентом МАИ Димой Страусовым. Однажды будущая Примадонна нарядила младшего брата в женскую одежду и отправила его к Страусову под видом своей подруги, а сама отправилась к местной шпане и нажаловалась им, что какая-то "прости господи" отбивает у нее парня. От рукоприкладства Женю Пугачева спасло только своевременное раскрытие инкогнито – эту историю, кажется, до сих пор вспоминают в Новоалександровском.
3. Владимир Трифонов – 1965
Карьера Пугачевой-певицы началась в 1965 году, когда пятнадцатилетнюю студентку первого курса училища имени Ипполитова-Иванова посоветовали сатирическому дуэту Лившица и Левенбука (тех самых, которые впоследствии станут ведущими культовой программы "Радионяня"). В середине шестидесятых жанр сатирических выступлений, комбинирующих скетчи и куплеты, был очень популярен – вспомните, например, артиста Велюрова из комедии "Покровские ворота". Программа Лившица и Левенбука была посерьезнее, чем у Велюрова, поэтому им требовалась певица. Артисты концертных организаций отказывались ездить по регионам за небольшие деньги, поэтому Лившиц и Левенбук для участия в своей программе с характерным названием "Пиф-паф, или сатирические выстрелы по промахам" пригласили Пугачеву, которую им порекомендовала дочь одного из администраторов Москонцерта. Первой песней, которую предстояло спеть будущей народной артистке СССР, стала песня "Робот", написанная Левоном Мерабовым на стихи Михаила Танича.
Через две недели Пугачева отправилась в свои первые гастроли. Ее ставка составляла четыре рубля пятьдесят копеек за концерт, а сценическое платье Алле одолжила жена Левенбука. После первого выступления, несмотря на хороший прием публики, Пугачева разрыдалась – ей было страшно выходить на сцену. Но через несколько дней у нее уже попросили первый автограф. Напомним, это было сорок лет назад.
Спустя некоторое время на Пугачеву вышел Владимир Трифонов, один из руководителей суперпопулярной воскресной радиопрограммы "С добрым утром!", главного инструмента по созданию звезд в СССР шестидесятых годов. Он смог разглядеть в юной певице то, чего не видели пока другие. "Робот" был записан в студии и выпущен в эфир. Песня сразу же стала очень популярна, ее перепели многие эстрадные певицы, она вошла в репертуар ресторанных артистов. В течение последующих двух недели редакцию "С добрым утром!" завалили письмами с просьбами поставить еще какую-нибудь песню в исполнении девушки. Тут как раз оказалось, что начинающий композитор Шаинский срочно ищет исполнительницу для одной из своих песен. Так страна услышала песню "Как бы мне влюбиться?" в исполнении Пугачевой. Совершенно неожиданно как для радионачальства, так и для певицы и композитора эта песня стала абсолютным лидером хит-парада "Мелодия месяца". Следующую свою песню, "Не спорь со мной", Шаинский уже специально принес для Пугачевой. Когда и эта песня стала лидером месяца, Союз композиторов обвинил программу в махинациях при подсчете голосов.
Трифонов, его напарник по программе Дмитрий Иванов и Пугачева очень сдружились и очень много времени проводили вместе. Владимир Трифонов открыто ухаживал за юной певицей – он часто бывал у Пугачевых дома, познакомился с родителями Аллы. Но девушка так и не ответила ему взаимностью.
Владимир Трифонов умер в самом начале девяностых, когда Пугачева была на гастролях. Вернувшись в Москву, певица первым делом отправилась к его вдове.
4. Юрий Эрвье - 1966
Летом 1966 года семнадцатилетняя Алла Пугачева в составе концертной бригады радиостанции "Юность" поехала в Тюменскую область. В составе бригады были как статусные советские артисты (Ян Френкель, Александра Пахмутова), так и молодые романтики – например, бард Борис Вахнюк или комсорг отряда космонавтов Герман Соловьев. В небольшом пароходе бригада сплавлялась из Тюмени по Иртышу и Оби, по дороге давая концерты для геологов и нефтяников. И "надо же было такому случиться", что главный человек в этих краях, первооткрыватель западносибирской нефти, начальник геологоразведочного управления Тюменской области, легендарный искатель Юрий Георгиевич Эрвье очень увлекся юной московской певицей. Несмотря на то, что у Эрвье была дочь всего лишь чуть младше Пугачевой, главный тюменский геолог не пропускал ни одного выступления столичной девушки. На вертолетах и на катерах пятидесятисемилетний герой преследовал корабль "Юности", а Пугачева, побаиваясь огромного седого мужчину, даже иногда скрывалась от него. Эрвье был при бригаде практически все гастроли, всячески помогал им продуктами, одеждой, устраивал неурядицы с самолетами. А когда участники летнего "тура" давали отчетный концерт на ВДНХ, Эрвье приехал в Москву только затем, чтобы вручить Пугачевой огромный букет роз. Рауль-Юрий Георгиевич Эрвье дослужился до заместителя министра геологии СССР и звания Героя социалистического труда, умер в 1990 году и почитается в Тюмени как один из самых значимых для развития края людей.
5. Диомид Костюрин – 1966
В той же поездке в Пугачеву безнадежно влюбился молодой поэт Диомид Костюрин (как его называли друзья – "Динамит в кастрюле"). Алла не ответила на его любовь, считая Костюрина "мальчиком", но Диомид написал тексты к некоторым очень популярным песням Пугачевой, включая программные "Три желанья" и "Святая ложь". Впоследствии Костюрин женился на дочери известного писателя Гулиа, а спустя годы покончил с собой, выбросившись из окна восьмого этажа. Пугачевой на его похоронах не было.
6. Борис Вахнюк – 1966
После истории с Эрвье команда радиостанции "Юность" поверила в Пугачеву, как в талисман. Они регулярно, несмотря на запреты начальства, ставили ее в эфир, давали ей номера в выездных концертах и даже брали с собой на обязательные в советское время сельхозработы. Там Алла стала проявлять знаки внимания к барду Борису Вахнюку – они все время были вместе, рисовали шаржи на своих приятелей, пили портвейн, Пугачева пела песни Вахнюка и даже, при всей своей нелюбви к спорту, ходила смотреть, как Борис играет в футбол. Вахнюк относился к Пугачевой так же, как она относилась в Костюрину, называл ее "малявочкой". Продолжения эта история не получила, но песни на стихи Бориса Вахнюка Пугачева пела уже даже будучи Народной артисткой СССР – например, "Бежала, голову сломя" 1993 года или "Успокой" 1997 года. Не так давно по просьбе Пугачевой московский мэр выделил Борису Вахнюку квартиру в Москве.
7. Герман Соловьев - 1966
По возвращению в Москву Алла стала встречаться с другим участником бригады "Юности" – комсоргом отряда космонавтов Германом Соловьевым. В те годы молодые космонавты были моднее, чем сейчас ди-джеи и современные художники. В культовости с ними соперничал разве что театр на Таганке, с актерами которого космонавты находились в приятельских отношениях. Все это не могло не привлечь семнадцатилетнюю девушку, и она ответила на ухаживания Германа. Он стал приходить к ней домой, познакомился с ее братом и родителями, познакомил Аллу с Высоцким. Родители Пугачевой радовались этой связи, да и сама Алла иногда подумывала, что могла бы выйти замуж за Соловьева. Но, как это часто бывает в юности, такие планы не осуществились и молодые люди расстались.
8. Валерий Романов - 1967
Роман со студентом института иностранных языков Валерием Романовым стал первыми серьезными отношениями в жизни будущей Примадонны. Их познакомил брат Пугачевой, и все свидетели констатировали "бурный и страстный" характер этого романа. Романов был сыном состоятельных родителей и мог позволить себе дарить Алле дорогие подарки, мать девушки возражала против этого, но все же в глубине души радовалась выбору дочери. Однако по окончанию института Валерия распределили в Египет, который как раз вступил в состояние очередной войны с Израилем. Молодые собрались было пожениться, чтобы Алла могла поехать вместе с Романовым, но родители их отговорили – Пугачевой только что исполнилось восемнадцать лет. Алла обещала ждать жениха, но не дождалась – Валерий регулярно писал ей, а она отвечала все реже и реже, пока совсем не перестала этого делать.
9. Миколас Орбакас - 1969-1973
После окончания музыкального училища двадцатилетнюю Аллу Пугачеву снова пригласили в летнюю студенческую бригаду. На сей раз, ехать надо было по колхозам Тамбовской области, а бригада формировалась при эстрадно-цирковом училище. Накануне первого визита Пугачевой в это училище ей нагадали, что первый встреченный мужчина станет ее мужем. Первым Алла встретила организатора цирковой бригады Александра Форгета. Но он не мог стать ее мужем, поскольку не интересовался женщинами вовсе. Вторым встреченным Пугачевой в училище мужчиной стал высокий рыжеволосый юноша, который представился как Миколас Эдмундас Орбакас. Для простоты Пугачева решила называть его Мишей. В то же лето Микаэл Таривердиев пригласил Пугачеву записать песню для кинофильма "Король-олень" – эта первая работа певицы в кино никак не была отмечена в титрах картины. Вдохновленная приглашением в кинематограф и заработанными в Тамбове деньгами, через четыре месяца знакомства Пугачева предложила "Мише" оформить их отношения официально. Алла хотела вырваться из-под опеки родителей и считала замужество самым простым способом сделать это. И когда Миколас пришел к родителям Пугачевой знакомиться, туда же зашел вернувшийся из Египта Валерий Романов. Не дожидаясь выяснения отношений, Орбакас сбежал ночевать к приятелю. Утром к нему пришла Пугачева, и они отправились в ЗАГС.
Свадьбу Алла и Миколас отмечали в Москве. На заработанные во время тамбовских гастролей деньги купили чешский гарнитур (600 рублей!), свадебное платье и костюм, сняли зал в кафе. В качестве свадебного подарка директор училища имени Ипполитова-Иванова, по совместительству и депутат Ждановского райсовета, подарила молодым семнадцатиметровую комнату в том же доме, где жили родители Пугачевой.
В конце мая 1971 года у Аллы и Миколаса родилась дочь Кристина. Отчество Миколас выбрал по своему второму имени – Эдмундовна, а фамилия Орбакайте (не Орбакас) – следствие литовской национальной традиции, согласно которой мужчины, девушки и замужние женщины носят фамилии с разными окончаниями.
Уже через три месяца после рождения дочери Пугачева стала работать – записала песню для фильма Василия Шукшина "Печки-лавочки", устроилась солисткой в оркестр Олега Лундстрема, стала брать уроки вокала у легендарной преподавательницы Александры Стрельниковой, которая поставила голос практически всей советской эстраде. Вскоре дом Пугачевых снесли, а родителям и Алле дали по квартире на Рязанском проспекте. Поскольку все детские сады в районе были заняты, Кристину отправили к родителям Миколаса в Каунас, где она прожила два года, научилась говорить по-литовски и была крещена в католической традиции.
Пугачева стала гастролировать с оркестром Лундстрема – и это был уже совсем другой уровень гастролей. Она выступала в одной программе с суперпопулярным Валерием Ободзинским, познакомилась и подружилась с молодым композитором Вячеславом Добрыниным. Тогда же, осенью 1971 года в Ленинграде к ней в номер пришел молодой поэт Илья Резник и предложил певице песню "Посидим-поокаем". Но во время гастролей оркестра в Польше Пугачева решила уйти от Лундстрема для того, чтобы работать самостоятельно.
Из-за постоянных гастролей Алла и Миколас виделись очень редко, к тому же большие амбиции Пугачевой (а она уже несколько лет мечтала стать лучшей певицей страны) не сочетались со скромными творческими желаниями Миколаса. В ноябре 1973 года они развелись. Квартиру на Рязанском проспекте разменяли – Орбакас получил комнату в коммуналке, а Пугачева – однокомнатную квартиру в Вешняках, где она будет жить до 80-го года, когда ей, уже звезде номер один, дадут легендарную теперь квартиру на улице Горького. Сейчас Миколас Орбакас с новой семьей живет в Москве, Кристина продолжает его навещать.
10. Виталий Критюк - 1974
В 1974 Москонцерт направил Пугачеву на Пятый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Она решила петь ту самую "Посидим-поокаем", что подарил ей молодой Илья Резник. Для подготовки к этому конкурсу к Пугачевой приставили опытного концертмейстера Виталия Критюка. Двадцатипятилетняя певица и концертмейстер какое-то время жили вместе – после конкурса (где Пугачевой досталось третье место – настолько она была "неформатной") Критюк организовывал совместные выступления Пугачевой и певца Юлия Слободкина, родственника руководителя "Веселых ребят" Павла Слободкина. Уже потом, в 1979 году, Критюк под псевдонимом Кретов возглавит ансамбль "Лейся, песня", которым до него управлял уехавший в США сокурсник Пугачевой Михаил Шуфутинский. В 80-м Виталий бросит музыку, займется спекуляцией и попадет в тюрьму. Отсидев из положенных шести лет полтора, Критюк вышел на свободу и продолжил свой незаконный в советское время бизнес. В 1990 году он ушел из квартиры своего племянника на Арбате и исчез. С тех пор его никто не видел.
11. Павел Слободкин - 1974-1976
Павел Слободкин – легенда русской поп-музыки, сыгравший в жизни Аллы Пугачевой одну из важнейших ролей. Слободкин происходил из семьи профессиональных музыкантов, его отец Яков Слободкин был серьезным виолончелистом. Слободкины жили в самом центре Москвы, их соседом по лестничной клетке был Немирович-Данченко, а в доме постоянно появлялись первостепенные фигуры русской культуры – Шостакович, Маршак, Прокофьев, Паустовский, Ахматова, Рихтер. Однажды четырехлетний Паша посидел даже на коленях товарища Сталина. В музыкальном училище Слободкин учился вместе с Максимом Дунаевским, Марком Минковым и Алексеем Рыбниковым (автором "Юноны и Авось"). В 17 лет Слободкин уже руководил ансамблем Марка Бернеса, чуть позже – ансамблем Гелены Великановой. "Веселые ребята" были созданы в 1966 году, и за время существования этого ансамбля через него прошла большая часть советских поп-музыкантов: Александр Градский, Александр Барыкин, Александр Буйнов, Вячеслав Малежик, Алексей Глызин. В 1974 году Слободкин пригласил в "Веселые ребята" и Пугачеву. На гастролях они стали останавливаться в одном номере.
Выступления Аллы в составе "Веселых ребят" в истории не остались, но именно Слободкин сыграл ключевую роль в исполнении Пугачевой песни "Арлекино" на международном фестивале "Золотой Орфей" в болгарском городе Слынчев бряг. Пугачева попала на этот фестиваль случайно – согласованную с организаторами конкурса кандидатуру армянского певца Георгия Минасяна не пропустило Министерство культуры (его обвинили в гомосексуализме, что по советским законам считалось уголовным преступлением). Тогда рекомендовавший Минасяна руководитель эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян предложил министерству Аллу Пугачеву. Орбелян был весьма влиятельной фигурой, и Министерство, скрепя сердце, согласилось с кандидатурой Пугачевой, поставив условие: или первое место, или забвение. По условиям конкурса участники должны были исполнять песни болгарских авторов. В кратчайшие сроки была найдена написанная за пятнадцать лет до этого песня "Арлекино", Слободкин сделал к ней новую аранжировку, впопыхах перепутав местами кое-какие места, приятель Бориса Вахнюка Борис Баркас буквально за полчаса написал вошедший в историю текст. Пугачева со Слободкиным вместе придумали образ – марионетку в костюме клоуна, болтающую руками в локтях. Гомерический хохот Алла добавила уже от себя.
Триумфальное выступление Пугачевой на финале "Золотого Орфея" 8 июня 1975 года потрясло всю восточную Европу. Завоевав Гран-при, Пугачева вернулась в СССР победительницей. В аэропорту ее встречал одинокий Слободкин. С этого момента начала разворачиваться настоящая, большая слава Аллы Пугачевой. Вышла первая гибкая пластинка с тремя песнями, которая разошлась тиражом в десять миллионов экземпляров. "Веселые ребята" становились уже не самостоятельной группой, а аккомпанирующим составом Аллы Пугачевой, стремительно продвигавшейся к своей сияющей цели. Это приводило к конфликтам – почти весь 1976 год Алла и Слободкин пребывали в состоянии тлеющего конфликта. Однажды Слободкин даже ударил Пугачеву, чтобы успокоить очередной взрыв ее агрессивности. Их разрыв был предрешен – Пугачевой было тесно в рамках "Веселых ребят", Слободкин не мог расстаться с любимым детищем, и Алла выбрала себе следующую ступеньку для подъема. Осенью 1976 года двадцатисемилетняя звезда ушла от Слободкина
Павел Яковлевич до сих пор успешно занимается музыкой – сейчас у него есть собственный небольшой концертный зал на Арбате, где выступает самый широкий спектр артистов, от джазовых музыкантов до группы "Мумий Тролль".
12. Константин Орбелян - 1976
Следующей ступенькой карьерного роста Аллы Пугачевой стал оркестр Константина Орбеляна, куда певица пришла из "Веселых ребят". Это была солидная республиканская структура, в составе которой певицы получила собственный номер из четырех песен, который она исполняла на сцене престижного зала "Россия". Роман Пугачевой и Орбеляна длился недолго, но оставил в душе Пугачевой важный и отчетливый след. Спустя несколько лет Алла попросит Илью Резника написать слова для новой мелодии Раймонда Паулса.
- Когда будешь писать, - сказала Алла, - Имей в виду Орбеляна.
Пугачева хотела посвятить эту песню именно Константину Агапароновичу. И Илья Резник написал текст о святой любви к музыке, который в сочетании с мелодией Паулса стал одним из самых великих произведений большого советского эстрадного стиля. Называлась та песня "Маэстро".
Но осенью 1976 года, когда Алла все еще оставалась с Орбеляном, в ее жизнь уже вошел другой мужчина.
13. Александр Стефанович - 1976-1980
Ленинградского режиссера Александра Стефановича и Аллу Пугачеву осенью 1976 года познакомил поэт Леонид Дербенев. Их роман начался 24 ноября в ресторане "Сосновый бор" на Рублево-Успенском шоссе. После ужина еле знакомые мужчина и женщина (Стефанович на тот момент даже не слышал еще ни одной песни Пугачевой) отправились в гостиницу "Мосфильма", где и остались на ночь. Именно Стефановичу Алла (а вместе с ней и весь СССР) станет обязана многими характерными чертами Пугачевой восьмидесятых – самого значительного периода в ее творчестве. Первое время их роман развивался тайно (не только Пугачевой приходилось скрывать его от Орбеляна, но и у Стефановича была невеста), но к концу года все разрешилось – Алла перестала быть "армянской девушкой", а Стефанович порвал с невестой и переехал в квартиру певицы, в Вешняки.
Спустя некоторое время Пугачева вышла за Стефановича замуж – это был ее второй брак. Именно новый муж посоветовал Алле в полное мере использовать на сцене свой актерский талант – одеваться в трансформирующуюся одежду (такой одеждой станет изобретенный Вячеславом Зайцевым свободный балахон-"размахайка"), обыгрывать микрофон. Пять "Принципов Стефановича" составили основу будущего феномена Пугачевой: исповедальность (песни о себе), образ одинокой женщины, отказ от подражания Западу, театральность на сцене (каждая песня должна исполняться как маленький спектакль), скандальность (управляемые слухи, уходы со сцены, возвращения на сцену). Это был настоящий медиа-план по превращению популярной певицы в кумира страны, в миф, фактически в божество. И этот план блестяще удался. Именно при участии Стефановича вышел первый полноценный альбом Аллы Пугачевой – до сих пор не превзойденное никем "Зеркало души".
Еще одним достижением Стефановича стала большая четырехкомнатная квартира на улице Горького, куда супруги переехали в 1980 году – в это время их отношения уже расстроились, а Пугачева фактически не скрывала роман со своим директором Евгением Болдиным. Стефанович начинал снимать фильм "Душа", который был задуман специально под игру и музыку Пугачевой, но после ссоры и развода в качестве символической мести он снял в картине вечную соперницу бывшей жены Софию Ротару.
14. Евгений Болдин - 1985-1993
Директор программ фестивального отделения Росконцерта Евгений Борисович Болдин познакомился с Аллой Пугачевой 26 мая 1978 года. Несмотря на то, что слава двадцатидевятилетней певицы была уже всенародной, у нее до сих пор не было своего коллектива – ни музыкантов, ни костюмера, ни звукорежиссера. Болдин взялся все это обеспечить и вскоре стал директором коллектива Аллы Пугачевой. Красавец Болдин находился при Пугачевой с утра до вечера, и при охлаждении ее отношений со Стефановичем их роман развился самым естественным образом. Для начала они создали сопровождающий Пугачеву состав музыкантов "Рецитал", в котором началась карьера Игоря Николаева. Болдин занимался не только вопросами организации гастролей или хозяйственными проблемами – он стал официальным "ответчиком" перед партийными и советскими органами за все устраиваемые Пугачевой в разных концах СССР скандалы и рискованные публичные акции.
В это время Пугачева уже первая певица двухсотпятидесятимиллионной страны и популярна по всей Восточной Европе. У нее начинается мощная и сложная гастрольная жизнь, с организацией которой без Болдина она никогда бы не справилась. Пугачева за ним как за каменной стеной – в 1984 году она дает серию из пятнадцати аншлаговых концертов "Пришла и говорю" в "Олимпийском" (!), к ней приезжают с предложением о совместном проекте Бенни Андерсон, Бьорн Ульвеус (мужская часть великой группы ABBA) и один из создателей рок-оперы "Jesus Christ Superstar" Тим Райс, но Пугачева отказывает им, песни Аллы имеют широкий успех в Швеции и Финляндии, ее именем называют шведский паром, а тарификационная комиссия Министерства Культуры СССР назначает ей концертную ставку в 255 рублей. Болдин играет во всех этих событиях решающие роли, воспитывает Кристину, но пять лет они с Пугачевой живут, никак не оформляя своих отношений. Наверное, они так и не стали бы законными мужем и женой, если бы не случай. Однажды в Октябрьский райком партии, при котором состояла Алла Пугачева, прислали анонимное письмо об аморальном поведении Евгения Болдина, который позволял себе в зарубежных гастролях жить в одном номере с женщиной, с которой не состоял в браке. Первый секретарь обкома вызвал к себе Пугачеву, стал вести с ней нравоучительную беседу и пригрозил, что перестанет выпускать Болдина за границу. В результате Пугачева немедленно поехала к Болдину, и они отправились в ЗАГС. Это было в 1985 году.
Пережив ряд тяжелых испытаний, брак Пугачевой и Болдина продержится до 1993 года. К тому времени успеет родиться и умереть "Театр песни Аллы Пугачевой", на его обломках будет построена фирма "Алла", которая объединит свои усилия со скандально известной впоследствии компанией "Сиабеко". Это совместное предприятие назовут "SAV Entertainment", а возглавит его Болдин. На сегодняшний день "SAV Entertainment" – крупнейшая в стране концертная организация, устроившая в России концерты практически всех крупнейших звезд мировой поп-музыки.
После своего развода с Болдиным, Пугачева напишет песню "Сильная женщина" со словами: "Крикну, а в ответ – тишина. Снова я осталась одна". Рассказывают, что когда Болдин впервые услышал эту песню по телевизору, он плакал.
15. Раймонд Паулс – 1981
Как не хочется публике поверить в близкие отношения Аллы Пугачевой и латвийского композитора Раймонда Паулса – их не было никогда. Пугачева и Паулс создали вместе всего восемь песен, но именно эти песни, составившие одну из сторон двойного альбома "Как тревожен этот путь" 1982 года, наиболее запомнились советской публике из всего огромного репертуара певицы. Несмотря на любвеобильность Аллы, рядом с ней до этого времени никогда не было настоящего героя для зрителей – и публика хотела, желала видеть такого героя в холодном и загадочном прибалте, элегантно сидящем за клавиатурой фортепиано. Рассказывали, что Паулс подарил Пугачевой белый рояль, на котором они занимались любовью. Рассказывали, что Пугачева сломала жене Паулса руку. Но, как это ни печально для публики, ничего этого не было. И даже песня "Маэстро", которую Пугачева и Паулс исполняли вместе, на двух роялях, была посвящена другому мужчине Пугачевой – Константину Орбеляну.
16. Александр Розенбаум – 1985
Об отношениях Аллы Пугачевой и Александр Розенбаума известно очень мало. Илья Резник утверждает, что Розенбаум называл Пугачеву "мухой". А один из исследователей жизни певицы, Алексей Беляков, приводит в своей книге цитату некоей мифической Ирины Полубояриновой, бывшей соученицы Пугачевой, которая якобы всю жизнь тайно находилась рядом с певицей и описала все увиденное в тринадцати общих тетрадях.
"Роман с Розенбаумом, - писала эта женщина, - по сей день остается одним из самых таинственных в жизни Пугачевой. Она нередко приезжала к нему в Ленинград, но долгое время об этом знал, пожалуй, лишь Болдин”.
Беляков, впрочем, считает Полубояринову вполне достоверным источником.
17. Владимир Кузьмин - 1986-1988
К моменту знакомства Владимира Кузьмина с Пугачевой он был уже известным на всю страну музыкантом, которого, тем не менее, никогда еще не показывали по телевидению. Записи группы Кузьмина "Динамик" Пугачевой показал ее звукорежиссер Александр Кальянов. Алла захотела встретиться с Кузьминым и отправилась на его концерт. Рокер произвел на поп-звезду неизгладимое впечатление – все последующие дни ее пребывания в Ленинграде Пугачева не расставалась с Кузьминым. Вскоре "Динамик" запретили, и Алла предложила Кузьмину работать вместе с ней. Болдин, узнав о новом увлечении супруги, благородно отошел в сторону и переехал на другую квартиру. Пугачева поселила Кузьмина к себе, на улицу Горького. Они влияли друг на друга – Кузьмин на время отошел от рокерского имиджа, а Пугачева наоборот, стала использовать в своем образе атрибуты рок-культуры, кожаную одежду и железные заклепки. Между тем наиболее известной совместной работой Пугачевой и Кузьмина стал совершенно невинный поп-дуэт "Две звезды", написанный стремительно набирающим популярность Игорем Николаевым.
Публика с радостью согласилась с выбором любимой певицы – наконец-то рядом с ней появился герой, достойный внимания зрителей. В 1987 году по стране распространились слухи, что Пугачева вышла за Кузьмина замуж, но через год их роман как-то сам собой прекратился. Кузьмин съехал из квартиры Пугачевой, а Болдин тихо вернулся на свое законное место. Все, что в конечном итоге осталось от этого романа – это пудель по кличке "Кузя", которого Пугачева, несмотря на протесты законного мужа, отказалась переименовывать даже тогда, когда выяснилось, что собака женского пола.
- Кузьмин сделал наши отношения честнее и крепче, - сказала Пугачева в одном из своих интервью, но это было не последнее испытание для Болдина.
18. Игорь Тальков - 1991
О том, что у Пугачевой был короткий роман с убитым в 1992 году Игорем Тальковым, мало кто знает. Некоторое время Тальков выступал в "Театре песни", и даже посвятил Пугачевой свою песню "Звезда", из-за которой имел неприятности с Александром Кальяновым. В песне пелось: "Звезда, ты уже никому не нужна" – действительно, самое начало девяностых было тяжелым временем для Пугачевой. В стране наступали новые времена, население с жадностью потребляло все новое – пусть даже это новое было "Ласковым маем" или Ириной Аллегровой. Пугачеву отодвинули на задворки – вовсе не потому, что она стала хуже петь. Просто публика пробовала неведомое. Скоро, так и не распробовав, она вернется к истинным ценностям, но пока, в начале девяностых, у Аллы Борисовны те же проблемы, что и у КПСС или КГБ – она надоела своему народу.
Между тем жена Талькова Татьяна рассказывала, что когда Игорь уезжал в Свердловск на гастроли с театром Пугачевой, она мысленно с ним попрощалась и утешала себя лишь тем, что ее муж попадет в хорошие руки.
19. Сергей Челобанов - 1990-1993
В ноябре 1991 года на телевидении появился клип "Незваный гость", в котором вместе с Пугачевой перед публикой предстал певец Сергей Челобанов.
Челобанов был бывшим саратовским боксером, решившим стать поп-звездой и приехавшим для этого в Москву. Публика с радостью подхватила подогреваемый самими артистами миф о том, что у Пугачевой новый роман, и стала взахлеб обсуждать достоинства и недостатки странного певца, называющего себя исключительно по имени отчеству – Сергей Васильевич. Пугачева продолжает быть замужем за Болдиным, а у Челобанова есть жена и двое детей.
Сергей Васильевич был человеком очень замкнутым и немногословным, что увеличивало его героический ореол.
Поскольку Челобанов был на десять лет младше Аллы и превосходно выглядел, певица озаботилась вопросами омоложения и в 1992 года отправилась в Швейцарию, где ей провели комплекс пластических операций. Спустя несколько дней русские врачи констатировали клиническую смерть певицы от начавшегося заражения крови и буквально чудом спасли Пугачеву. Только оправившись от болезни, Алла занялась подготовкой к очередным "Рождественским встречам", на которые из Лос-Анджелеса прилетел успевший жениться на Американке и развестись с ней Владимир Кузьмин. Пугачева встретила его у себя дома и предложила остаться. Кузьмин, не желая снова влезать в сложные взаимоотношения, отказался. Тем не менее, на пресс-конференцию, посвященную окончанию "Встреч", Пугачева пришла вместе с Челобановым и Кузьминым. Журналисты были потрясены тем, как она выглядит – казалось, что ей не сорок два, а двадцать пять лет.
Взаимоотношения Пугачевой и Челобанова закончились вместе с истечением срока контракта певца с театром – 1993 году. Наступало время Филиппа Киркорова.
20. Филипп Киркоров – 1994...
Филипп Киркоров пришел в театр Аллы Пугачевой сразу после окончания Гнесинского училища в 1988 году. По утверждению его отца, Бедроса Киркорова, Филипп с детства боготворил Пугачеву и даже одевался в женскую одежду, чтобы изобразить любимую певицу.
Пугачева, хоть и приняла Киркорова в театр, относилась к нему достаточно пренебрежительно. Во время первых гастролей Киркорова с театром песни (Ташкент, май 1989 года), Пугачева словно издевалась над молодым артистом. Киркоров повсюду преследовал певицу и просил, чтобы она "придумала ему имидж". Однажды музыкант Пугачевой, легендарный Александр Юдов, посоветовал Киркорову не волноваться, потому что у того уже есть имидж: "лучезарный п…здодуй". Когда через несколько дней Киркоров спросил Юдова, не стал ли его имидж лучше, музыкант ответил: "Да, уже не лучезарный…"
Встретив такое отношение, Киркоров ушел из театра и стал работать сольно, постоянно совершенствуя свое сценическое мастерство. Ему, во что бы то ни стало, хотелось завоевать эту женщину.
Широкомасштабное наступление началось через пять лет, в 1993 году. В мае, на фестивале "Звездный прибой" в Сочи, Киркоров добился того, чтобы его поселили рядом с дачей Пугачевой. Однажды он поймал на рыбалке большую камбалу, зажарил ее и послал певице. Получив странный подарок, Пугачева в качестве каприза потребовала к рыбе ящик шампанского. Киркоров, несмотря на два часа ночи, нашел такой ящик и собственноручно доставил его Пугачевой. Постепенно Алла Борисовна меняла свое отношение к пылкому ухажеру.
6 декабря Пугачева присутствовала на дне рождения одного из участников группы "На-На", когда туда пришел Киркоров с огромным букетом желтых роз. Приняв цветы, Пугачева объявила окружающим, что на 13 января у нее намечена помолвка с Киркоровым. Этому не поверил никто из присутствовавших, никто из прочитавших об этом в прессе. Никто в целой стране, кроме одного человека – самого Киркорова.
13 декабря 1993 года в квартиру Пугачевой доставили букет из 113 роз. С тех пор каждый день в доме Пугачевой появлялся букет, в котором было на две розы больше, чем в предыдущем. Через месяц, 13 января, Киркоров приехал к дому любимой на золоченой карете. Отступать было некуда.
Киркоров и Пугачева поженились совершенно неожиданно, во время гастролей Филиппа в Санкт-Петербурге в марте 1994 года. Паспорта им вручал лично мэр Анатолий Собчак, а печать о браке в документе Пугачевой пришлось ставить на странице "Дети" – в графе "Семейное положение" не осталось свободного места. Свадьбу отмечали в ресторане "Белла Леоне", принадлежащем Александру Розенбауму.
В 1995 году Пугачева объявила о том, что покидает сцену. Тому было несколько причин – и финансовые проблемы, связанные с известной пирамидой "Властелина", и сложности со связками, которые требовали отдыха и лечения. Певица записала альбом "Не делайте мне больно, господа", который сначала планировалось издать с наклейкой "Последний альбом", но потом Алла Борисовна решила все же не искушать судьбу и заменила наклейку на "Дай Бог не последний альбом". На телевидении всплеск документального интереса к Пугачевой. Один из фильмов снимают Константин Эрнст и Леонид Парфенов. Во время съемок Пугачева замечает, что сейчас старые песни вполне могли бы стать хитами – и тогда появляются "Старые песни о главном". Нет лишь новых песен – весь 1996 год Пугачева не поет.
На самом деле и финансовые неурядицы, и проблемы с голосом были лишь вторичными причинами. Главной причиной ухода Пугачевой в тень была ее неудачная беременность. “Очень жаль, но попытка родить оказалась неудачной: беременность не сохранилась. Этому есть причины - мое здоровье и то, что мне не 18 лет. Надо лечиться, надо ждать, мы с мужем хотим ребенка”, - сказала певица летом 1996 года в интервью "Аргументам и фактам".
Послесловие
Как известно, под Луной ничто не вечно. И любой мужчина рядом с Аллой Пугачевой будет всего лишь мужчиной рядом с Аллой Пугачевой. Мужчины приходят и уходят, а Пугачева остается. Ее брак с Филиппом Киркоровым очень понравился публике, и вне зависимости от действительных личных взаимоотношений Аллы и Филиппа этот союз был общепризнан самым главным в светской России. Между тем Пугачева и Киркоров давно уже не живут вместе и развлекают публику своими взаимоотношениями вовсе не друг с другом, а с совсем другими людьми. Киркоров, отыграв два пышных дуэта со своей давней подругой Машей Распутиной, переключился на продюсирование юной Анастасии Стоцкой. Пугачева не отстает от законного мужа – ее фаворитами стали, быть может, не столь юный, как Стоцкая, но зато куда как более талантливый Максим Галкин. Не стоит сомневаться, что Филипп Киркоров вряд ли станет последним мужчиной в судьбе Женщины, которая поет. И двадцать – вовсе не финальное число мужчин, удостоившихся чести быть рядом с Аллой Пугачевой.
И значит – продолжение следует.