Ученик Роберта Джонсона, его часто называют самым значительным слайдовым гитаристом второй половины 20-го века, в частности, в силу того, что он оказал огромное влияние на блюз-роковых гитаристов Англии в 60-е годы. Элмора Джеймса нужно считать предтечей выдающихся американских блюзрокеров, например, Джонни Винтера или Дьюана Оллмана. Кроме заслуг в области гитарной слайд-техники надо отметить, Джеймс был редким по выразительности и силе певцом. Современники, имевшие возможность видеть его на сцене, отмечали, что записи Джеймса в студии никогда не достигали уровня эмоциональности и выразительности, каких ему удавалось достигнуть на сцене.
Родился в районе Дельты Миссиссиппи в семье сельских издольщиков. В детстве он соорудил подобие однострунной гитары, научился играть на настоящем инструменте самостоятельно. Вполне вероятно, именно это обстоятельство послужило его стремлению найти свой прежде неслыханный стиль игры на гитаре. С подросткового возраста подрабатывал по выходным выступлениями в близлежащих кабаках и на ярмарках.
В районе 1937 года познакомился с Робертом Джонсоном (Robert Johnson), легендарным гитаристом Дельты Миссиссиппи, и перенял у него некоторые элементы как исполнения блюза на гитаре в целом, так и техники игры слайдом в частности. Примерно тогда же познакомился с Райсом Миллером (которому еще только предстояло стать Санни Боем Уилльямсоном II (Sonny Boy Williamson II)); они часто выступали дуэтом; Элмор Джеймс иногда аккомпанировал Санни Бою Уилльямсону и во время его легендарных радиоконцертов, и на самых первых записях.
С 1943 по 1945 служил в ВМС США. После демобилизации вернулся в Дельту, и организовал едва ли не первый в регионе электрический блюзбэнд, играющих через усилители. В 1952г. под собственным именем выпустил дебютную пластинку на крошечной местной фирме "Trumpet" (где записывался и Санни Бой Уилльямсон II). Запись представляла собой авторизированный вариант блюза Роберта Джонсона "I Beleive I'll Dust My Broom", исполненный на акустической гитаре с приклеенным звукоснимателем. Но если тема была известна, а инструмент - примитивен, то исполнение оказалось экстраординарным. Элмор Джеймс извлекал из гитары звук необычайного эмоционального напряжения. Пластинка стала одним из ритмэндблюзовых бестселлеров года. Более крупные фирмы звукозаписи бросились с предложениями к Элмору Джеймсу, под их далеко неделикатным давлением Элмор Джеймс переселился в Чикаго, начал записывать пластинки для фирмы "Meteor/Modern". Организованный им в Чикаго блюзбэнд, названный по наиболее известному хиту "Брумдастерз" (Broomdusters), считался одно время самым "горячим" блюз-бэндом города, превосходя по популярности даже блюзбэнд Мадди Уотерса. В составе группы играли пианист Джонни Джонс (Johnny Jones), саксофонист Джи-Ти Браун (J.T.Brown) и гитаристы Хоумсик Джеймс (Homesick James) или Эдди Тейлор (Eddie Taylor) - все это были земляки Элмора Джеймса, как и он, сыгравшие немалую роль в формировании чикагского стиля городского блюза.
Элмор Джеймс записывался в период с 1952 по 1963 - чуть более десяти лет. Он умер от сердечного приступа в 1963г. Одним из первых Элмор Джеймс ввел в обычай чикагских музыкантов постоянные выезды с концертами в родную деревенскую местность, где электрифицированный дельта-блюз принимали на "ура".
Здоровье его было серьезно подорвано нездоровым образом жизни, особенно - неумеренным потреблением алкоголя. Он ушел в мир иной за несколько лет до того, как британские музыканты, которым предстояло стать суперзвездами: Эрик Клэптон, Питер Грин, Джимми Пейдж - стали пытаться открыть секрет его уникальной техники игры. Можно согласиться, что Элмор Джеймс слишком часто повторял и мелодические ходы своих песен, и исполнительские приемы. Но яркая оригинальность музыкального почерка и эмоциональная насыщенность с лихвой искупали однотипность, которая после первых же шагов поставила бы крест на карьере менее одаренного артиста.
Без этого уникального слайда вся история блюза пошла бы иначе. Возможно, пусть и преувеличение, но правда, что на самом деле в его репертуаре были только две мелодии: быстрая и медленная. Хоть бы и так, но без этих двух его песен, быстрой и медленной - Shake Your Money Maker и Sky Is Crying - невозможно представить историю блюза. Эти песни переиграли рок-музыканты четырех десятилетий, и они по сей день продолжают оставаться в постоянном репертуаре и блюзовых звезд мирового уровня, и блюзбэндов местного значения.